Урок литературы в 10 классе "Тебя ж как первую любовь, России сердце не забудет..!" Васильева В.Н.
Submitted by Валентина Николаевна Васильева on Sat, 05/06/2010 - 02:21
«Тебя ж как первую любовь,
России сердце не забудет!..»
Ф.И.Тютчев
урок литературы в 10 классе
Цель: систематизация и углубление знаний о жизни и творчестве Пушкина
Задачи:
ØОбразовательные:
· создать условия для расширения и закрепления знаний о жизни и творчестве А.С.Пушкина;
ØРазвивающие:
· создать условия для самостоятельного развития личности: умение работать на ПК, умения анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, делать выводы;
· способствовать развитию творческих способностей и эстетического вкуса;
ØВоспитывающие:
· создать условия для воспитания информационно-коммуникативной культуры, самостоятельности, умения принимать решения, брать ответственность на себя, познавательного интереса к предмету.
Оборудование:
Ø экран
Ø мультимедийный проектор
Ø компьютер с выходом в сеть Интернет
Форма урока: урок – игра
На фоне музыки и слайда учитель читает:
Есть имена как солнце! Имена –
Как музыка! Как яблоня в рассвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена!
И.Северянин
Сегодня мы закрываем последнюю страничку изучения Пушкина. Мы закрываем последнюю страничку учебника по теме. Закрываем, но не прощаемся с поэзией, творчеством, личностью великого русского поэта. Потому что Пушкин – это вечное, Пушкин – это наше все, потому что Пушкин будет сопровождать вас всю жизнь.
Однажды к гостям, бывшим в доме Сергея Львовича Пушкина, выбежал малыш полутора лет. Улыбающаяся мать, обращаясь к гостям, сказала: «Вот он человек нового века!» Этим ребенком был Александр Сергеевич Пушкин. Как же сложилась его жизнь, жизнь человека нового века. Об этом нам расскажут биографы.
(презентация, рассказывающая об основных этапах жизни поэта)
Вот он какой человек нового, 19 века.
Давайте вспомним, как Пушкин вошел в вашу жизнь, когда произошло ваше с ним знакомство. (выступления 1-2 учащихся)
Конечно, детство без сказок представить трудно, конечно, трудно представить детство без сказок Пушкина. Именно с них начинается знакомство с творчеством поэта. Но вы росли, умнели, хотели знать, что еще написал Пушкин. И каждый школьный год узнавали все новое и новое.
Давайте перелистаем страницы великой жизни. Мы сделаем это в форме интерактивной игры "Мой Пушкин". По результатам викторины в финал вышли четыре человека: Попова Лена, Черемшанцев Максим, Болдырева Настя и Рожков Олег. Они и приглашаются за игровой стол. Игра напомнит вам известную телевизионную игру “Кто хочет стать миллионером?». В нашей игре тоже 15 вопросов, но две подсказки – 50 /50 и помощь зала. Только бороться вы будете не за миллион, а за знания, помогать вам может весь класс на любом этапе игры.
Итак, начинаем.
1. Назовите годы жизни Александра Сергеевича Пушкина:
А: 1809-1852
Б: 1814-1841
В: 1795-1829
Г: 1799-1837
2. Период жизни Пушкина с 1820 по 1824 года пушкинисты называют:
А: Северной ссылкой
Б: Западной ссылкой
В: Южной ссылкой
Г. Восточной ссылкой
3. Поэт, подаривший Пушкину свой портрет с надписью “Победителю – ученику от побежденного учителя”:
А: Жуковский
Б: Державин
В: Фонвизин
Г: Радищев
4. Назовите жанр произведения “Евгений Онегин”:
А: стихотворение
Б: роман
В: поэма
Г: роман в стихах
5. Какой эпиграф выбрал Пушкин для повести “Капитанская дочка”?
А: “На зеркало неча пенять, коли рожа крива”
Б: “Береги честь смолоду”
В: “У сильного всегда бессильный виноват”
Г: “Встречают по одёжке, а провожают по уму”
6. Какое из этих произведений не входит в сборник “Повести покойного Ивана Петровича Белкина”:
А: “Выстрел”
Б: “Барышня-крестьянка”
В: “Дубровский”
Г: “Метель”
7. Какое стихотворение А.С. Пушкин посвятил Наталье Николаевне Гончаровой:
А: “Храни меня, мой талисман”
Б: “Её глаза”
В: “Мадонна”
Г: “Я помню чудное мгновенье”
Сейчас мы дадим возможность играющим отдохнуть и послушаем стихотворение «Мадонна» (чтение стихотворения).
8. Нам известен Пушкин – поэт, прозаик, драматург, переводчик, публицист. Но был ещё Пушкин – издатель. Какой журнал он издавал:
А: “Звезда”
Б: “Наш мир”
В: “Отечественные записки”
С: “Современник”
9. По приказу какого Пушкин был сослан на юг:
А: Александра II
Б: Николая I
В: Николая II
С: Александра I
10. Перелистывая пушкинские стихотворные сборники, обращаешь внимание на число – 19 октября. Так названо несколько стихотворений: “19 октября”, “19 октября
1827”, “19 октября1828”. Что значило эта дата для поэта:
А: день открытия Царскосельского лицея
Б: день рождения
В: день поступления в лицей
Г: в этот день Пушкин закончил Лицей
11. Назовите стихотворение, в котором Бог повелевает своему посланнику “глаголом жечь сердца людей”:
А: “Анчар”
Б: “Узник”
В: “Пророк”
Г: “Памятник”
Дополнение:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волей моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
12. Вспомните героя “Капитанской дочки”, подарившего Пугачёву заячий тулуп:
А: Миронов
Б: Швабрин
В: Савельич
Г: Гринёв
13. Татьяна любопытным взором
На воск натопленный глядит.
Он чудно-вылитым узором
Ей что-то чудное гласит.
Чем занята Татьяна?
А: колдует
Б: гадает
В: мечтает
Г: плачет
14. Об этом поэте Пушкин позднее напишет:
Старик … нас приметил и,
В гроб сходя, благословил.
Назовите имя этого поэта.
А: Ломоносов
Б: Державин
В: Жуковский
Г: Крылов
15. Критики называют роман “Евгений Онегин”
А: “энциклопедией русской жизни”
Б: энциклопедией молодого повесы
В: энциклопедией помещичьего мира
Г: энциклопедией высшего света
Молодцы, справились с заданиями, вы тоже времени даром не теряли – помогали своим одноклассникам. Таким образом, мы все с вами победители. Но ведь у каждого из нас свой Пушкин, наверняка, у многих из вас есть любимые пушкинские строки, стихотворения. Давайте их послушаем. (выступление 2-3 учащихся)
Мы не только послушали стихи, но и узнали, почему именно они выбраны для чтения.
Из уроков литературного краеведения вы знаете, что жизнь Александра Сергеевича Пушкина тесно связана с Тамбовской областью. Сейчас мы отправимся с вами на экскурсию, которую проведут наши экскурсоводы.
http://pushkin.niv.ru/pushkin/mesta/tambov.htm
Часто бывает так, что мы едем за тридевять земель, чтобы узнать что-то о писателе, поэте, походить по священной земле, на которую ступала нога гения. Порой мы даже не подозреваем, что рядом с нами живут люди, посвятившие всю свою жизнь изучению творчества поэта. У нас в Сосновке тоже есть такой человек. Это Матрена Степановна Семенова, человек, который более тридцати лет собирает книги о Пушкине. О Пушкине она может говорить часами. Накануне урока мы побывали у нее в гостях и предлагаем вашему вниманию рассказ о том, как начиналась ее тропинка к творчеству Пушкина. (видеофильм)
(на фоне слайда) Пока живут такие неравнодушные люди, живет память о великом русском поэте, пережившем века. Сбылись его пророческие слова: (чтение учеником стихотворения «Памятник»)
Сегодня мы с вами перелистали страницы великой жизни великого человека. Поделитесь своим впечатлениями от увиденного и услышанного. (выступление 1-2 учащихся)
Сегодня вы были активны и показали неплохие знания по теме урока. Спасибо за урок.
На: Урок литературы в 10 классе "Тебя ж как первую любовь, Росси
Валентина Николаевна! Спасибо за воспитывающий, развивающий урок! Но, что же не все гиперссылочки в конспекте открываются? Обидно-с...
С уважением Елена Тарасова
На: Урок литературы в 10 классе "Тебя ж как первую любовь, Росси
Елена Геннадьевна! Оплошность вышла - гиперссылки не убрала вовремя, теперь перезагрузила ресурс. Спасибо за внимание к материалу.