Официальный сайт aktuell 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Пиши мне послание

Фото пользователя Наталия Владимировна Виданова
Submitted by Наталия Владимировна Виданова on чт, 03/06/2010 - 14:52
Данные об авторе
Автор(ы): 
Виданова Наталия Владимировна
Место работы, должность: 
Зеленогайский филиал МОУ Заворонежской СОШ Мичуринский район учитель русского языка и литературы
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Познакомить учащихся с историей русского письма 15-19 в, расширить кругозор учащихся, развить интерес учащихся к исследовательской деятельности, общеучебные навыки учащихся, речь; воспитание культуры поведения, общения.
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
7
Используемые учебники и учебные пособия: 

1. С.Г. Бархударов "Русский язык"  учебник для 8 класса.

2.Таблица-схема "Знаки препинания при обращении".

Используемая методическая литература: 

1. А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений.

2. В.Е. Гольдин. Речь и этикет. Москва. "Просвещение". 1983 год.

Используемое оборудование: 

Костюмы для исполнителей ролей, реквизит для оформления литературной гостиной, фонотека, магнитофон, тексты писем, используемых на уроке, компьютер, проектор.

Краткое описание: 
Урок письма "Пиши мне послание". Урок комплексного применения ЗУН учащихся.

 

Ход урока.
 
Шерлок Холмс и доктор Ватсон сидят в креслах. Входит миссис Хадсон.
Миссис Хадсон. Мистер Холмс, вам письмо.
Холмс. Спасибо, миссис Хадсон. Читайте, Ватсон.
(Ватсон вскрывает конверт, миссис Хадсон уходит).
Ватсон (читает) «Если вы действительно великий сыщик, объясните, что объединяет слова «письмо, послание, эпистолярный жанр, эпистолярная форма»?» 
Холмс. Что вы скажете об этом, Ватсон.
Ватсон молчит.
Холмс. А между тем, для тренированного ума здесь все просто. Элементарно, Ватсон. Эти слова связаны с греческим словом epistole, что значит письмо, послание, эпистолярная форма. А вы, дорогие ученики, что-нибудь можете добавить по этому поводу? 
Уходят.
Учитель. Здравствуйте, ребята. Все так неожиданно. Вы уже познакомились с нашими героями, которые хотят услышать интересное о письме. Попробуем не разочаровать их. Помня, что Шерлок Холмс большой почитатель справочников, словарей, обратимся и мы к словарю литературоведческих терминов. Сделал это для нас эксперт по науке.
Эксперт по науке. Шерлок Холмс прав. В «Словаре литературоведческих терминов» под общей редакцией С. В. Тураева читаем. «Эпистолярная форма
(c греческого языка epistol - письмо, послание) – произведение, построенное в форме переписки действующих лиц. Первоначально в 18 веке эпистолярная форма использовалась для описания путешествий («Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина). Одновременно развился и получил жанр романа в письмах «Новая Элоиза» Руссо, позднее - «Бедные люди» Достоевского, дающий возможность очень достоверно передать мысли и чувства персонажей, субъективизм восприятия и оценки ими окружающего мира».
Учитель. Благодарю вас, уважаемый эксперт, за информацию. Вы удовлетворены, дорогие гости?
Холмс. Спасибо. Вполне. Только я добавил бы еще, что у А.С. Пушкина есть «Роман в письмах», мало известный читателю, но исключительно интересный. Из переписки молодых людей узнаешь жизнь общества той эпохи. Я бы советовал вам прочитать его, молодые люди.
Ватсон. Мистер Холмс, мы злоупотребляем гостеприимством. Будьте, пожалуйста, более кратки в ответах, ведь у нас еще масса невыясненных вопросов, связанных с историей письма. Если вы не против, дорогой друг, я передам учителю перечень вопросов, на которые хотелось бы услышать ответы. Поскольку мы иностранцы, то хотим больше узнать о вашей стране, о вашей культуре, просим, чтобы вы чаще использовали материал об А.С. Пушкине, большими почитателями творчества которого мы являемся.
Учитель читает вслух вопросы.
Вопросы от Шерлока Холмса и Ватсона.
1.     Об использовании обращения в русских письмах.
2.     О правилах написания письма.
3.     Использование эпистолярной формы в творчестве А. С. Пушкина.
4.     О письмах А. С. Пушкина.
Учитель. Итак, продолжим урок. Круг обсуждаемых вопросов очерчен.
Письмо, послание. Знакомые с детства слова, близкие и понятные каждому. Правда, сегодня, к сожалению, мы письма редко пишем, потому что в нашей быстро пробегающей жизни им остается мало места: есть телефон, и время сжато до предела. Тем не менее, письма в нашей жизни занимают большое место. И как ни редко мы сегодня пишем письма, они никогда не уходят и не уйдут из нашей жизни. Ситуации, в которых нам приходится прибегать к письму, многообразны и всегда значимы. На память приходят слова поэтессы Н. Кузовлевой:
Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены.
(Написано на доске).
Сегодня на уроке мы поговорим с вами о письме, послании, эпистолярной форме общения, эпистолярном жанре, исследуем историю письма, узнаем правила написания писем, их виды, почитаем письма, дошедшие до нас через века, напишем письма своим близким, ведь владение языком предполагает умение писать письма. Ответим на вопросы наших уважаемых гостей. Не забудем о знаках препинания при обращении.
Тема нашего урока «Пиши мне послание…». Эпиграфом будут служить слова Н. Кузовлевой:
Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены.
Кому-то может показаться странным: в век телекоммуникаций писать «письмо о письме», но телефон, к сожалению, лишает нас радости человеческого общения - величайшей ценности человеческих отношений. Письма появились давно, они пережили столетия, сохранили для нас свидетельства эпох, и люди до сих пор пишут письма, но отправляют их все чаще по электронной почте. Письма, конечно, бывают разные: личные, деловые. Все зависит от назначения письма. Письмо может быть рассказом о себе, поздравлением, просьбой, благодарностью. Естественно, что и лексика должна соответствовать назначению письма. Совершенно не уместно в письме личного характера использовать такие обороты как уведомляю Вас, довожу до вашего сведения. Слова должны идти от сердца. Напомню только, что знаки выделения обращений на письме остаются одинаковыми. Посмотрите на таблицу – схему. Она перед вами.
Начнем исследовать проблему, так сказать с «азов» и попутно учиться писать письма.
Послушаем эксперта по науке, историка.
Эксперт по науке. Современное письмо почти всегда начинается с обращения. Древнейшие же из дошедших до нас частных посланий, написанных на Руси, строились по-другому.
Вначале сообщалось, от кого письмо и кому. Обращения в зачине письма не было, именования отправителя и получателя входили в формулу начального приветствия «Поклон от…ко…». Эта традиция держалась в России долго, до 18 века.
У вас на столе лежит полный текст одного из писем на бересте (письмо найдено в Новгороде, датируется предположительно 15 веком). Прочитайте его самостоятельно, потом я прочитаю его вслух.
Поклонъ от Михаили к осподину своему Тимофию. Земля готова, надобе семяна. Пришли, осподине, целовекъ спроста, а мы не смиемъ имать ржи безъ твоего слова.
«Имать» - по-древнерусски «брать». Текст, конечно, имел другой вид. Исследователи разделили текст на слова и предложения, расставили в нем современные знаки препинания, выделили собственные имена прописными буквами, и теперь смысл послания к его господину понятен: приказчик сообщает, что земля к посеву готова, требуется разрешение феодала, чтобы взять семена. Письмо начато традиционной формулой без обращения. В середине письма обращение есть: осподине.
Учитель. Благодарю вас за информацию. Уважаемые гости, вы можете дополнить?
Холмс. Все очень интересно. Спасибо нашему юному другу. Добавлю только, что в 1708 году ваш царь Петр 1 ввел гражданский шрифт вместо церковнославянского. Была издана «Кумплементальная книга» (книга с образцами писем). Один из образцов таких писем перед вами. Прочитайте.
(Чтение учащимися образца письма начала 18 века. 1 ученик читает вслух.)
Моя госпожа! Я пред долгим временем честь искал с вами в компанию прийти и потом соизволения просити, дабы я себя мог за вашего преданного слугу почесть, но понеже вы столь набожны, что вас нигде инде кроме церкви видеть не получаю, однакож и в сем святом месте через частые усмотрения вас яко изрядного ангела толико желания к вашей знаемости получил, что того скрыти не могу.
Холмс. Что вы мне скажете, уважаемые, по поводу этого послания? 
Ответы детей.
Холмс. Да. Вы правы. Это действительно «просительное» писание некоторого человека к женщине, полное любви и уважения к даме.
Учитель. Благодарю вас, мистер Холмс. Но позвольте нам продолжить и поговорить о правилах написания письма. В 1889 году в Санкт-Петербурге выходит книга «Правила светской жизни и этикета. Хороший тон». Составители: Юрьев и Владимирский. Мы воспользуемся фрагментами этой книги, чтобы составить правила написания писем. Я буду читать по пунктам, а вы, работая в группах, составите правила,   которые мы потом прочитаем вслух.
Чтение учителем фрагментов книги.  
1.     Слог письма должен воспроизводить в точности правильный ход разговора; он должен быть ясен, прост и сжат.
2.     Важную роль играет умение найти верный тон своего письма, который согласовывался бы с теми чувствами и отношениями, в которых мы действительно находимся с тем лицом, к которому пишем.
3.     Следует быть осторожным и никогда ни о ком не писать ничего дурного.
4.     Если пишешь под влиянием гнева, то лучше отправку письма отложить до следующего дня. Этим средством можно сохранить дружбу.
5.     Если кто-нибудь берет обязательство передать письмо, то он обязан передать его нераспечатанным.
6.     Красота почерка не требуется, но писать неразборчиво так же неприлично, как говорить невнятно, что называется, бормотать себе под нос.
7.     Очень невежливо и даже грубо ставить вместо подписи одну лишь букву. Кто подписывается так, что невозможно разобрать его фамилию, тот походит на человека, прячущего лицо под маской. Только знаменитости имеют право подписываться крючками или черточками.
8.     Вежливость предписывает не задерживать ответное письмо.
 
Примерные правила написания письма (у учащихся).
1.     Пиши ясно, просто, сжато.
2.     Умей учитывать, кому именно пишешь.
3.     Не пиши дурного о других.
4.     Не отправляй в гневе.
5.     Не читай чужих писем.
6.     Пиши разборчиво.
7.     Ставь подпись (число).
8.     Не задерживай ответа.
(Чтение вслух 1-2 учащимися).
Учитель. Вот мы с вами составили примерные правила написания письма. Теперь посмотрим, насколько эти правила соблюдались, как они использовались нашими далекими соотечественниками. Вместе с тем удовлетворим в некоторой степени и интерес наших гостей к нашему Отечеству, к жизни и творчеству А.С. Пушкина.
Письма часто привлекают внимание писателей. Сколько великолепных сюжетов опирается на письма! «Дети капитана Гранта» Ж. Верна, «Два капитана» В. Каверина. Мы с вами вспомним произведения А.С. Пушкина, где великий художник слова прибегает к форме письма, эпистолярной форме. Например, в повести «Дубровский» старая няня извещает молодого барина о болезни его отца и просит о скорейшем приезде, Маша Троекурова просит помощи у Владимира Дубровского. В повести «Капитанская дочка» Маша Миронова пишет письмо императрице, умоляя восстановить справедливость и не дать совершиться злу.
Сейчас мы послушаем эксперта по литературе с сообщением о «Повестях Белкина» А.С. Пушкина.
Эксперт по литературе. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А.С. Пушкин начинает главой «От издателя». В ней А.С. Пушкин использует письмо как очень удобную форму знакомства с И.П. Белкиным.
В «Выстреле» Сильвио получает письмо, которое должно оправдать его ожидания.
В «Метели» главная героиня Марья Гавриловна пишет два прощальных письма, одно из которых адресовано родителям.
В «Барышне-крестьянке» завязалась переписка между Алексеем и Акулиной (Лизой), приведшая влюбленных к благополучному концу.
Таким образом, А.С. Пушкин довольно часто использовал эпистолярную форму в своих произведениях.
Шерлок Холмс. Простите, уважаемый учитель, не могу сдержать восхищения. Позвольте пожать мужественную руку эксперта за столь интересное сообщение и выразить благодарность за упорный труд.
Учитель. Да, пожалуйста. Я тоже благодарю эксперта за достойное похвал сообщение.
Ватсон. Вы уж простите меня великодушно. Но мне тоже захотелось поделиться с вами своими находками. Я понял, читая Пушкина, мы становимся лучше. В нас пробуждаются светлые, добрые чувства. Я узнал, как трогательно относился к няне Пушкин. Арина Родионовна платила Александру Пушкину тем же. В ее письме к нему я читаю «Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю…
Учитель. Благодарим вас, мистер Ватсон. Коли уж вы затронули проблему личных писем, то я приглашаю всех заглянуть в литературную гостиную.
(Уголок гостиной приготовлен заранее).
Ученица. После свадьбы поэт переезжает в Петербург. Он счастлив. Необыкновенная красота жены Натальи Николаевны поражает и петербургское общество. Пушкин же знает не только ее красоту. Он пишет: «Жена моя прелесть, и чем долее я с ней живу, тем более люблю это милое, чистое, доброе создание, которого я ничем не заслужил перед богом».
Его сестра Ольга Павлищева написала родителям: «Они очень довольны друг другом, моя невестка совершенно очаровательна…». А брат Натальи Николаевны Дмитрий Гончаров сообщил своим родителям: «Между ними царствует большая дружба и согласие, Таша обожает своего мужа, дай бог, чтобы их блаженство и впредь не нарушалось».
Письма Пушкина к Наталье Николаевне необыкновенно искренни, удивительны по простоте и сердечности, полны любви и нежности.
Музыка П.И. Чайковского «Баркарола».
Ученик. «Надеюсь увидеть тебя недели через две; тоска без тебя. Душа моя, женка моя, ангел мой!»
5 декабря 1831 года.
Ученица. «Не можешь вообразить, какая тоска без тебя. Я же все беспокоюсь, на кого покинул тебя».
23 сентября 1832 года.
Ученик. Тебя, мой ангел, люблю так, что выразить не могу».
19 сентября 1833 года.
(музыка не звучит, свечи погашены).
Учитель. Спасибо вам за бесценные строки.
Холмс. Примите благодарность и от нас с Ватсоном. В этой переписке так чудесно раскрыта семейная жизнь Пушкина, его любовь к жене, что нельзя читать и слушать это без умиления.
Учитель. Продолжим обсуждение темы. А.С. Пушкин часто писал письма. А как он их подписывал? Послушаем сообщение эксперта по литературе.
Эксперт по литературе. Давайте откроем томик с письмами А.С. Пушкина. Как поэт подписывал их? По-разному. Пушкин. А. Пушкин. А.П. Это письма друзьям: П. Вяземскому, К. Рылееву, А. Бестужеву. Но чаще всего подписи нет вообще. Не подписана и большая часть писем брату Льву. Вот подпись-шутка. Посылая Льву свои стихи, Пушкин «потчует» его в конце письма еще несколькими эпиграммами и, вспоминая басню Крылова «Демьянова уха», заканчивает так: «покушай, пожалуйста. Прощай, Фока, обнимаю тебя, твой друг Демьян». Чем ближе адресат, тем меньше надобности в соблюдении правил этикета.
Почти все письма Пушкина к лицейскому другу Михаилу Лукьяновичу Яковлеву подписаны (вернее - не подписаны) так же, как и письма к остальным друзьям. Но вот ему письмо от 3 июля 1834 года.
Милостивый государь Михайло Лукьянович,
Вследствие данного Вам начальством поручения касательно напечатания рукописи моей, под названием «История Пугачевского бунта», и по личному моему с Вами о том объяснению, поспешаю Вас уведомить.
Далее речь идет о формате издания, тираже, бумаге, шрифте.
М.Л. Яковлев – начальник типографии, где должна печататься «История Пугачевского бунта», и, следовательно, адресат этого официального письма – уже не друг, а служебное лицо. Общему тону соответствует и пушкинская подпись:
С глубочайшим почтением честь имею быть,
милостивый государь, Вашим покорнейшим слугою.
 Александр Пушкин.
Удивительно бесстрастны своим строгим соответствием официальной форме пушкинские подписи в письмах шефу корпуса жандармов Александру Христофоровичу Бенкендорфу:
С глубочайшим почтением и совершенной преданностью честь имею быть, милостивый государь, Вашего сиятельства
Покорнейший слуга
Александр Пушкин.
У Пушкина тонкое чувство ситуации. Это отражалось даже в почерке. Я знаю, что мистер Шерлок Холмс знаток большого количества почерков. Может, ему что-нибудь известно о почерке Александра Пушкина?
Холмс. Спасибо за признание моих скромных трудов. Да, я с удовольствием поделюсь с вами своим сведениями. У Пушкина 2 категории почерка и четыре вида. Первая категория – творческая, вторая – светская. В первой категории 2 вида: черновой и беловой; во второй тоже два: личный и официальный. Почерк его писем к близким – небрежно-естественен, но с чуть заметным манерничаньем. Наконец, последняя манера: холодный, заставляющий нас ежиться, змеиный блеск его официальных автографов, посланий к Бенкендорфу и тому подобное. Это почерк в мундире и в орденах.
Учитель. Благодарю за сообщение нашего уважаемого гостя и эксперта по литературе.
Итак, мы с вами многое узнали об истории письма, сущности и значении его в жизни общества, людей, литературы, говорили об этикете письма, правилах его написания, читали письма, слушали сообщения. Бесценную помощь в познании оказали нам уважаемые мистер Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Слова благодарности я говорю всем, кто выступил экспертами, устроил для нас литературную гостиную. Замечательно то, что вы все приняли активное участие в обсуждаемой проблеме. Надеюсь, наш разговор не был безуспешным. Вам захочется написать письмо своей семье, другу, получить ответ и понять прелесть полноценного человеческого общения, ведь вы сможете не один раз перечитать строки, написанные к вам с любовью и добрыми пожеланиями. Письмо, вы понимаете, - авторское дело, но есть у него кое-что общее. Сейчас мы с вами составим алгоритм написания письма.
Коллективная работа с классом. Повторение пунктуации при обращении.
Алгоритм написания письма (примерный). 
1.     Приветствие (обращение) – имя того, кому предназначено письмо.
2.     Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания или извинение в беспокойстве письмом.
3.     Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
4.     Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания. Подпись.
 Задание на дом. Творческая работа «Пиши мне послание…». (Можно о родном крае нашим гостям).
Итог урока. Беседа с классом. Обсуждение.
Учитель. Как вы сказали, мы узнали много нового о письме, но поверьте, далеко не все. Это очень интересная тема, в которой много таинственного, ведь письмо – это история страны без прикрас. Мы с вами тоже создаем историю, как создавали историю письма, слегка пахнущие духами, и письма - треугольники с фронта, пропахшие солдатским потом, пробитые пулей. Наше общество начинает понимать важность письма, этим, по-моему, можно объяснить то, что на Тамбовщине создается летопись солдатского письма, бесценного свидетеля воинской славы.
Заканчивая урок напомню:
Прошу тебя, пиши мне письма!
В наш громкий век им нет цены.
Всего доброго!
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Прикрепленный файл Size
Урок письма Пиши мне послание.rar 454.73 KB

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Тамара Анатольевна Коростелёва

На: Пиши мне послание


Уважаемая Наталия Владимировна, пишу Вам "послание". Спасибо за интересную разработку. Понравилось необычное начало урока.Я тоже люблю начинать урок с интриги, а лучше, думаю, сказать с удивления – этого прекрасного состояния, которое является предтечей открытия. Театральное действо стало интересным материалом для начала урока. Главное, что ребята раскрепостились, эмоционально настроились на волну урока. Разыгранная сценка дала возможность возникновению живого общения, когда хочется обменяться мнениями и впечатлениями. К сожалению, в "наш громкий век" письма уходят в прошлое, а написать письмо для многих целая проблема. На Вашем уроке дети узнали много нового и интересного.

2 года назад мы вместе с ученицей принимали участие в конкурсе "Урок письма - Хочу рассказать о своём родном крае". Стали победителями в региональном этапе и вошли в тройку лауреатов во всероссийском конкурсе.




Фото пользователя Наталия Владимировна Виданова

На: Пиши мне послание


Уважаемая Тамара Анатольевна! Благодарю Вас за теплые слова в мой адрес! За поддержку. Рада, что Вам понравился урок. Очень приятно получить похвалу от коллеги, участвовавшей в конкурсе на лучший урок письма. Поздравляю с успешным завершением всероссийского конкурса. С победой. Вы молодцы. С уважением Н.В. Виданова.



Фото пользователя Эльвира Александровна Петрова

На: Пиши мне послание


Уважаемая Наталия Владимировна! Вы представили очень интересный урок. Ведь это так важно уметь красиво и грамотно писать. Письмо - это отражение личности пишущего. А сейчас у нас в "моде" безграмотность компьютерного и СМСочного языка.Куда ушло пушкинское "Я к Вам пишу ..."? Мне так жаль, что этот жанр личного письма уходит в прошлое. Даже у нас на уроках английского нам приходится учить не письмо писать, передавая свои чувства и мысли, а соблюдать правильную структуру в формате ЕГЭ. Печально...


Конкурс "IT-учитель"

Видео скачать на телефон бесплатно


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн