1.Организационный момент– готовность к уроку, сообщение цели урока (на предыдущих уроках мы повторили два способа решения тригонометрических уравнений (каких?), (в чем они заключаются?), сегодня переходим к повторению …
2.Подготовительная работа
А) диктант по формулам
-основное тригонометрическое тождество
-формулы тангенса и котангенса через синус и косинус
-формулы двойного угла
-формулы половинного угла
-формулы решения простейших тригонометрических уравнений
Sin x = a
Cos x = a
Tg x = a
( проверка по справочнику в сборнике для экзаменов (Дорофеев Г.В. , Дрофа, М, 2005) стр.156)
Б) устный счет
Решение уравненийsinx=1, cosx=-1, tgx=0,
sin x=-1, cos x=0, sin x=0, cos x=1
3.Презентация решения уравнений новыми способами (подготовленная учениками)
А) разложение на множители (презентация 1)
sinx+cosx= 1
Б) введение нового угла (это же уравнение) (презентация 2)
В) универсальная подстановка (это же уравнение) (презентация 3)
В каждом случае учащиеся класса после просмотра презентации решают сами предложенное уравнение, затем проверяют, просматривая медленное движение презентации. Формулы записывают в тетрадь.
Подведение итогов:
А) способы разложения на множители(вынесение общего множителя за скобки, группировка, формулы)
Б) стр.156 в сборнике для экзаменов(формула)
В) формулы на доске
4. Отработка умений и навыков
1) 2x2sinx- 8sinx+4-x2 = 0
2sinx(x2 -4) – (x2 -4) = 0
(x2 - 4)(2sinx – 1) = 0
х2-4 = 0x=2x=2
2sinx – 1 = 0x=-2x=-2
Sinx=0,5x = (-1)n ∙ П/6 + Пn, где n целое число2) 3sinx – sin2x = 0.Найти сумму корней уравнения на промежутке
(-5П, 3П)
3sinx – 2sinxcosx = 0
Sinx(3 – 2cosx) = 0
Sinx = 0x = Пn, nZx= Пn, nZ
3 – 2cosx = 0cosx = 1,5корней нетx = Пn, nZ
Выберем корни на (-5П, 3П):
-5П < Пn <3П / :П
-5 < n < 3
т. к.nZ , то n = - 4, - 3, - 2, -1, 0, 1, 2,
х= -4П, -3П, -2П, -П, 0, П, 2П, а их сумма равна -7П
3)3sin2x + 4cos2x = 5.
, разделим обе части уравнения на это число
0,6sin2x + 0,8cos2x = 1, 0,6 = sina, 0,8 = cosa
Cos2x cosa + sin2x sina = 1
Cos(2x-a) =1
2x-a = 2Пn, nZ
2x = a + 2 Пn, nZ
X = 0,5a + Пn, nZ a = arcsin0,6
5. Самостоятельная работа
1) Двое учащихся на ПК выполняют задания ЕГЭ (в «ответах» проверяют)
(Задачи повышенной трудности по алгебре и началам анализа – учебное пособие, Москва «Просвещение» 1990)
6.Подведение итогов: формулы синуса и косинуса через половинный угол, способ введения дополнительного угла, универсальная подстановка, способы разложения на множители
Оценки. Тетради собрать.
7.Домашнее задание:
1. всем - №4.26, 4.29, 4.35, повторить формулы сложения, формулы перехода от произведения к сумме (стр.156 в сборнике для экзаменов)
2. сильным учащимся - № 5.4, 6.34,6.69
3.индивидуально – презентации решения уравнений с помощью формул сложения
4. для желающих:www.bymath.net
(Тригонометрия – тригонометрические уравнения. Основные способы решения)