Submitted by Татьяна Валерьевна Ермолова on Tue, 01/06/2010 - 19:21
Модуль:«История костюма» 6 класс
Тема урока:«Применение вышивки в быту».
Место урока в учебном модуле:
Урок проводится перед выполнением образцов вышивки счетными швами (крест, полукрест, тамбовский крест).
Цель:
познакомить обучающихся с историей возникновения вышивки;
развивать эстетический вкус;
пробудить творческий интерес к выбору объекта труда.
Задачи:
демонстрация изделий, украшенных ручной и машинной вышивкой;
выбор учащимися рисунка для изготовления вышивки;
выполнение эскиза модели с использованием выбранного рисунка.
Оборудование учителя:
презентация к уроку; предметы домашнего быта, украшенные вышивкой; стенд с видами вышивки счетными швами; набор рисунков для вышивки; мини-выставка работ учеников, учителей и работников школы; журналы мод, цветные иллюстрации.
Оборудование учащихся:
тетрадь, шаблоны для отработки приемов по выполнению вышивки счетными швами, шерстяные нитки разного цвета, альбомный лист.
Тип урока:
Формирование умений и навыков, условий применения усвоенного материала.
в) Демонстрация предметов домашнего быта, украшенных вышивкой.
3.Практическая работа.
а) Отработка приемов работы по выполнению счетных швов.
б) Выбор учащимися рисунка для выполнения вышивки.
в) Обоснование выбранной модели.
4. Подведение итогов урока.
Эстетическая оценка практической работы.
5.Сообщение домашнего задания.
ХОД УРОКА.
1.Организационый момент.
(слайд 1) Тема нашего урока: «ПРИМЕНЕНИЕ ВЫШИВКИ В БЫТУ». Запишите тему свои тетради. Цель урока не только познакомиться с разнообразием вышивки, применением ее в быту, но и совершить небольшой экскурс в историю, познакомиться с современным применением вышивки. В конце урока мы выполним тренировочное упражнение.
Вышивка широко распространенный вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняется вручную или посредством вышивальной машины на различных тканях, войлоке, коже и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шелковыми нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блестками, монетами и т.п.
Дайте определение понятию «вышивка». Запишите определение в тетради. Вышивка – нанесение узора на ткань и другие материалы при помощи цветных нитей, золотой и серебряной проволоки, драгоценных и полудрагоценных камней, жемчуга, бисера, стекляруса и др.
2.Сообщение нового материала.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся кIX–XIIвв. Это—фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными золотыми нитями. Золотым шитьем в далекие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.
Вышивка в далекие времена была практически единственной возможностью в декорировании домотканого материала. Искусство вышивки является одним из древнейших способов декорирования ткани (слайд 2). Узоры вышивок изначально имели в первую очередь обрядовое значение, представляя собой зашифрованное послание к высшим силам. Вышивка на одежде имела охранительные функции, то есть оберегала владельца от злых духов, приносила счастье. Смысл изображений передавался из поколения в поколение, от матери к дочери. Нет ни одного орнаментального мотива, который был бы случаен или не на своем месте.
(слайд 3) Со временем менялся не только характер самих узоров, но и материалы, которыми они выполнялись. Вначале орнаменты вышивались только неокрашенными нитями. Позднее стали применять окрашенные нити, а затем – разноцветный шелк, золото и серебро. Параллельно развивалась техника шитья жемчугом, а несколько позже – бисером и стеклярусом. Возникали устойчивые сочетания цветов, присущие традиционным вышивкам разных народов. Наиболее древнее цветовое сочетание в русской вышивке – белое и красное. Позже в вышивках стал преобладать красный цвет.
Традиции вышивального искусства постоянно развивались, вXIV–XVIIвв. вышивка приобретает еще более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шелка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шелком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было распространено в основном среди женщин знатных семей и монахинь.
Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. СXVIIIв. оно входит в жизнь всех слоев населения, становится одним из основных занятий девушек-крестьянок.
Вышивкой украшали предметы быта – полотенца, подзоры, столешники (скатерти), праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. Изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.
В старину хлебом-солью принято было встречать дорогих гостей. Хлеб подавали на вышитом полотенце-рушнике.
-Где в современной жизни прижился данный обряд? (Вариант ответа: встреча родителями жениха молодоженов, встреча дорогих гостей).
Перед вами рушники Знаменского района (слайд) подлинные, сохранившийся до наших дней (показ подлинник) и современный свадебный рушник (слайд 4).
Одни из них выполнены в технике свободной глади, для украшения других использована техника «крест».
Примеры вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно обреталось все лучшее и создавались неповторимые образцы вышивок с характерными национальными чертами (слайд 5).
В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Наиболее сохранились и дошли до наших дней вышивкиXIXвека. Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, т.к. постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада.
Народная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к 13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки. На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы.
Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.
Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины – пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали свое мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений.
Рассказ и показ иллюстраций и изделий:
Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Ее украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками цветного ситца. В разных губерниях одежда имела свои особенности, отличия. Она была различной по назначению (повседневная, праздничная, свадебная), выполнялась для разных возрастов (девичья, для молодой, пожилой женщины).
По характеру узоров и приемов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приемы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением.
К старинным русским швам относятся: роспись или полукрест, набор, крест, счетная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь (слайд 6).
-Как вы думаете, современна ли вышивка? Может быть гораздо проще купить понравившуюся вещь в магазине, на рынке?
Давайте обратимся к современным журналам мод и рассмотрим некоторые примеры. (слайд 7)
Показ журналов. Комментарии учителя.
-Скажите, реально ли изготовить своими руками вещи, украшенные вышивкой, или выполнить вышивку на уже готовом изделии для себя, своих близких, для уюта в своей квартире? (Предполагаемые варианты ответов: - Да, реально, если умеешь вышивать. – Моя бабушка красиво вышила на месте дырки на моих брюках.)
Я хочу вам показать некоторые изделия, для украшения которых использовали вышивку:
за занавесом на столе: скатерть, салфетки, платочек, полотенце, дорожки, картина, фартук, подушки. Учитель комментирует представленные изделия.
Я хотела бы пригласить вас в виртуальную картинную галерею, из которой мы плавно перенесемся в реальную. (серия слайдов, показ картин, выполненных учителями, учащимися и работниками школы). (слайд 8)
Все работы выполнены в технике счетной вышивки. Наиболее древними являются счетные вышивки, которые первоначально выполнялись на домотканом холсте, похожим на мелкую канву.
Счетные вышивки выполняются на канве, либо на ткани с четко выраженным полотняным переплетением нитей. Швы либо украшают поверхность ткани, полностью или частично закрывая ее, либо вплетаются между предварительно продернутыми нитями утка и основы. (слайд 9) К первому типу счетных вышивок относятся, например, «крестик», счетная гладь и различные варианты гобеленового шва, а ко второму – мережки и гипюры. (показ реальных вещей). Свободные вышивки выполняются без расчета нитей ткани, по нарисованному от руки контуру. К ним относятся многие виды глади, узелковые и петельные швы, аппликация.
К вышиванию по канве можно отнести все виды счетного шитья, полностью покрывающие ткань, служащую фоном. Простой крестик, называемый также «русским», является основой практически всех счетных швов как при вышивке по канве, так и при вышивке по полотну.
3.Практическая работа.
Прежде чем приступить к выполнению изделия, украшенного вышивкой «крест» необходимо отработать приемы данной вышивки. Материалом для вышивки нам послужат нитки мулине (шерсть), взятые в два или три сложения, а фоном – канва (картонный шаблон).
Крестиком выполняют геометрические и растительно-геометризованные орнаменты. Часто в узоре этот шов сочетают с другими.
Шов крестик вышивают по счету нитей ткани или по канве. Легко выполнять этот шов на вышивальных тканях.
Шов крестик состоит из одинаковых по величине диагонально пересекающихся лицевых стежков, образующих крестики. На изнаночной стороне получаются ряды горизонтальных или вертикальных стежков (демонстрация вышивки или образца).
Каждый крестик в узоре выполняют слева направо. Конец нити закрепляют петлей по диагонали клеточки, либо небольшими тремя-четырьмя стежками по горизонтали или вертикали первого ряда. Выводят иглу в левом нижнем углу первого крестика (рис. а). Затем по диагонали иглу вкалывают в правый верхний угол и выводят в верхнем углу (рис. б). Протягивают рабочую нить и вкалывают иглу в правый нижний угол, а выводят иглу в левом нижнем углу следующего крестика (рис. е). Так делают, если в узоре надо выполнить ряд горизонтальных крестиков.
Иногда удобно вышить ряд крестиков по вертикали. В этом случае вышивают вначале все стежки ряда в одну сторону (слева по диагонали направо), а затем вышивают ряд стежков, перекрывающих первые.
Надо следить, чтобы в орнаментах, вышиваемых крестиком, верхний перекрывающий стежок по всему изделию был в одном направлении и чтобы между крестиками не проглядывали нити ткани.
Узоры крестиком переснимают с таблиц или изделий на бумагу в клеточку или миллиметровую. Чтобы вышить узор, нужно перерисовать его раппорт.
Что же это такое?
Запишите в тетради: Раппорт — это повторяющаяся часть узора. (слайд 10)
Каждая клеточка бумаги соответствует крестику узора. Можно заштриховать цветными карандашами клеточки-крестики орнамента, а можно в каждой клеточке цветом рисовать крестик.
Вышивка требует усиленного внимания, кропотливое вышивание можно сравнить с работой за компьютером, а значит нам надо беречь зрение и осанку. Во время работы необходимо делать перерывы, чтобы сделать гимнастику для глаз и размять мышцы. Не забывайте про хорошее освещение, оно очень важно.
Ко всему прочему не стоит пренебрегать техникой безопасности. Какие правила необходимо соблюдать при выполнении ручных работ?
4.Подведение итогов урока.
Время работы подошло к концу. Подведем итоги.
Примерные вопросы к каждой практической работе:
Что вы узнали о вышивке? Давно ли будет существовать этот вид рукоделия?
Какие виды вышивки вы знаете?
Почему некоторые виды вышивальных швов называют «счетными швами»?
Что такое раппорт рисунка?
5.Сообщение домашнего задания.
На следующем уроке мы определим порядок выполнения выбранного вами изделия.
Не забудьте принести все необходимое для выполнения работы: иглу с тупым концом, маленькие ножницы, нитки мулине, канву, пяльца, рисунок вышивки.
Уважаемая Татьяна Валерьевна, с большим интересом прочитала Вашу разработку. И с ещё большим удовольствием поприсутствовала бы в качестве ученицы на уроке. В детстве я тоже пробовала вышивать. Как давно это было! Зато теперь узнала, что такое раппорт. Спасибо!
Размещено Tue, 08/06/2010 - 18:04 пользователем Татьяна Валерьевна Ермолова.
Спасибо Тамара Анатольевна за теплые слова. К сожалению не все, что хотелось из этого урока я смогла разместить. Презентация гораздо обширнее, чем представлена. Я бы пригласила Вас на свой урок.
На: Применение вышивки в быту
На: Применение вышивки в быту
Спасибо Тамара Анатольевна за теплые слова. К сожалению не все, что хотелось из этого урока я смогла разместить. Презентация гораздо обширнее, чем представлена. Я бы пригласила Вас на свой урок.