Вязание крючком. Подготовка к вязанию. Основы вязания крючком.
Размещено: Надежда Константиновна Языкова - вт, 01/06/2010 - 13:44
Ход урока (1 урок)
I.Организационный момент.
- проверка присутствующих;
- проверка готовности учащихся к уроку, наличие необходимых материалов и принадлежностей.
II.Сообщение познавательных сведений.
1.Сообщение о различных видах декоративно-прикладного искусства.
Сегодня наше занятие мы начнем с разговора о декоративно-прикладном творчестве, которое является традиционным в любой стране мира. В каждой стране - свои особенности, своя культура, но человечество на протяжении многих веков собирало по крупинкам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению.
Как известно все начинается с детства. Наверное, все дети брали в руки кисточки и карандаши, создавая «шедевры» на бумаге; кто-то с интересом и любопытством пытался вязать или вышивать цветы, некоторые делали замечательные игрушки. Предметы, сделанные волшебными руками человека, окружают нас постоянно. Они влияют на наше подсознание, формируют наши чувства и эмоции, манеру поведения и общения.
Раньше много времени отводили рукоделию. Женщина за прялкой или работающая иглой, спицами всегда была олицетворением домашнего тепла и уюта, того творческого начала, которое преображало и одухотворяло быт.
Вопрос учащимся:
Какие виды рукоделия вам известны?
Какой вид рукоделия вы пробовали выполнять?
А теперь давайте поговорим о некоторых видах женского рукоделия, а именно об истории их возникновения.
III.Сообщения учащихся.
Сопровождение рассказа показом слайдов.
Самыми распространенными и, пожалуй, популярными в любой стране считаются:
Вышивка. История вышивки уходит своими корнями в глубокую древность. В узорах народной вышивки сохранились следы того времени, когда люди одухотворяли окружающую природу. Они искренне верили, что помещая на своей одежде и предметах быта изображения солнца, древа жизни, птиц, женской фигуры как символов жизненной силы, счастья, плодородия, они «принимают» в свой дом мир и благополучие.
Занятия вышивкой никогда не требовали сложного оборудования и больших материальных затрат. Игла, нитки, холст, пяльцы – вот и все, что требовалось при изготовлении чудесных изделий для украшения своего жилища и одежды.
Макраме.Примитивное плетение знали еще первобытные охотники и рыболовы. Связывая узлами растительные волокна, травки, полоски кожи, шерсть и волосы, они изготавливали одежду, сети и охотничьи сумки. Умение вязать узлы ценилось очень высоко, считалось родовым достоянием.
Искусство декоративного плетения особенно было распространено на Востоке, а затем оно покорило и Западную Европу. Появились тончайшие узелковые кружева и бахрома, плетеные скатерти, ковры, абажуры и шторы. Узлы, кроме практического применения и декоративного назначения, когда-то играли и другую роль в истории человечества: их применяли для счета, использовали в узелковой грамоте. Некоторые народы приписывали узлам магическую силу: пытались с их помощью лечиться, а также отпугивать злых духов.
Пэчворк (лоскутная мозаика).Относится к разновидностям народного творчества. Искусство это зародилось в незапамятные времена, когда древние люди использовали для защиты от холода шкуры крупных животных. Однако шкуры эти были очень тяжелы, неудобны. Тогда люди стали искать другой способ – соединяли шкурки мелких зверей, которых всегда было в достаточном количестве. У этого способа оказалось огромное преимущество – шкурки были более легкие, поэтому не стесняли движений.
Со временем большую популярность приобрели изделия из лоскутков, особым способом собранные в рисунки. У разных народов мира можно до сих пор встретить изделия, которые представляют собой настоящие произведения искусства. Конечно, эти изделия недолговечны, но популярность пэчворка в Европе, Америке, России, да и других странах огромна.
Современная лоскутная мозаика охватила огромное множество изделий; в этой технике выполняются предметы домашнего обихода (особенно одеяла), одежда, головные уборы, сувениры, игрушки…
Следует отметить, что заниматься пэчворком стоит не спеша. Здесь требуются большое терпение, аккуратность, точность и трудолюбие.
Вязание. Учитель.Вязание является традиционным видом женского рукоделия в любой стране мира, и об этом весь наш следующий разговор.
Дата рождения вязания теряется в глубинах истории. Сейчас ученые стараются доказать, что еще задолго до начала нашей эры люди уже владели техникой вязания. И вязали сначала без каких либо специальных приспособлений, а просто на пальцах.
Вспомним легенды Древней Греции.
Афина Паллада, как известно, была одной из наиболее почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусствам и ремеслам. Девушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию. Среди мастериц, ткавших прозрачные, как воздух, ткани, славилась Арахна. Возгордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на состязание саму богиню Афину. Под видом седой, сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня и предостерегла гордячку – нельзя быть выше богов. Не прислушалась Арахна старуху. Соткала она полотно, но боги не признали ее победы. Несчастная Арахна не перенесла позора, решила покончить с собой. Афина спасла девушку, но превратила ее в паука. И с тех пор паук-Арахна вечно ткет свою паутину.
И в реальной жизни люди не раз пытались использовать паутину в качестве пряжи. В древнем Китае из паутинного шелка шили платья. Ткань из паутины ткали жители Парагвая. Король Франции Людовик 14 получил от парламента г. Монпелье сувенир – чулки и перчатки, связанные из шелка паука. В 1709 г. французский натуралист Бон де Сент Илер написал диссертацию «О пользе паучьего шелка», в которой детально описал основы получения ткани из паутины. Паутина была признана сырьем, пригодным для производства шелка, но промышленное производство ткани из паутины организовать не удалось.
Обратимся к археологическим исследованиям. Пока самая древняя вязаная вещь – декоративный вязаный пояс с птицей колибри – найдена в Перу и относится к началу 3 в. н. э. сложность рисунка, тонкость исполнения и расцветки свидетельствуют о высокой технике вязания. Оригинал является экспонатом Текстильной галереи Института Искусств в Детройте.
В 13 в. вязание распространилось в Италии как вид домашней работы. Позднее оно проникло во Францию, Англию, Шотландию, Россию. В 16 в. вязание уже известно во всех странах Европы. Вязаные вещи, особенно чулки, стали очень популярными (главным образом при королевских дворах и среди знати). Первым среди носивших вязаные чулки был Генрих 4, английский король (1366-1413 гг.)
Интересно, что вязание было вначале исключительно мужским ремеслом и мужчины боролись с женской конкуренцией даже специальными договорами. Так, пражские чулочники в 1612 г. постановили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины. Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься, прежде всего, женщины.
И они стали великолепными, изобретательными вязальщицами!
Перелом в вязании произошел с появлением вязального станка (1589 г.), изобретенного английским священником Вильямом Ли. Это изобретение довольно быстро переняли во Франции. На его принципе были сконструированы почти все позднейшие вязальные машины. Но развитие в этом направлении шло очень медленно, и только в 19 в. трикотажное производство действительно механизируется.
Учитель.Наверно в вашем гардеробе обязательно есть вязаные изделия, а дом украшают различные мелкие приятные вещицы – салфетки, игрушки, прихватки и т.д.
Ручное вязание до сих пор не утратило своей популярности, а связанные вручную модные, художественно оформленные вещи пользуются постоянным успехом. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, модные, теплые вещи для детей и взрослых, для украшения своего дома.
Показ выставки с изделиями.
Общие сведения о нитках.
Хлопок– один из наиболее распространенных видов пряжи, используемых для вязания крючком. В современной моде он занимает ведущее место. Хлопковые нити разнообразны по цветовой гамме и качеству (блестящие, матовые, меланжевые шелковистые). Они используются для вязания любых узоров и видов изделий.
Лен– очень прочные, чаще всего неотбеленные нити. Применяются для вязания декоративных изделий.
Шерстяная пряжа– натуральный материал, получаемый из шерсти животных. Хорошо сохраняет тепло, обладает гигроскопичностью. Шерстяная пряжа идеальна для гладких, рельефных и многоцветных узоров.
Блестящая пряжа– вискозные и акриловые нити, добавленные в основную пряжу, придают ей золотистый или серебристый эффект.
Фасонная пряжа– пряжа, изготовленная по особой технологии с добавлением различных по цвету и качеству волокон, синтетических, металлизированных нитей.
Фантазийная пряжа– это меланжевая пряжа, изготовленная из смешанных природных и синтетических волокон с добавлением металлизированных нитей различной фактуры.
Показ видов пряжи
Сведения о крючках.
Крючки для вязания бывают различной толщины и изготавливаются из различных материалов. Самые тонкие сделаны из стали, более толстые – из алюминия, пластмассы и дерева.
Толщина крючка обозначается номером, который соответствует диаметру крючка в миллиметрах. Чем больше цифра, тем толще крючок. Тонкие крючки производятся с рукояткой и наконечником, который надевают для защиты на хрупкое острие крючка.
Крючки для вязания тонкими нитками изготавливают из никелированного алюминия, они имеют номера от 0,6 до 1,75.
Крючки для шерстяной пряжи, изготовленные из алюминия, имеют номера от 2,0 до 7,0, изготовленные из пластмассы номера от 2,5 до 15.
Чтобы получит желаемый результат, номер крючка должен соответствовать толщине пряжи.
Рассмотреть крючки
Задание.
А сейчас я предлагаю вам небольшое задание - ребус, разгадав который вы узнаете, что необходимо учитывать, занимаясь вязанием.
Работать будем бригадами.
Отгадка: «Качество пряжи влияет на качество изделий»
IV.Инструктаж по технике безопасности.
Правила безопасной работы инструментами
1.С крючками необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу
2.Крючки и другие приспособления должны быть хорошо отшлифованными, хранить их надо в специальных пеналах и коробках
3.Нельзя делать резких движений рукой с крючком в направлении рядом сидящего человека.
4.Нельзя пользоваться ржавыми иглами и булавками. Следует хранить иглы и булавки в коробочке с крышкой.
5.Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их следует кольцами вперед.
6.Влажно-тепловую обработку изделий проводить на гладильной доске или специально оборудованном столе исправным утюгом.
Санитарно-гигиенические требования при вязании
1.Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой стороны.
2.Сидеть следует прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость, в глаза не попадали частички волокон, из которых состоит пряжа.
3.Перед началом и после работы следует вымыть руки, чтобы нитки и вязаное полотно не пачкались, а на руках не оставалось мелких волокон.
4.Незавершенное изделие лучше хранить, завернув в ткань или положив в пакет.
V.Физкультминутка
VI.Практическая работа.
1.Вводный инструктаж
При вязании крючком работа продвигается справо налево. Крючок надо держать в руке, как карандаш или ручку. Обе руки при вязании находятся в движении.
В основе вязания всех узоров лежит несколько элементов:
- образование воздушной петли (цепочки воздушных петель);
- полустолбики;
- столбики без накида;
- столбики с накидом.
Если вы освоите эти элементы вязания крючком, то сможете выполнить изделие любой сложности.
2.Положение крючка в руке
Показ
3.Начальная петля
- показ приема выполнения начальной петли;
- выполнение приема учащимися;
- контроль и помощь учащимся.
4.Вязание цепочки из воздушных петель.
Используя инструкцию и рис. 99 в учебнике стр. 200-201
- показ приема выполнения начальной петли;
- выполнение приема учащимися;
- контроль и помощь учащимся.
Урок 2
VII.Условные обозначения. Схема.
Запись и зарисовка в тетрадях.
Каждая петля имеет свое условное обозначение, из них составляют схемы узоров для вязания.
5. Вязание полустолбика.
Используя инструкцию и рис. 100 в учебнике стр.200-201
- показ приема выполнения начальной петли;
- выполнение приема учащимися;
- контроль и помощь учащимся.
VIII. Физкультминутка
6. Вязание столбика без накида, с 1,2,3 накидами.
Используя инструкцию и рис.102-104 в учебнике стр.202-204
- показ приема выполнения начальной петли;
- выполнение приема учащимися;
- контроль и помощь учащимся.
Самостоятельная работа учащихся над отработкой приемов вязания.
VIII.Текущий инструктаж
-помощь отдельным учащимся, исправление ошибок
IX.Заключительный инструктаж
-разбор типичных ошибок;
-анализ работ
X.Закрепление пройденного материала
Решить кроссворд (приложение 1)
XI.Домашнее задание.
Повторить приемы вязания, изготовить образцы.
XII.Подведение итогов урока, выставление отметок
Приложение 1
Кроссворд «Кое-что о вязании»
По горизонтали:
1. Основной инструмент для вязания
5. Способность нити сопротивляться внешним воздействиям
7. Петли, образующие цепочку
10. Условные обозначения петель
11. При работе надо соблюдать технику…
13. Что было признано пригодным сырьем для производства шелка в Древнем Китае, Парагвае и других странах?
14. Один из самых старинных видов декоративно-прикладного искусства
По вертикали:
2. Нить от клубка
3. Один из приемов вязания
4. В нем хранятся инструменты для вязания
6. Одно из основных свойств ниток.
8. Вязаные изделия создают в доме…
9. Наиболее распространенный вид пряжи
12. Богиня Древней Греции, которая давала людям мудрость и знания, учила их ремеслам и искусствам