Разработка стандартов второго поколения выявила очень серьезные научные и методологические проблемы. Это касается не только проблем воспитания в современном обществе, принципов отбора содержания образования, которое могло бы соответствовать опять же не разработанной на сегодняшний день дидактике современной информационно-образовательной среды, но это касается и вопросов, связанных с оцениванием знаний учащихся и как следствие проблем качества образования.
Одной из основных функций стандарта является функция повышения объективности оценивания. Реализация этой функции связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценивания качества образовательных результатов на основе: критериально-ориентировнного подхода к оцениванию и использования системы объективных измерителей качества подготовки выпускников и эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых стандартом.
Стандарт определяет тот допустимый уровень образования («образовательный ценз»), относительно которого в обществе достигается конвенция (договор) как о необходимом и достаточном уровне для возможности продолжения образования на следующей его ступени. Именно этот уровень и выступает как основа критериально-ориентированного подхода к оцениванию образовательных результатов, достигнутых каждым отдельным школьником, и допускает переход к дихотомической оценке. Использование критериально-ориентированного подхода и дихотомической системы оценивания значительно повышают уровень объективности и достоверности оценки достижения требований стандарта.
Критериальный подход к оцениванию работ учащихся все более и более популярен в современной школе, скорее всего потому, что такой подход помогает осуществлять, прежде всего, обратную связь, позволяющую всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Чем более содержательной будет обратная связь, тем конструктивнее может быть реакция на нее.
Критериальное оценивание - это подход, в рамках которого используются разные виды, формы и методы оценивания и самооценки.
Критериальное оценивание подразумевает ряд принципиальных установок для учителя:
- оцениваться с помощью отметки может только работа учащегося, а не его личность;
- работа учащегося сравнивается не непосредственно с работами других учеников, а с эталоном (образом отлично выполненной работы);
- эталон известен учащимся заранее;
- разработан четкий алгоритм выведения отметки, по которому учащийся может сам определить свой уровень достижения и определить свою отметку;
- оценивать можно только то, чему учат, поэтому критерий оценивания - конкретное выражение учебных целей;
- общие учебные цели по предмету являются критериями оценивания достижений учащихся по данному предмету и позволяют обобщать результаты, выявленные отдельными работами учащегося.
Предлагаю более подробно познакомиться с опытом внедрения критериальной системы оценивания в ГОУ Гимназии № 45 г. Москвы, описанной заведующим кафедры истории и обществоведения Гимназии, Романовым Ю.В.
www.netschools.ru/ms45/win/history/krit_st1.html
|