Урок проводится в 6 классе с использованием УМК ИЦ «Вентана-Граф».
Цель: Усвоение учащимися нового учебного материала. Формировать основные понятия о почве, путем опытов выявить ее состав и свойства.
Формировать умения эффективно работать с образцами почв, текстом учебника, анализировать и уметь делать выводы.
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к почвенным ресурсам. Способствовать развитию познавательного интереса, наблюдательности, умения применять полученные знания на практике.
Оборудование: образцы почв и горных пород, спиртовка, пинцет, спички, колбы, раздаточный материал, сухие растения и насекомые, таблицы – образование почв, структура почв, почвы пустынь и полупустынь.
Ход урока
Организационный момент.
1. Актуализация знаний
(Показ горных пород, растений, червей, песка). Сегодня мы поговорим об уникальном объекте. Как вы думаете о каком? Вопросы 1, 4, 5 стр 172.
2.Изучение нового материала.
2.1 Постановка целей и задач урока.
Нам надо выяснить почему почва является уникальным объектом.
2.2. Впервые о почве как об особом теле природы, наряду с животными и растениями и минералами, заговорил Василий Васильевич Докучаев ( стр 173 рис 207). Он является основателем почвоведения. За время экспедиции по Русской равнине и Кавказу Докучаев преодолел свыше 10 тыс. км. собрал тысячи проб. По результатам подготовил труд «Русский чернозем», в котором доказал, что почва не горная порода, а самостоятельное тело природы. Образование почв – это сложный процесс. Ведущим условием является взаимодействие совокупности живых организмов. Начинается этот процесс с выветривания горных пород. На них поселяются первые растения, первые животные. Умирая, они перегнивают, и образуют темное вещество – перегной. Постепенно его количество увеличивается, все больше растений и животных получают здесь питательные вещества, необходимые для жизни. От перегноя зависит плодородие почв, т.е. ее способность обеспечивать растения питательными веществами и влагой. Так образуется почва.
Прочитайте стр 173 и выпишите определение почвы.
(Почва – это тонкий поверхностный слой земной коры (в среднем около 1-2 м), обладающий плодородием и возникший в результате преобладания его совместным воздействием воды, воздуха и организмов).
3. Лабораторные исследования.
В определении состава почв нам помогут опыты.
Опыт 1. В стакан с водой насыпаем немного почвы. Из нее вверх поднимаются пузырьки воздуха.
Вывод: в почве имеется воздух. Какое он имеет значение? Размешиваем почву в стакане и даем ей отстояться. Образуется два слоя: нижний – песок, а сверху глина.
Опыт 2. Прокаливание почвы. Над жестяной коробочкой с прокаливаемой почвой помещаем кусочек стекла. На нем появляются капельки воды.
Вывод: в состав почвы входит вода. Продолжим нагревать почву. Появится дым. Это сгорают органические вещества.
Опыт 3. Немного почвы насыпаем в стакан с водой и даем отстояться, затем размешиваем фильтруем. Несколько капелек прокаливаем на стекле. Вода испаряется, а растворенные в воде вещества остаются на стекле.
Вывод: в состав почвы входят минеральные вещества. Многие минеральные вещества необходимы растениям. Они растворяются в воде и поглощаются корнями.
Итак в состав почвы входят; воздух, вода, органические и минеральные вещества, песок и глина. (На доске чертится схема, которую ученики переносят в тетрадь).
Почвы бывают разной структуры, по которой наши эксперты определят типы почв. (Два ученика в белых халатах садятся за стол, где выставлено химическое оборудование и делают задание по карточке.)
КАРТОЧКА
Определить тип почвы на ощупь методом раскатывания увлажненной почвы.
Инструкция; Небольшое количество, предварительно растертой в ступке, почвы увлажнить до тестообразного состояния. Из подготовленной почвы на ладони нужно скатать шарик диаметром 1-2 см, потом раскатать из него шнур, который затем свернуть в шнур и кольцо и определить тип почвы.
№
Тип почвы
Шарик
Кольцо
Шнур
1.
Глинистая
Легко скатывается
Легко образуется
Не ломается и не трескается
2.
Суглинистая
Скатывается
Образуется, иногда дает трещины
С небольшим количеством мелких трещинок
3
Песчаная
Шарик не образуется
Нет
Нет
4
Супесчаная
Скатывается
Почти невозможно раскатать
Нет
Пока двое экспертов определяют тип представленных образцов почв, мы поговорим о микроорганизмах и почвенных животных, обеспечивающих развитие почвы (стр. 175 рис.211 чтение текста).
От количества этих компонентов зависят свойства почвы, структура.
Эксперты показывают и рассказывают о результатах своих исследований, а ученики делают запись в тетрадь.
В почве выделяют три основных слоя (рис.209 стр.174)
1) поверхностный – максимально насыщенный корнями.
2) переходный
3) нижний, подпочвенный.
Самыми плодородными почвами на земле считаются черноземы, верхний слой которых раньше мог превышать 100 см и содержать до 10-12% перегноя. Василий Васильевич Докучаев говорил, что «Богатство чернозема гораздо более богатств Урала, Сибири, Кавказа. Дороже золота русский чернозем. Нет таких цифр, чтобы оценить его мощь. Он был есть и будет кормильцем России».
А какие же почвы распространены в Астраханской области?
(показ на карте).
Почвы каштановые.
На территории Астраханской области распространены светло-каштановые почвы. В основном – это – право- и левобережная часть Волго-Ахтубинской долины только в северной части.
Почвы бурые.
Располагаются пятнами при движении с севера на юг при усилении засушливости климата постепенно расширяя свои площади. Их можно встретить и в Бэровских буграх. Повышение солености – главная причина низкого естественного плодородия. Слова В.В. Докучаева «Ценна здесь не земля, а вода. Земля, за которую не дают ломанного гроша, как только удается ее оросить, стоит баснословные деньги. Дает прекрасные урожаи».
Почвы поймы.
Расположены в Волго-Ахтубинской пойме, которая ежегодно затапливается и наполняется плодородным илом.
Почвы дельты.
Они характеризуются увлажненностью и засоленностью.
3. Рефлексия
Что же мы узнали, почему почва является уникальным природным объектом?
Это особое природное тело, которое состоит из воды, воздуха, органических и минеральных веществ, песка и глины. Главное свойство почвы – это плодородие. В ней обитают разнообразные микроорганизмы.
Выставление оценок за урок.
Д-З. пар.49 Каждой группе найти растения, которые могут произрастать на этих почвах.
Добрый день, Елена Геннадьевна. Спасибо за конспект урока по теме "Почва". Очень подробно,понятно, уверена, что с выполнением практической работы, учащиеся запомнят данную тему. Успехов Вам в работе. С уважением Н.Н. Брежнева.
На: Урок-практикум. Почва-уникальный природный объект.
Добрый день, Елена Геннадьевна. Спасибо за конспект урока по теме "Почва". Очень подробно,понятно, уверена, что с выполнением практической работы, учащиеся запомнят данную тему. Успехов Вам в работе. С уважением Н.Н. Брежнева.