I Объяснение нового материала
Часто при решении задач записывают только действия, а выполняют их потом. Полученные записи называют числовыми выражениями
Устная работа с классом
Задача 1:
Поезд шёл двое суток. В первые сутки он прошёл 980 км, а во вторые – на 65 км больше. Сколько км прошёл поезд за двое суток?
Решение:
980+50 (км) – во второй день
980+(980+50)=2010 (км) - за два дня
980+(980+50) – числовое выражение; число 2010 – значение числового выражения
Задача 2:
Поезд шёл двое суток. В первые сутки он прошёл 980 км, а во вторые – на m км больше. Сколько км прошёл поезд за двое суток?
Решение:
980+m (км) – во второй день
980+(980+m) (км) – за двое суток
В этой задаче значение числового выражения может быть различным в зависимости от значения m. Давайте подсчитаем значение этого выражения при m = 20 км, 50 км, 120 км
Выражение, содержащее буквы, называется буквенным выражением.
II Закрепление нового материала
Задача 3:
Дано выражение (n+63) – 5. Найти значение выражения в зависимости от значения n. Ёлку, отображённую на экране, нужно украсить цветными шарами с правильными ответами.
Весь класс работает в тетрадях. К доске можно вызвать 3 человека для решения.
(n+63) – 5.
при n = 10; (10 + 63) – 5 = 68.
при n = 0; (0 + 63) – 5 = 58.
при n = 3; (3 + 63) – 5 = 61.
при n = 22; (22 + 63) – 5 = 80.
при n = 2; (2 + 63) – 5 = 60.
при n = 15; (15 + 63) – 5 = 73.
при n = 12; (12 + 63) – 5 = 70.
при n=19; (19+63)-5=77.
при n=17; (17+63)-5=75.
при n=7; (7+63)-5=65.
при n=40; (40+63)-5=98.
при n=13; (13+63)-5=71.
при n=20; (20+63)-5=78.
Задача 4:
Из данных записей и знаков действий нужно составить выражение:
а) сумма (19+5) и (18-3) (19+5) + (18-3)
б) разность (495+37) и (212-154) (495+37) - (212-154)
в) сумма (а+3) и 11 (а+3) + 11
г) разность (x+8) и (b-9) (x+8) - (b-9)
д) разность (a+x-37) и 45 (a+x-37) - 45
е) сумма 67 и (b-y+12) 67 + (b-y+12)
Задача 5:
Найти значение выражения:
а) (135 + n) – 23
если n = 73; (135 + 73) – 23 = 185.
если n = 65; (135 + 65) – 23 = 177.
если n = 0; (135 + 0) – 23 = 112.
б) a – (b + 12)
если a = 80, b = 58; 80 – (58 + 12) = 10.
III Задания на повторение
Отметьте на луче точки M (a + 3); P (a – 2).
Задача 7:
Заполнить пустые поля числами.
Задача 8:
В одном мешке было 46 кг зерна, что на 18 кг меньше, чем во втором. Сколько кг зерна было в обоих мешках вместе?
Решение:
(46 + 18) + 46 = 110 (кг).
IV Итоги урока
Объявление учащимся оценок, полученных за урок.