Submitted by Елена Геннадьевна Березина on чт, 27/05/2010 - 13:26
1. Орг. Момент.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
А ну-ка, дети, встаньте в ряд.
Я - командир, вы - мой отряд.
Садитесь и слушайте внимательно.
2.Чтение стиха, целевой настрой.
На фоне музыки звучит стихотворение.
Н.Рыленков.
Все в тающей дымке:
Холмы, перелески
Здесь краски не ярки
Здесь звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера
И все ускользает от беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно,
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
-Подумайте, о чем мы будем сегодня говорить?
Внимание! Даю целевые установки!
Сегодня на уроке:
1. Познакомимся с творчеством поэтов и художников Владимирской области.
2. Так как мы недостаточно выразительно читаем, продолжим работу по выработке навыков выразительного чтения.
3. Мы должны проникнуться уважением и любовью к родному краю. Родной природе.
4. Мы продолжим работу по выработке умений анализировать, находить сравнения, олицетворения, эпитеты.
Сегодня на уроке мы совершим заочное путешествие по Владимирской земле и вместе с её поэтами и художниками полюбуемся красотой застенчивой русской природы.
3.Рассказ о красоте родной природы.
На диапроекторе мелькают слайды с картинками.
Что за пурга во дворе! Идет снег, а ветер кружит его, снова вздымает вверх, гонит по полю белым крутящимся вихрем. Напоследок разгулялась зима, - видно, хочет высыпать на поля, на леса, весь свой остаток снега.
Как хорошо бывает, когда утихнет метель и небо разъясниться, тогда хочется побродить по лесу. Вот мы с вами и в нем!
Все кругом – и кусты и деревья – завалено снегом. Под его тяжестью молодые деревца согнулись в дугу, белыми арками перекинулись через тропинку. Под такой аркой надо пробираться с опаской, чтобы не задеть за неё, иначе на вас осыплется вся масса снега. Но беда в этом невелика. Зато поглядите, как ослепительно белеет на солнце свежий, только что выпавший снег и какие ярко- синие тени лежат на нем от деревьев. Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. Глубок зимний сон природы, но везде теплится жизнь. Сверкает снег. Вспыхивают и гаснут искры – блестки. Хорош лес в зимнем уборе!
-Ребята, закройте глаза и шепотом произнесите «зима».
-Какое чувство у вас возникло?
-Какие картины возникли в вашем воображении?
-А какие снежные слова вы могли бы назвать?
4. Работа со стихами.
Итак, в путь , друзья!
Но чтобы наше путешествие в мир поэзии было успешным, давайте выполним правила чтения стиха.
1. При чтении стиха наизусть темп чтения должен быть в 2 раза медленнее, чем при обычном чтении.
2. Делайте паузы: конец строчки /раз/
, /раз, два/
- /1,2,3/
. /1,2/
…/ подумай о чем- то, но вслух не говори/
3.Перед . /голос повышается, перед , понижается/
4.Выделяй голосом главное слово в строчке.
5. Стихи о природе читай воодушевленно, радостно/ потому что мы любуемся природой/
-Какие же стихи вы приготовили к сегодняшнему уроку внеклассного чтения?
Алена Рябкова В.Солоухин «Скворцы»
- Скажи, почему в этом стихотворении повторяется строчка:
Все скворечники смотрят на юг?
(это главная мысль, птицы должны вернуться на родину)
-Но сейчас еще зима, а что вы делаете для того, чтобы помочь пережить птицам это трудное время?
Ребята, среди зимних слов. Которые вы называли было и слово снежинка.
- Протяните ладошку и представьте, что сейчас к вам на неё упадет снежинка.
- Какая снежинка упала на вашу ладошку?
- Как называются такие слова?
А вот Лиза Макарова нам сейчас прочитает стихотворение о снежинках. «Снежинки А.Фатьянов.
-Какие эпитеты использует автор для описания снежинок ? ( сверкающая, легкая. самая хорошая).
Свое стихотворение хочет прочитать Максим Кошелев Н.Ковалевский «Я люблю пурги повадки»
-Какие олицетворения и сравнения использует автор в этом стихотворении? ( пурга прядет пряжу, калитка стучит как ткацкий станок, ткань оденет страну и деревню)
1 включение учителя.
Красоту родной природы , оказывается можно воспевать не только поэтическим словом , но и кистью. Художники , которые на своих полотнах изображают родную природу. Пейзаж, называются пейзажистами. Одним из признанных мастеров этого жанра является И.И.Левитан. Вот перед вами его картины. Сколько в них тепла и красоты. Левитан не раз посещал наш Владимирский край и даже некоторые зарисовки для своих картин сделал у нас в д.Чулково.
Родную природу любил изображать на своих картинах наш земляк, выпускник Чулковской средней школы Евгений Маяцкий. Школе он подарил несколько своих картин. Одну из них мы видим с вами на нашей выставке. Долгое время в школе , учителем истории работал Малинов Николай Дмитриевич, проживавший в г. Гороховце. Но наравне с этим он был замечательным художником. Он видел красоту там, где мы ее порой не замечаем. Вот на нашем вернисаже одна из его картин.
-Ребята, посмотрите на эти картины, не возникают ли в вашем воображении , знакомые места нашего поселка, похожие на те , что изобразили художники.
5. Продолжение.
Давайте продолжим наше путешествие.
Когда мы гуляем по зимнему лесу и наблюдаем за деревьями, то иногда замечаем на них долго висят сухие листочки, они ни как не хотят расставаться со своей веткой.
Вот о таком листочке и расскажет нам Саша Антяшов «Листок среди зимы» А.Шлыгин.
-Как вы думаете, почему листок так упорно не хочет расстаться со своей веткой?
( это его дом, семья).
Мы с вами путешествуем по городам и селам Владимирской области .Сколько удивительных мест. Поселков и деревень есть у нас, сколько интересных названий. Вот одно из них село Небылое. О нем хочет прочитать стихотворение Катя Полянская. В.Полторацкий «Село Небылое»
- Что общего в описании села Небылова можно найти с нашим поселком?
Свое стихотворение хочет прочитать Настя Зверева Т.Андреева «Спят под снегом».
- Какие сравнения использует автор в своем стихотворении?
(снег скрипит –как свежий огурец, месяц как леденец)
Внимание! Работа над техникой речи!
1.1Дыхательные упражнения
- Встань. Глубокий вдох на счет 1-5.
Задержка дыхания 1-3.
Выдох 1-10
На выдохе скороговорка «Как у горки на пригорке жили 33 Егорки».
1.2 Упражнения для развития голоса.
1.3 Упражнения для развития хорошей дикции.
Кто хочет разговаривать
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно
Чтоб было все понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было все понятно.
Динамическая пауза ( на фоне музыки)
Ребята , я смотрю вас совсем заморозила зимушка- зима, давайте немножко погреемся. А что согреет лучше ,чем игра. Я предлагаю поиграть в игру «Снежки».
Ну вот, мы с вами погрелись, поиграли, а теперь зимушка- зима подготовила нам свои загадки, которые опустились к нам на легких снежинках.
1.Снег на полях, 2.Растет она вниз головой,
Лед на реках, Не летом растет, а зимой.
Вьюга гуляет Но солнце ее припечет,
Когда это бывает? Заплачет она и умрет.
3.Прозрачен, как стекло 4.Бел да не сахар,
А не вставишь в окно. Ног нет, а идет.
5.Не зверь, а воет 6.Кручу, урчу, знать никого не хочу.
7.Без рук, без ног, 8.Летом гуляет, а зимой отдыхает.
А рисовать умеет.
9.Что за звездочки сквозные. 10. Зимой и летом одним цветом.
На пальто и на платке 12.Вьется, извивается,
Все сквозные, вырезные В небо устремляется.
А возьмешь, вода в руке.
11.У бабушки над избушкой
Висит хлеба краюшка,
Собаки лают, а достать не могут.
А сейчас мы приближаемся к нашему старинному городу Гороховцу. Здесь тоже есть много замечательных поэтов. Об одном из них расскажет Алена Кренделева Л.Никифорова «Зима».
-Какие зимние забавы описывает поэтесса в своем стихотворении?
-А во что вы любите играть?
Ребята, а какие явления природы мы наблюдаем зимой?
Про вьюгу говорят воет, кружит, стучит, метет.
А вот какая еще бывает вьюга? Послушайте об этом в стихотворении, которое подготовил Роот Федор «Вьюга» С.Дроздов.
-Какие олицетворения использует автор в этом стихотворении?
А теперь свое подготовленное стихотворение прочитает Агата Корпатенкова В.Гончар «Снег искриться»
- Чем тебе понравилось это стихотворение?
Но какой бы снежной и суровой не была зима, на смену ей обязательно придет весна.
6.Обобщение
Страх зима еще наводит
То всерьез , а то для виду,
Скоро отдыхать уходит
В ледяную Антарктиду
Ветры снегом обжигают,
Завывают в трубах глухо,
До последнего гуляет
Седовласая старуха.
На глазах растут сугробы,
В поте трудится февраль.
Но не зря высокой пробы
С крыши свесился хрусталь.
Погулять выходит солнце
Из-за ватных серых туч,
Подмигнет в мое оконце
Золотистый бросив луч.
Все вокруг в снега одето
Не очнулось ото сна,
Но уже грача с приветов,
Собирает к нам весна
Это стихотворение так же написал наш земляк В.Гончар.
- Какие приемы литературной словесности, чтобы показать красоту родной природы использует автор?
- Какие олицетворения?
- Какие эпитеты и сравнения.
7. Итог урока.
Вот и закончилось наше путешествие по литературному Владимирскому краю.
- Давайте еще раз вспомним с творчеством каких писателей мы познакомились?
О выставке.
Все стихи, которые сегодня прозвучали, вы можете найти в сборниках помещенных на нашей сегодняшней выставке. Здесь и сборники тех поэтов, о творчестве которых мы не говорили сегодня на уроке. Это: Наталья Семякова, Павел Смирнов, Владимир Соболев, Юрий Синицын, Ирина Шевелева, Владимир Забабашкин и др., прозаики: Лев Марфенин, Николай Андреев и наш Чулковский писатель Александр Петухов.
Эти книги вы можете взять в нашей школьной библиотеке.