«Рациональное распределение времени на уроках с целью эффективного использования ИКТ»
В деятельности современного учителя, направленной на обеспечение качества образования, можно выделить три основных компонента:
1. содержательный (чему учить?), включающий отбор содержания, освоение новых образовательных программ, участие в проектах различных уровней;
2. деятельностный (как учить?), включающий внедрение современных образовательных технологий, в т.ч. ИКТ;
3. процессуальный (как организовать педагогическое взаимодействие?), включающий определение условий и путей достижения педагогических целей.
Главным содержательным компонентом в современной школе является информатизация как процесс создания условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учреждения образования, что должно обеспечить достижение большинством учащихся образовательных результатов, адекватных новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни. Внедрение средств ИКТ в учебный процесс неразрывно связано с информационно-техническим оснащением образовательного учреждения. В состав школьной информационной среды могут входить:
- компьютерные классы, оснащенные персональными компьютерами, объединенными в локальную сеть с выходом в Интернет, оргтехникой, необходимым программным обеспечением;
- учебные классы, оснащенные одним персональным компьютером, мультимедийным проектором, интерактивной доской;
- рабочие места школьной администрации с подключением к Интернет и необходимым программным обеспечением;
- медиатека, обеспечивающая доступ к различным информационным ресурсам.
Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных школьному учителю. При подготовке и проведении учебного занятия могут быть использованы:
- офисные технологии (MS Word, MS Excel, Power Point и др.), которые позволяют создавать программные продукты в поддержку преподавания своего предмета и организовывать проектную деятельность учащихся;
- образовательные ресурсы сети Интернет;
- электронные образовательные ресурсы (ЭОР), которые расширяют возможности образовательной среды и создают условия для развития творческого мышления учащихся.
ЭОР – учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся с помощью компьютера.
Классификация ЭОР:
1. Первый уровень – текстографические ЭОР, отличаются от обычных книг только способом предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Такие ресурсы очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.
2. Второй уровень – текстографические ЭОР, имеющие навигацию по тексту (гипертекст).
3. Третий уровень – ЭОР, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.
4. Четвёртый уровень – мультимедийные ЭОР, обеспечивающие возможность одновременного использования текста, графики, фото, видео, анимации и звука.
5. Пятый уровень – ЭОР нового поколения, которые представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), - интерактивные сетевые авторские продукты, размещённые на сайтах Интернет для свободного доступа
Развитие информационной компетентности педагогов является одним из условий внедрения в образовательную практику учреждения современных образовательных технологий, прежде всего ИКТ и проектной технологии, которые способствуют:
- развитию информационной компетентности учащихся;
- реализации межпредметных связей как при изучении ИКТ на информационной базе других предметов, так и при использовании ИКТ на предметных уроках;
- развитию учебной мотивации;
- активизации познавательной деятельности учащихся;
- развитию способности к самостоятельной работе;
- развитию навыков работы в коллективе;
- развитию коммуникативных навыков;
- корректировке самооценки учащихся;
- укреплению веры ученика в свои силы;
- развитию оценочных умений и др.
Результатами применения ИКТ становятся всестороннее развитие учащихся и педагогов, организация процесса обучения на более высоком методическом уровне, повышение эффективности и качества образования.
Методы использования ИКТ на уроке достаточно разнообразны и могут быть реализованы как:
- представление в мультимедийной форме информационных материалов (иллюстрации, видеофрагменты, звукозаписи, презентации и др.);
- изучение моделей объектов, явлений и процессов в интерактивном режиме (интерактивные модели, виртуальные лаборатории, конструкторы для предметов естественнонаучного цикла);
- организация проектной деятельности с использованием ИКТ, которая позволяет создавать условия для самостоятельных исследований, формирования навыков самостоятельной творческой деятельности, развития презентативных умений и навыков;
- использование электронного оборудования при постановке естественнонаучных экспериментов, обработка результатов эксперимента и подготовка отчёта;
- решение тренировочных, творческих, исследовательских задач;
- формирование навыков информационно-поисковой деятельности;
- осуществление объективного и оперативного оценивания и др.
Варианты использования ИКТ на различных этапах уроках
Тип урока
|
Варианты использования ИКТ на различных этапах урока
|
Урок усвоения новых знаний
|
Информационный ввод: электронная презентация, использование ЭОР (аудио и видеофрагменты)
Закрепление: работа с тренажёрами, электронными дидактическими материалами, тестовыми программами
|
Урок усвоения навыков и умений -компьютерная лабораторная работа
|
Вводная беседа: презентация или использование ЭОР (видеофрагменты)
Допуск к работе: тестовый контроль
Практическая работа: виртуальная лабораторная работа с использованием специальных программных средств или моделирование в среде MS Excel
|
Урок усвоения навыков и умений – исследовательская работа
|
Практическая работа: компьютерный эксперимент, компьютерное моделирование, решение интерактивных задач, творческие задания, сбор информации
|
Урок усвоения новых знаний (навыков и умений) – виртуальная экскурсия
|
Виртуальное путешествие по странам, музеям, заповедникам и т.д.
Сбор информации и разработка виртуальной экскурсии
|
Урок обобщения, систематизации
|
Электронная презентация; интерактивная дидактическая игра; разработка краткосрочного проекта в одной из программных сред (MS Power Point, MS Publisher, MS Word, Блокнот).
|
Урок контроля и коррекции
|
Тестовые программы, электронные дидактические материалы.
|
При большой наполняемости классов и недостаточном количестве компьютерной техники организация урока с использованием ИКТ может быть проблематичной. Исходя из технического обеспечения школы, организационной формой урока с использованием ИКТ может быть:
- фронтальная работа в учебном классе с использованием одного персонального компьютера и проектора (или интерактивной доски) для компьютерных демонстраций и иллюстраций изучаемого материала, представления результатов проектной деятельности;
- индивидуальная и групповая работа в компьютерном классе на 10-12 рабочих мест для организации лабораторных, творческих, контрольных и других самостоятельных работ.
Форма организации работы учащихся на конкретном уроке с использованием ИКТ определяется количеством рабочих мест в компьютерном классе, уровнем технологической подготовки учащихся, содержанием учебного материала, целями и задачами урока.
1. Каждый учащийся за индивидуальным компьютером – оптимальный вариант.
2. Индивидуальная домашняя работа учащегося с предоставлением отчёта в электронном виде при наличии домашних компьютеров и высокой учебной мотивации учащихся – допустимый вариант.
3. Парная работа за компьютерами с распределением обязанностей в паре (возможно при количестве учащихся, не более чем в два раза превышающем количество компьютеров и сформированных навыках самооценки) – допустимый вариант для слабого класса.
4. Сменная работа за компьютером 2-3 групп учащихся (возможно при количестве учащихся, в 2-3 раза превышающем количество компьютеров и сформированных навыках самостоятельной работы у большей части учащихся) – оптимально при большой наполняемости класса.
Сменная работа является одной из самых эффективных и сложных, т.к. требует от учителя практических навыков одновременного сопровождения разных видов деятельности. Возможный вариант организации такой работы представлен в таблице:
«сильная» группа
|
«средняя» группа
|
«слабая» группа
|
1. Постановка цели урока - 2 минуты
|
2. Работа за компьютером - 10-12 минут
|
2. Работа с учебником - 10-12 минут
|
2. Работа с учителем - 10-12 минут
|
3. Работа с учебником - 10-12 минут
|
3. Работа с компьютером - 10-12 минут
|
3. Работа с учебником и тетрадью - 10-12 минут
|
4. Решение задач - 10 - 20 минут
|
4. Работа с компьютером - 10 - 20 минут
|
5. Подведение итогов урока, домашнее задание - 4-5 минут
|
При такой форме организации работы урок состоит из пяти этапов, первый и пятый этап являются фронтальными, второй этап начинается для всех одновременно, на 2-4 этапах учащиеся имеют возможность продвигаться в индивидуальном темпе, учитель большее внимание уделяет «средним» и «слабым» учащимся, «сильные» работают самостоятельно. Состав групп может быть сменным, в «сильную» группу желательно включать учащихся с высоким уровнем технологической подготовки, тогда для учащихся из средней и слабой групп останется больше компьютерного времени, при этом учащиеся «слабой» группы могут работать за компьютером в паре. При правильной организации такой работы выигрывают все: «сильные» имеют возможность для дальнейшего продвижения, «средние» подтягиваются до уровня «сильных», «слабые» подтягиваются до уровня «средних». Для того чтобы использование ИКТ на уроке было эффективным, необходимо соблюдения ряда требований: правильное определение дидактической роли и места ЭОР на уроке; использование продуманных организационных форм урока; рациональное сочетание различных форм и методов использования ИКТ, учёт возрастных особенностей и соблюдение санитарных норм при работе за компьютером. При подготовке к уроку или внеклассному занятию с использованием ИКТ учитель следует алгоритму
1. Изучить программу и требования Государственного стандарта, сформулировать цели и задачи урока.
2. Изучить материал учебника и дополнительных пособий.
3. Оценить технические возможности (наличие оборудования, режим работы кабинета информатики и т.п.).
4. Подобрать имеющиеся ЭОР в соответствии с целями и задачами урока.
5. При необходимости самостоятельно разработать недостающие ЭОР, привлечь для этого специалистов, учащихся.
6. До урока просмотреть и прослушать весь отобранный материал, сделать хронометраж и составить сценарий урока.
Используя ИКТ на уроке, учитель должен помнить о том, что перегруженность урока средствами ИКТ ведёт к нерациональному распределению рабочего времени, снижению активности учащихся и эффективности обучения в целом.
Моё педагогическое кредо – это постоянный поиск способов повышения мотивации учащихся, поддержание их интереса к языку, освоение новых педагогических технологий, стремление идти в ногу со временем.
Использование компьютера помогает достичь объективности текущего и рубежного контроля, регулярности и частоты текущего контроля, даёт возможность проконтролировать всех учащихся одновременно и сразу же узнать результаты. Использование ИКТ при контроле знаний помогает сэкономить учебное время. Если на обычном уроке обучающийся отвечает 5-7 раз, то на машине – до 50 раз, так как компьютер успешно решает проблему обратной связи. При компьютерном контроле учитель имеет возможность сразу же узнать, насколько хорошо усвоен материал каждым учащимся. Обучение с помощью компьютера приводит к увеличению объёма словаря за счёт:
1) Выполнения упражнений, способствующих расширению словарного запаса, например, упражнений на подбор или группировку синонимов;
2) Выполнение дополнительных лексических упражнений в сэкономленное время;
3) Накопления лексики классного обихода, а также за счёт накопления компьютерных терминов, например: “Look at the display”, “Open the keyboard” и др.
Ознакомление с лексикой, осуществляемое с помощью ИКТ, выполняется в строгой последовательности. Компьютерная программа «не пропускает» обучающегося к следующей операции, пока предыдущая операция не будет полностью правильно выполнена. Благодаря быстродействию компьютера такие упражнения не отнимают много времени. Работа учащихся за компьютерами способствует индивидуализации обучения: более подготовленные учащиеся обучаются ускоренными темпами, выполняют большее количество заданий повышенной сложности, минимально прибегая к помощи учителя. В то же время, учащиеся с более низкими темпами обучения получают больше внимания со стороны педагога.
Управляемость процесса обучения, обеспечиваемая компьютерными программами, даёт положительный результат вследствие быстрого поиска решения поставленной задачи.
Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность, позволяют более рационально использовать урочное время. Растет мотивация учащихся, что способствует активизации их познавательной деятельности в процессе работы с информацией. Как следствие, эффективно развиваются ключевые компетентности учащихся, главным образом, информационная. Они уверенно используют ИКТ для доступа к информации, анализа и интерпретации ее. Учащиеся умеют генерировать информацию, адаптируя или проектируя ее. Проекты и презентации позволяют детям передавать информацию в среде ИКТ. Интересной формой развития и демонстрации информационной компетентности служат телекоммуникационные проекты, которые вовлекают учащихся в практическое межкультурное общения.
Литература
1. НФПК ИСО (электронный ресурс)
2. Электронные образовательные ресурсы нового поколения. – Федеральное агентство по образованию (электронный ресурс СБППО).
3. Черненко О.Н. Информационные технологии в учебном процессе. – Волгоград.: Учитель, 2007.
4. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. – Москва.: Бином, 2005.
|