Submitted by Юлия Владимировна Присякарь on вс, 23/05/2010 - 13:21
1.Орг. момент
Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, матушка - земля,
Здравствуйте, мои друзья.
- С каким настроением пришли в школу?
- Пусть наш урок нам всем принесет радость общения друг с другом.
2. Актуализация знаний.
Я предлагаю вам сегодня на уроке стать исследователями.
- Кто такие исследователи? (Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями)
- Кто хочет стать исследователем?
- Сегодня на уроке продолжим исследование объектов русского языка. А что будет объектом нашего исследования, вы определите сами, разгадав кроссворд.
- Итак, Пожелаем всем удачи.
За работу, в добрый час.
3.Картинный словарный диктант (кроссворд).
Какое слово получилось в выделенном столбике?
Итак, что станет объектом нашего исследования?
Прочитайте ещё раз записанные слова.
Можем ли мы назвать эту запись текстом? Почему?
Что такое текст?
Назовите признаки текста.
А о чём будет наш текст, вы узнаете, разгадав загадку:
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
Белом сарафане. (берёза)
Сделаем звуко-буквенный анализ этого слова.
Запишите на новой строке с заглавной буквы однокоренные слова.
Какие слова называем однокоренными? (Берёза, берёзовый, берёзка, берёзонька, подберёзовик)
Прочитайте слова ещё раз. Какое слово лишнее? (берёзовый – прилагательное)
Докажите, что берёзовый – прилагательное.
Для чего мы употребляем в речи имена прилагательные?
Работа над предложением.
Стройная, символом, является, России, берёзка
Составить предложение.
Записать с комментированием.
Выделить главные члены, определить части речи.
Можно ли это предложение назвать текстом? Почему?
Береза – лиственное дерево с тонкими розовато – коричневыми веточками, с гладкой белой корой, покрытой темными полосками. Береза получила свое название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово БЕР, что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала БЕРЗА, а впоследствии – БЕРЕЗА. БЕРЕЗА – БЕРЗА, БЕР = светлый, ясный, белый.
– Ни в одной стране мира не воспевается береза так, как в нашей стране. Писатели пишут тексты, поэты – стихотворения, композиторы сочиняют замечательную музыку на стихотворения поэтов о березе, художники рисуют прекрасные картины.
– Сейчас мы послушаем песню «Рощица» на музыку композитора В . Алексеева и на слова Фроловой
– Какие чувства постарались передать авторы в песне?
– Вы прослушали, как композитор передает свои чувства по отношению к березе.
Посмотрите как передал красоту русской берёзы великий русский художник Исаак Ильич Левитан
А сейчас, понаблюдаем, как поэты отражают свою любовь к этому дереву.
Чуть солнце пригрело откосы,
И стало в лесу потеплей,
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
(Всеволод Рождественский)
С помощью каких слов Всеволод Рождественский описал русскую берёзу.
С чем сравнил листву?
Что за белое платье одето на берёзу?
Выпишем прилагательные вместе с существительными к которым они относятся.
А сейчас поработаем в группах. Вспомним правила работы в группах.
Работа над новым материалом
Прочитайте тексты у вас на карточках.
1.Берёзу называют полезным деревом. Почему? Из берёсты делают лукошки и корзинки. Берёзовые почки перерабатывают и используют как лекарство. Берёзовыми вениками парятся в бане, хворь выгоняют. Весной можно полакомиться соком берёзы, а летом набрать грибов – подберёзовиков.
2.Нет дерева прекраснее берёзы. Весной ее ветви одеваются маленькими листочками. Первые листочки зеленые и клейкие. Ствол березы белый с черными пятнышками. Он стройный и тонкий. Ветви березы гибкие. Хороша наша русская берёзка!
3.В субботу к школе привезли саженцы берёзы. Школьники принесли вёдра и лопаты. Закипела работа. Теперь берёзки будут радовать своей зеленью ребят.
Сравните тексты.
Чем похожи? (все тексты о берёзе)
Чем отличаются? (основной мыслью) Докажите.
Найдите текст, в котором описывается, как выглядит берёза.
Как называются такие тексты вы узнаете на странице учебника
Как же называются такие тексты?
Что может быть описано в текстах – описаниях?
Продолжаем работу в группах: выделите все знакомые орфограммы в тексте – описании.
Проверка
А сейчас запишем этот текст под диктовку. (Самопроверка)
Самостоятельная работа
Какая часть речи помогает нам описывать предметы? Выделите в тексте слова, которые являются прилагательными. (Фронтальная проверка)
Итог урока.
К каким выводам мы пришли в результате нашего исследования?