Размещено: Елена Геннадьевна Тарасова - сб, 22/05/2010 - 21:48
Ход урока
Звучание 2 концерта для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова.
Слайд музей деревянного зодчества Кижи.
Учитель: - Русь - короткое - в один слог всего, а какое просторное и загадочное слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами. Ученые высказывали много соображений, что оно обозначает и кто из ученых прав, а кто нет, я не знаю. Да и никто, наверное не знает. Положа руку на сердце я считаю, что у слова Русь, много значений, как много притоков у великих русских рек. Русь. Русские. Россия. Россияне (слова-таблички на доске). Видимо эти образы родственны словам: Русло (табличка на доске), - ложе реки, по которому она течет. Русалка - сказочная обитательница рек и озер с прекрасным лицом и рыбьим хвостом. Роса - Росяница - вода, капельки, лежащие поутру на травах и деревьях.
Уч.: - иными словами, Русь - это страна, где много рек и озер, а русские - это люди, живущие у воды. Что значит вода для русского человека как образ досимвольного языка?...
Уч.: - вы правы, вода смывает прошлое дает забвение, излечивает от тоски и горя, от испуга и болезни, дает красоту и здоровье. Вода живая и мертвая находится в нижнем мире, царстве смерти, т. е. там, где нет старения и умирания. Среди покровителей воды была и хорошо известная вам богиня...?
ученик: - Мокошь - Параскева Пятница или Берегиня.
Уч.: - Кто мне напомнит обряды связанные с водой?
уч.: Во время празднования Рождества Богородицы с 7 по 12 сентября, женщины собирались на берегу озера, реки или пруда, приносили большой карквай овсяного хлеба. Старшая из них становилась с этим караваем в центре, остальные обступали её широким кругом и пели обрядовые песни (возможно звучание).Завершив пение, каравай обливали водой зи озера, разламывали на части и делили между присутствующими. Придя домой женщины кормили этим хлебом скотину. Считалось, что такой кусочек хлеба принесет скоту плодовитость, что овцы будут упитаннее. коровы будут больше давать молока.
Уч.: этот языческий обычай сохранился с тех пор, когда было принято кормить души умерших и духов покровителей за ту помощь, которую они оказывали в получении урожая. Эта стадия в развитии русской культуры получила интересное название. Какое?
уч.: Антропоморфизм, т. е. перенесение человеческих свойств на область нечеловеческую, дабы приблизить её к человеческому разумению, издревле был свойственен славянскому образному мышлению.
Уч.: вы правы, и образ великой богини яркое свидетельство этому (слайд - русская вышивка, рисунок-плакат, изоражающие Берегиню).
уч.-исследователь: В 1921 г. на выставке русского народного искусства в Московском Историческом музее, археолог В. А. Городцов был изумлен, встретив в произведениях крестьянского искусства пережитки глубочайшей страины. Так, в вышивках на полотенцах из Северной Руси, мы видим красными и черными нитками запечатление культа великой богини - богини земли. плодородия, матери всего земного...
Уч.:( на фоне слайдов) Какую главную фигуру вы видите на узорных вышивках, виделите особенности изображения?
уч.: женщина в широкой юбке колоколом с поднятыми руками.
Уч.: С каким символом сливается (перекликается) канон изображения богини?
уч.:символ жизни - дерево. Голова богини украшена венком из цветов, её руки постепенно переходят в молодое зеленеющее дерево или туловище птицы. По бокам её два всадника, над которыми она влавствует, держа за поводья коней. Это жрецы богини, её служители, тоже боги: Перун (солнце) и Стрибог (ветер).
Уч.: Бывает природа поворачивается к человеку своей жестокой стороной, и тогда горе горькое, но чаще природа-маь для россиян - друг, хранительница и спасительница...
уч.:- Иду я почисту полю, навстречу мне семь бесов с полудухами, все черные, все злые, все нелюдимые. Идите вы, духи с полудухами к лихим людям, держите их на привязи, чтобы я от них был цел и невредим по пути и дороге, в чужих и родных, воземле и на воде, на небе и на дереве...
Уч.:Что сейчас прозвучало? (заговор). Они дошли до наших дней и играют большое значение в нашей повседноевной жизни. Следующий символ - дерево. Чем оно было для наших предков?...(ответы).
Уч.: Дерево не только кормилец, но и еще дает тепло и жилище, это не только божество, управляющее солнцем и дождем, ведающее плодородием, браками, деторождением, обновлением и бессертием. Дерево - символ мироздания: корни - знак подземного мира - навь - предки; ствол - земной мир - явь - род; крона - небо - правь - дети. Вспомните ваши родовые деревья (ответы детей).
Уч.:Итак, дерево и древо жизни дают еду, греют, скрывают от непогоды т холода, дарят прохладу в жаркий день, радуют глаз своей красотой. Дерево прчно вошло в обиход русской жизни, русскогонарода. Давайте и мы построим свой дом... У нас в гостях французский путешественник Жан Соваж Дьеппский, который побывал в России в конце 16 в. Послушаем его...
уч.: "Постройка из бревен превосходна. Нет ни гвоздей, ни крючьев, но все так хорошо отделано, хотя у строителей все орудия состоят в одних топорах.
уч.:практически любой крестьянин мог срубить избу. Глагол "срубить" не случайно заменяет ныне привычное построить. Основное орудие плотника - топор. Им и рубили деревья, и очищали их от сучьев, и обтесывали, и расщепляли на доски.
Уч.: Почему не работали пилой? Она тоже известна издревле?
уч.: При распиливании концы бревна "махрятся", бревна будут быстро гнить, впитывая влагу. При обработке топором деревянные волокна уплотняются и не пропускают влагу. Вот и весь секрет.
Уч.: А какие ещё секреты строительства вы знаете?
уч.: Чем суше бревно, тем долговечнее постройка. Поэтому лес заготавливали поздней осенью или зимой. Не случайно славяне называли Январь - Сечень. Бревна складывали в штабеля, а весной с них снимали кору, выравнивали поверхность, собирали в срубы и сушили до осени, а то и до следующей весны. И только после этого приступали к строительству. (все ответы на фоне слайдов по строительству дома - Музей-заповедник Кижи).
Уч.: Семья у русского человека была большая, а дом?
уч.: Дом тоже большой, и осстветственно размеру дома брали и бревна - 5-15 м. На один дом уходило 150-170 бревен. Дом - колодец: вырубались углубления в бревнах. в них вставляли конец следующего бревна. Так возаодились стены сруба. Горизонтальный ряд бревен назывался венец. В венцы закладывали мох. В каждом бревне вырубали желобок, чтобы стекала вода.
Уч.:А как же обходились без гвоздей? На чем держалась крыша?
уч.: крыша была с высоким скатом: ни снег, ни вода на них не задерживались. Вот тут-то и была нужна смекалка. Над стенами домов возводили треугольные бревенчатые фронтоны, параллельно боковым стенам плотник врубал в них слеги - бревна, поддерживающие кровлю. Их концы прикрывались специальной доской - причелиной. Поперек слег врезали курицы - тонкие доски-стволы молодых елей с вертикально отходящими на концах корневищами, На курицу укладывали водотечник. Саму кровлю делали из теса (отесанные доски) и покрывали лемехом. Кровля упиралась в водотечние, а верхний край прижимался тяжелым бревном - охлупнем. Ей придавали форму конской головы, а отсюда и название - "конек".
Уч.: Готовы стены, построена крыша. А где же фундамент?
уч.:Его не было. Нижние венцы клали прямо на землю. Иногда под углы дома подкладывали большие камни или пни дуба. Но зато русская изба имела подклет (высокое подполье). Там держали скот, птицу, хранили припасы.
Уч.: Давайте же войдем в дом (слайд). Чтобы не споткнуться нужно поднять высоко ногу и низко опустить голову. Зачем эти странности?
уч.: приток и отток холодного воздуха.
Уч.: А почему окна маленькие?
уч.: Наличник - чело - лоб. Их украшали резьбой с изображением льва. птицы-Сирин, русалки, чтобы отпугнуть нечистую силу. С распространением христианства появляется крест (солнце), ромб, круг и т. п.
Уч.: Итак: "изба. да клеть, да меж ними сени". А что такое сени?
уч.: Главная часть дома с печью. Она-то и давала название "изба" - "истба, истопка".
Уч.: Мне бы хотелось узнать о ваших домах подробнее, расскажите... (детская работа по строительству дома).
Уч.: Мы уже переступли порог дома, что нужно сделать?
уч.: Перекрестив лоб, поздороваемся с хозяином и тогда нас посадят за стол.
Уч.: А чем кормили на Руси? (детская работа по трапезе).
Уч.: А после обеда...(звучание песни "На улице дождик").
Уч.: Грустно стало... Но ведь не так давно был радостный, светлый праздник Святки... Давайте послушаем девушек, о чем там они шепчутся у печки. да так звонко смеются?..
ученицы: Они поленья дров таскают с закрытыми глазами. Какое полено выташат зажмурясь, такая и судьба...
уч.: ... тонкая, ровная кора - красавец; шероховатое полено - так себе лицом; толстая и ровная кора - жди богача; полено местами ободрано - нужда по дороге жизни; сучков много - в большую избу попадешь в работницы; кривое полено - век на "урода любоваться"...
Уч.: опять дерево и просят девушки у него себе счастья. А теперь прислушайтесь, с печки можно услышать... конечно голос бабушки. Речь её длинная. узорная, не рвется как нитка в прялке.. Расскажите и вы нам свои сказки.(детская работа по сказкам, бывальщинам, быличкам).
Уч.: А тут и песня полилась ("У зари-то, у зореньки" - исполнение).
Уч.: Однако мы засиделись. Пора и честь знать. Хозяюшка, напомни-ка гостям, чтобы домой расходились... (девочка раздает пряники-разгоняи, обьясняя их значение).
Уч.: Есть у слова Русь ещё одно значение, которое я не вычитала в книгах, а услышала из уст живого человека. На Севере. в Кижи, за лесами, за болотами, встречаются места, где старые люди говорят по-старинному... Как-то Анна Ивановна внесла в избу горшок с красным цветком. Говорит, а у самой голос подрагивает от радости:
- Цветок-то погибал. Я его на Русь вынесла, он и зацвел.
- На Русь, - ахнули мы?!
- На Русь, соколики мои, на русь. На самую, что ни на есть русь.
Осторожно спрашиваем: "Анна Ивановна, а что такое русь?"
- Русью - светлое место зовем, где солнышко. Да, все светлое, почитай так и зовем. Русый парень, русая девушка, русая рожь, спелая значит, убирать пора. Не слыхали что-ли никогда?
А мы слова вымолвить не можем. (таблички на доске из начала урока).
Русь - светлое место. Русь - страна света. Милая моя, заветная Родина. Родительница моя. ("Мы землю эту Родиной зовем" Ю. Чичков - исполнение).
На: Русь. Русский дом
Елена Геннадьевна, очень интересно, спасибо!!!! Вот Вам ссылочка о славянах