Аспект
|
Критерии
|
Параметры
|
Общие сильные стороны
|
Общие слабые стороны
|
Рекомендации
|
Мотивационно-целевой
|
Осуществление целеполагания
|
Высокий уровень организации детского целеполагания (взаимодействие педагога с детьми на этапе постановки цели)
|
|
На большинстве посещенных уроков отсутствовало взаимодействие педагога с детьми на этапе целеполагания (или такое целеполагание было организовано формально)
|
Необходимо овладение приемами организации целеполагания (изучение литературы по данному вопросу, использование в практике таких приемов)
|
Ясность и четкость формулировки цели
|
|
Часто цели урока сформулированы некорректно. У большинства молодых педагогов в формулировке целей отсутствуют указания на средства достижения этих целей.
|
Требуется осознать, что вопрос постановки цели урока является ключевым, поэтому требует повышенного внимания. Необходимо изучить характеристики цели (ясность, четкость формулировки цели, достижимость цели, диагностичность цели и др.). Всегда «проверять» сформулированные цели на соответствие данным характеристикам.
|
Достижимость цели, ее операциональность (в формулировке имеются указания на средства достижения цели)
|
|
Обеспечение мотивационной готовности
|
Целенаправленное создание атмосферы заинтересованности при изучении темы учебного занятия
|
Молодые педагоги умеют создать атмосферу заинтересованности, имеют определенный опыт работы по данному параметру, который на сегодня уже стоит обобщать и изучать в рамках методической работы образовательных учреждений
|
|
|
Эффективное использование средств воздействия для включения в учебную работу всех детей (каждого ребенка)
|
|
На отдельных занятиях в работу были включены не более 5 человек. У молодых педагогов за счет ответов всего нескольких учеников возникала иллюзия полной включенности учащихся в деятельность на уроке.
|
Осваивать способы, обеспечивающие включение в работу каждого учащегося (например, использование оргдиалога)
|
|
Благоприятный психологический климат
|
Предоставление педагогом возможности для самопроявления всех детей
|
|
Преобладание положительных эмоций детей в течение всего занятия
|
Молодым педагогам удается сохранять преобладание положительных эмоций в течение занятий. Многие из них хорошо знают свой предмет, харизматичны.
|
|
|
Положительное влияние на детей за счет профессиональных, личностных, харизматических качеств педагога
|
|
|
Организация учебной деятельности детей
|
Соблюдение санитарно-гигиенических норм
|
|
Посещенные уроки и занятия свидетельствуют о том, что молодые педагоги недостаточное внимание уделяют санитарно-гигиеническим нормам: не всегда следят за осанкой детей, проводят физ.минутки и др.
|
Изучение санитарно-гигиенических норм, обязательное их соблюдение
|
Оптимальный темп занятия
|
|
Не все просмотренные занятия отличает оптимальный темп. Некоторые из них не были динамичными, выглядели «затянутыми».
|
Продумывая проект занятия (не конспект, а проект), учитывать, что занятие должно быть насыщенным, наполненным (но не перегруженным!). Также необходимо контролировать темп («держать время») в ходе всего занятия.
|
Наличие смены видов деятельности, ее целесообразность
|
|
Подбор и смена видов деятельности не всегда была целесообразна. Иногда использование определенных видов деятельности объяснялось погоней за «эффектностью» занятия, не учитывалось, как это помогает достичь результативности урока.
|
Использовать какие-либо виды деятельности при наличии четкого представления, как это способствует достижению конечного результата урока.
|
Оптимальное сочетание репродуктивных и проблемных заданий, задания для проявления самостоятельности детей
|
На уроках/занятиях молодых специалистов наблюдалось активное использование проблемных заданий. Эту сторону занятий необходимо «усиливать» и в дальнейшем.
|
|
|
Преобладание речевой активности детей, а не педагога
|
|
На большинстве посещенных занятий наблюдалось преобладание речевой активности молодых педагогов. Бывали парадоксальные ситуации: педагоги говорили за детей, даже когда те были готовы ответить.
|
Необходима работа (на каждом занятии) по умению принимать в ходе урока позицию организатора речевой активности детей, «запускать» с помощью мыслительные процессы учащихся
|
Используемые методики, технологии преподавания
|
Целесообразность используемых технологий
|
|
Использование молодыми специалистами технологий не всегда целесообразно. Часто ими руководит желание совершить профессиональную пробу по применению той или иной технологии, но при анализе занятия они затрудняются в обосновании того, насколько важно это было для достижения конкретного результата учащихся. Также совершают многочисленные ошибки, поскольку имеют поверхностное представление о технологии.
|
Требуется интенсивная работа по изучению основ технологий, осмыслению роли каждой технологии для достижения результата урока.
|
Эффективное использование инновационных педагогических технологий
|
|
Содержательный
|
Подбор учебного материала
|
Соответствие содержания целям занятия
|
У большинства посещенных занятий содержание соответствовало цели урока/занятия
|
|
|
Глубина, полнота, научность, системность, интегративность, доступность учебной информации
|
В основном материал занятий был доступным, полным и т.д. И в то же время необычным, занимательным
|
|
|
Новизна, необычность, занимательность учебного материала
|
|
|
Практико-ориентированный характер содержания учебного занятия
|
|
Слабый практико-ориентированный характер содержания
|
Усиливать эту сторону содержания материала за счет особого внимания к изучению роли и значения рассматриваемых явлений, событий и т.п.
|
Воспитывающий потенциал содержания
|
|
Большинство посещенных занятий свидетельствовало о том, что молодые педагоги не уделяют должного внимания воспитательной стороне занятия (воспитательная составляющая цели формальна, в содержании материала для детей не усиливаются воспитывающие стороны)
|
При проектировании занятий учитывать воспитывающий потенциал содержания: «видеть» воспитывающий «места» в содержании, организовывать за счет таких мест обсуждение, дискуссии, беседы, «включать» эмоции и чувства учащихся. Быть толерантными, предусматривать риски, которые могут возникнуть в ходе дискуссии, заранее искать пути разрешения этих рисков.
|
Изложение учебного материала
|
Культура речи педагога (отсутствие грамматических, речевых, акцентологических ошибок; образность, эмоциональность, техника речи, действенность, использование невербальных средств; объяснения ясны и даются с использованием подходящих слов и терминов)
|
В основном в речи молодых педагогов отсутствуют грамматические, речевые, акцентологические ошибки
|
Необходимо работать над образностью, эмоциональностью, техникой речи, действенностью, использованием невербальных средств; объяснения должны быть ясны и даваться с использованием подходящих слов и терминов
Ответы на вопросы детей должны быть более четкими и адекватными.
|
Точность и адекватность ответов, комментариев на вопросы детей
|
|
Оценочно-результативный
|
Оценочная деятельность
|
Привлечение детей к оценочной деятельности (в том числе к самооценке)
|
|
Одна из самых слабых сторон посещенных занятий. Педагоги почти не привлекают к оценочной деятельности детей.
Педагогами выносятся оценочные суждения и при этом почти не комментируются (даже при выставлении отметок).
Внимание уделяется в основном правильности ответа, но не оригинальности и рациональности путей решения.
|
Необходимо изучение основ контрольно-оценочной деятельности. Применение приемов в своей деятельности, начиная с младшего возраста (в том числе для развития адекватной самооценки детей).
|
Оценка не только правильности, но и оригинальности ответа, рациональности путей решения
|
|
Оценка деятельности ребенка не только по конечному результату, но и в ходе его достижения
|
|
Результативность занятия
|
Высокий уровень организации рефлексии учащихся
|
|
Чаще всего рефлексия учащихся организуется молодыми педагогами формально.
Уроки (чаще уроки, чем занятия в ДОУ) затягиваются, итоги оказываются «скомканными». Цели уроков достигаются не всегда.
|
Уделять особое внимание рефлексии и подведению итогов на занятиях, изучать и применять в своей деятельности приемы и формы организации рефлексии.
|
Высокий уровень организации подведения итогов
|
|
Достижение цели
|
|