Официальный сайт graffitistudio 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



СЛОЖЕНИЕ ЧИСЕЛ

Фото пользователя Рашид Рафаильевич Рахманкулов
Submitted by Рашид Рафаильевич Рахманкулов on чт, 20/05/2010 - 16:54
Данные об авторе
Автор(ы): 
Юрлова Елена Геннадьевна
Место работы, должность: 
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №2 р.п. Степное уитель математики и информатики
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Информатика и ИКТ
Предмет(ы): 
Математика
Цель урока: 
закрепить практические навыки и умения при сложении чисел в разных системах счисления. ЗАДАЧИ УРОКА: Образовательная: • Систематизировать знания учащихся по сложению целых чисел; • Рассмотреть сложение чисел в двоичной системе счисления. Развивающая: • Показать учащимся взаимосвязь математики и информатики; • Развивать память и логическое мышление; • Развить навыки работы с числами в различных системах счисления; Воспитательная: • Способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету. • Воспитать самостоятельность, любознательность, внимание.
Тип урока: 
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
12
Используемое оборудование: 

· Мультимедийная установка;

· Компьютеры;

· Программа Калькулятор;

Раздаточный материал

Краткое описание: 
1. Сообщение темы, постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся. 2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний 3. Актуализация знаний учащихся. 4. Воспроизведение знаний на новом уровне. 5. Подготовка учащихся к обобщающей деятельности. 6. Применение знаний в новой ситуации. 7. Работа над нестандартными заданиями в программе калькулятор. 8. Решение задач. 9. Определение и разъяснение домашнего задания. 10. Анализ и содержание итогов работы, формулирование выводов по изученному материалу.

1.                  Организационный этап.

2.                  Сообщение темы, постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся.

УЧИТЕЛЬ: (слайд 1 – приложение 1)

Сегодня у нас урок, выражаясь языком рекламы, «2 в 1». В одном уроке – и  математика,  и информатика.

Давайте вспомним, Какую тему мы сейчас изучаем на математике?

(Сложение целых чисел)

А какую тему мы изучили по информатике

(Двоичную систему счисления, мы изучаем двоичные числа)

Совмещая эти темы, получаем «СЛОЖЕНИЕ ЧИСЕЛ»,

Значит, наша задача  складывать знакомые нам числа! И конечно делать это правильно и быстро!

 

Задача ясна?  НО (слайд 2)

                             «Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить её. Где есть желание,  найдется путь!»                                                   Л.Н.Толстой (ПОЙА   Д.)

Я хочу, чтобы сегодня на уроке  у вас было огромное желание быстро найти путь к правильному ответу!

 

3.                  Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний

(слайд 3)

Какие числа вы знаете?

Дети отвечают: натуральные, целые, положительные, отрицательные, противоположные, обыкновенные дроби, смешанные числа, и может быть двоичные.

Как сложить обыкновенные дроби?

Как сложить смешанные числа?

Как складывать числа разных знаков?

Как сложить два отрицательных числа?

Как найти сумму противоположных чисел?

(Ученики рассказывают правила).

4.                  Актуализация знаний учащихся.

(слайд 4)

  Устный счет:  так как

«Дружит с математикой только тот, кто хорошо считает устно!»

 №1  Вычислите суммы чисел:

 

-4+(-11);                    + 25+(-32);

+7+(-6);                      +16+(+19);

-13+(+18);                  -42+(-18);

(слайд 5)

№2  Какой знак нужно поставить вместо звёздочки  (*) чтобы равенство было верным?

Прочитайте получившиеся выражения:

 

*8+(*4)=-4;                *8+(*4)=4

*8+(*4)=-12               *8+(*4)=12

 

(слайд 6)

№3  Угадайте корень уравнения:

 

-8+х = -10         -8+х =-8

 

               -8+х =-3            -8+х =0

Какие нетрадиционные правила сложения вам помогли решать правильно и быстро?

Ученики отвечают  правила в стихах, показывают вспомогательную таблицу


1.При сложении двух чисел

Ты на знаки посмотри

Если одинаковы!

Модули ты их сложи!  

Перед суммой непременно

Ты поставь их «общий» знак:

-2+(-3), станет с минусом пятак! 

 

 

2. Если числа разных знаков,

Победит «сильнейший знак»,

Разность модулей найди

И всё время делай так!     

 

 

                                   


(слайд 7)

СУММА МОДУЛЕЙ

 

СУММА МОДУЛЕЙ

 

РАЗНОСТЬ МОДУЛЕЙ

 

РАЗНОСТЬ МОДУЛЕЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


(слайд 8)

А вы не задумывались, зачем нужны отрицательные числа? Мы 5 лет без них жили и не знали что они существуют. По проведённому среди вас опросу, 5 человек считают, что без отрицательных чисел не обойтись при измерении температуры, 7 считают, что они нужны для измерения глубины морей и океанов;  3 считают, что отрицательные числа нужны для поддержания равновесия в мире;  2 считают, что отрицательные числа – это отражение положительных чисел некоторые - ответили, чтобы мы не были глупыми! Все ваши ответы абсолютно правильные. А вот ученые считают, что отрицательные числа появились потому, что они  нужны для решения   уравнений.

(слайд 9)

Первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во II в. до н.э. Они уже умели их складывать и вычитать. Положительные числа они понимали как «имущество», а отрицательные – как «долг». Китайский император Ши Хуан Ди, разгневавшись на учёных, повелел все книги сжечь, а самих авторов  казнить.

(слайд 10)

Позже отрицательные числа заинтересовали индийских математиков. В VII в. индийский математик Брахмагупта изложил правила сложения и вычитания чисел с разными знаками так: (слайд 11)

«Сумма двух имуществ есть имущество, сумма двух долгов есть долг, сумма имущества и  долга равна их разности».

Приведите примеры на каждое правило.

5.                  Воспроизведение знаний на новом уровне.

Конечно, сегодня все эти правила сформулированы на современном языке и мы пользуемся ими, чтобы найти значение того или иного выражения.

Вот например:

Ученик решал примеры, но некоторые из них он решил с ошибкой,  если пример решён верно, поставь «1», а если в ответе ошибка – то поставь «0».

(ученики выполняют задания на карточках: приложение 2) (2 человека у доски)


1 вариант:

79 +(-48)=31;         верно 1

- 91+26= - 117;       неверно 0

-56+(-102)=158;     неверно 0

-4+8+(-9)+4= -3;     неверно 0

476+(-25)+24=475.   верно 1

Ответ: 10001

 

2 вариант:

-45+(-15)=-60;       верно 1

33+(-167)= - 200;  неверно 0

-108+48= - 50;       неверно 0

8+(-10)+12+10=20;   верно 1

-121+53+(-32)= - 100.  верно 1

Ответ: 10011


Всегда интересно узнать результат своей работы! Проверим, что у вас получилось:

(слайд 12)

Если ваш набор нулей и единиц не совпадает с правильным ответом, вам придётся его исправить!

Ученики вслух зачитывают полученный набор  нулей и единиц.

 (на слайде высвечиваются ответы, ученики исправляют ошибки сами себе)

 

6.                  Подготовка учащихся к обобщающей деятельности.

Что за числа у вас получились, где мы встречались с такими цепочками из нулей и единиц.            

 ( На уроках информатики, так записываются числа в двоичной системе счисления).

(слайд 13)

Ещё совсем недавно у некоторых народов Австралии и Полонезии существовало всего два числа: “урапун” (один) и “ окоза” (два). Такая система счисления послужила началом двоичной системы, так как все числа выражались с помощью двух знаков: 1 и 0. Двоичной системой счисления пользовались многие первобытные племена, она была известна ещё древнекитайским математикам.

Учитель: составим таблицу (приложение 3) первых десятичных чисел с помощью нашей рабочей тетради по информатике. 

(слайд 14),

Таблица перевода десятичных чисел от 0 до 20 в двоичную систему счисления.

десятичное

число

двоичное число

десятичное

число

двоичное число

0

0000

11

1011

1

0001

12

1100

2

0010

13

1101

3

0011

14

1110

4

0100

15

1111

5

0101

16

10000

6

0110

17

10001

7

0111

18

10010

8

1000

19

10011

9

1001

20

10100

10

1010

и т.д.

 

(слайд 15)

Учитель: оказывается, что мы с вами повторили открытие одного немецкого ученого математика Вильгельм Готфрид Лейбниц (1646-1716) (слайд 16)

Именно он установил соответствие между десятичной и двоичной систем:

Историческая справка: Начиная со студенческих лет и до конца жизни великий европеец, немецкий ученый Вильгельм Готфрид Лейбниц (1646-1716), занимался исследованием свойств двоичной системы счисления, ставшей в дальнейшем основной при создании компьютеров. Он придавал ей некий мистический смысл и считал, что на ее базе можно создать универсальный язык для объяснения явлений мира и использования во всех науках, в том числе в философии. Сохранилось изображение медали, нарисованное В. Лейбницем в 1697 г., поясняющее соотношение между двоичной и десятичной системами исчисления:

 

Медаль, нарисованная В.Г Лейбницем, поясняет соотношение между двоичной и десятичной системами счисления.

На ней была изображена табличка из двух столбцов, в одном числа от 0 до 17 в десятичной системе, а в другом – те же числа в двоичной системе счисления. Вверху была надпись: «2,3,4,5 и т.д. Для получения их всех из нуля достаточно единицы». Внизу же гласила надпись: «Картина создания. Изобрёл ГГЛ. МDС XCYII».

 

 

(слайд 17)

Гимнастика для глаз:

              Вы наверное устали

Взглядом бабочку поймали!

               Улетает воробей

Ты следи за ним быстрей

(слайд 18)

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем

Открываем поморгаем

И работать продолжаем

7.                  Применение знаний в новой ситуации

А возможно ли сложение двоичных чисел?

Проведём эксперимент! (слайд 19)

Возьмем два «двоичных числа» (из самостоятельной работы)

Переведём их в десятичную. (у доски два человека)

10001 переводим = 17;           10011 переводим = 19

Выполним сложение этих чисел в десятичной системе, (устно 17+19=36)

полученную сумму переведем  в двоичную систему счисления (у доски 36 переводим =100100)

И проверим с помощью программы калькулятор, возможно ли сложение в двоичной системе?

 

8.                  Работа над нестандартными заданиями в программе калькулятор

Проходим за компьютеры, открываем программу «Калькулятор»,  инженерный вид, система Bin(бинарная) – двоичная, и выполняем действия по шагам:

1)10001

2)+

3)10011

4)=

5)100100

6)нажать Dec

Получили   36

Вывод значит сложение чисел в двоичной системе счисления возможно, но как это делать. Спросите вы?

Очень просто! По правилу сложения чисел в двоичной системе счисления: (слайд 20)

 

0+0=0

1+0=1

0+1=1

1+1=10 (т.е. перенос единицы в соседний – старший разряд)

вот такие чудеса!

 

 

9.                  Решение задач. (приложение 4)

 

Пример: 1)           10001

                        +

                           10011

                         ______

                         100100  = 36

 

Ну а теперь вы   (у доски)         2) 1000+1010 = 10010 = 18;           3) 11101+10100=10001=49;

 

Попробуйте самостоятельно:   4)1100+1011=10111= 23;               5) 10111+10110=101101=45;

                             6)1001+1111=11000=24.

(Два примера вместе на доске, третий пример самостоятельно каждый сам, с последующей проверкой на калькуляторе. У кого получилось, поднимают руку).

 

Вот такие чудеса творятся в двоичной системе счисления! Кстати (слайд 21)

В Японии поступили в продажу необычные электронные часы, отображающие время в двоичной системе счисления. Выглядят часы также довольно необычно. Они заключены в круглый металлический корпус, однако вместо циферблата с арабскими числами  расположены числа в двоичной системе счисления. Именно так  показывают время в стране, где очень развита компьютерная промышленность!

 

10.   Определение и разъяснение домашнего задания.

 

 Наши точные науки содержат много интересного, и не только в 10 и 2 системах счисления, но и в пятеричной или восьмеричной системе, Но это уже совсем другая история!

А у меня для вас  совсем необыкновенная история про необыкновенную девочку!  

(приложение 5)

Ей было тысяча сто лет

Она  в сто первый класс ходила

В портфеле по сто книг носила

Всё это правда, а не бред

Когда пыля десятком ног

 она шагала по дороге

За ней всегда бежал щенок,

С одним хвостом, зато стоногий

Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами

И десять загорелых рук

Портфель и паводок держали

И десять темно синих глаз

Рассматривали мир привычно

Но станет всё совсем обычным

Когда поймёте наш рассказ!

 

Это вам домашнее задание,

Тренируйте память и внимание

найти сумму всех чисел в стихотворении

в десятичной системе счисления

11.   Анализ и содержание итогов работы, формулирование выводов по изученному материалу.

Я очень рада за вас, и хочу вас поздравить, что вы не просто научились складывать числа в двоичной системе счисления. А выполнили задание части А из Единого Государственного Экзамена за 11 класс! Пусть каждый поставит себе оценку  в бланках, где вы выполняли задания по математике на первой странице и по информатике на второй.

 

Итог урока: (слайд 22)

Итак, сегодня на уроке мы обобщили свои знания.

Что было интересного на уроке?

Какие  новые знания ты получил на  уроке?

Как ты показал свои знания?

Понравился ли тебе урок, чем?

 Спасибо за урок!

 

 

Прикрепленный файл Size
ОПИСАНИЕ РАБОТЫ.doc 34.5 KB
план-конспект урока.doc 322.5 KB
приложения 2,4.doc 52 KB
приложения 3,5.doc 50 KB
мультимедийная презентация урока.ppt 1.4 MB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн