Submitted by Рашид Рафаильевич Рахманкулов on чт, 20/05/2010 - 16:44
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Задание № 5 (рабочая тетрадь, с. 4).
Хищные животные:
2 - белый медведь
7 - орел
9 - снежный барс
3 - рысь
5 - лиса.
Растительноядные:
8-дрофа
10-суслик
4-саранча
1 - северный олень
6-верблюд
2. Экологическая игра.(Дети делятся на группы, обсуждают ответы на вопросы)
- Предположите, какие будут последствия:
а) если растают льды Арктики;
б) если в степи весной развести костер;
в) если летом молнией зажжет дерево в лесу;
г) если высушить все болота;
д) если передвигаться по тундре на тяжелых вездеходах.
III. Сообщение темы урока.
Работа с классом.
- Отгадайте загадки:
Кругом вода, А с питьем беда.
(Море.)
- Сегодня мы побываем на дне моря и океана, узнаем, кто обитает в морях.
- Послушайте шуточное стихотворение А. Усачева:
Если на карту Земли посмотреть -Земли на земле всего одна треть... Но странный вопрос возникает тогда? Планета должна называться - вода!
- Посмотрите на карту и скажите, чего больше на нашей планете: суши или воды?
IV. Океаны Земли. Жизнь в море.
Учитель предлагает провести игру-загадку.
- Я буду показывать животное, а вы должны будете назвать его и рассказать о
рельефе, климате местности, где он обитает, назвать животных,
которые его окружают, и растения, которые там растут.
- Одинаковые ли рассказы получались у вас в трех случаях?
- Конечно, нет. Ведь вы невольно раскрывали связи между заданным объектом природы и другими объектами природы данной местности. А на каждой территории свои связи и, значит, свои сообщества (то, что существует только сообща).
Природные сообщества - это единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды. Это может быть лес, луг, река, озеро, болото, поле, море. В них образуются особые связи как между живой и неживой природой, так и между живыми организмами - растениями, животными, грибами и микроорганизмами.
Давайте отправимся в путешествие по океанам и морям нашей планеты. Для исследования жизни морских глубин все садимся в специальный научный аппарат - батискаф.
- Кто знает, что такое батискаф?
- На дно океана мы будем спускаться со скоростью 3 метра в минуту.
(Далее учащиеся читают статью «Чем важны океаны» на с. 9-11 учебника. Затем отвечают на вопросы)
V. Закрепление полученных знаний о животном мире морей.
- Разнообразен живой мир морей и океанов. Ученые считают,
что жизнь на нашей планете возникла именно в Мировом океане.
В настоящее время в морях и океанах обитают более 20 тысяч видов рыб и множество других морских животных: из млекопитающих - киты и дельфины, а также маленькие рачки, моллюски от небольшой улитки до гигантских кальмаров и осьминогов. Известны глубоководные кальмары, которые достигают со своими щупальцами 14 метров в длину. Хищные рыбы - белые акулы, прозванные «морскими разбойниками», наводят ужас на всех водных обитателей.
В глубинах морей темно и холодно. Там живут небольшие морские животные. Глубоководные рыбы редко могут добыть себе пищу, которой очень мало на глубине. Некоторые из них излучают сине-зеленый фосфоресцирующий свет для привлечения маленьких рыбок как добычи.
Учащиеся выполняют задание № 7 в рабочей тетради (с. 5).
- Прочитайте текст-загадку. О каком даре моря в нем говорится? (Мел.)
VI. Влияние человека на природное сообщество море.
- В любом природном сообществе все взаимосвязано, и человек
должен знать эти связи, чтобы не разрушить гармонию жизни природы.
Безобидные, практически никому не известные организмы, природные явления приобретают неожиданно угрожающие свойства. Кого беспокоили водоросли еще десяток лет назад? А между тем из-за неразумного сброса отходов промышленных и сельскохозяйственных предприятий в моря и реки там начали очень быстро развиваться разные виды водорослей, забирая большое количество кислорода и тем самым лишая его других жителей моря.
Масляные и нефтяные пятна на поверхности морской воды мешают жизни птиц и других животных. Гибнет планктон, лишая морских обитателей пищи. Слипшиеся перья не дают тепла, делают птиц малоподвижными, и они погибают от холода. Химические выбросы, отравляя морских животных, отправляют затем и людей, которые питаются ими. Тюлени, которые очень чувствительны к чистоте воды, все чаще рождают мертвых детенышей. Есть ли выход?
Учащиеся делятся своими мнениями.
VII. Итог урока.
- Какие растения обитают в морях?
- Каких морских животных вам приходилось наблюдать?
- Чем опасны обитателям моря нефтяные пятна и химические загрязнения?
Домашнее задание: рабочая тетрадь № 2 (задания № 8, 9, с. 6); учебник (с. 9-17). Подготовить рассказ об обитателях моря.