Официальный сайт fresher 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Экология слова, или поговорим о культуре русской речи

Фото пользователя Рашид Рафаильевич Рахманкулов
Submitted by Рашид Рафаильевич Рахманкулов on чт, 20/05/2010 - 15:32
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мотина Светлана Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ-СОШ с Мечетное учитель русского языка и литературы
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Краткое описание: 
Эпиграф: Наш язык заслужил право на бережное к себе отношение, на всенародную заботу. Б.Васильев.

1. В последние годы наши писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных с языковыми потерями. Они напоминают слова Ветхого Завета о том, что в языке нашем заключены и жизнь, и смерть.  Язык – это мостик, по которому наше земное начало переходит в духовное.

              Известный писатель Б.Васильев писал: « Наш язык заслужил право на бережное к себе отношение, на всенародную заботу». (Слайд)

16 октября 2009 года в Москве состоялась конференция «Языковая культура», цель которой , в первую очередь, - пропаганда правильного русского языка. На ней с тревогой о современном состоянии  русского языка выступили многие общественные деятели, писатели, поэты, депутаты, члены правительства.  Были оглашены цифры, вызывающие опасение: 61% населения  РФ употребляют бранную лексику, 28% говорят на компьютерном языке, и лишь 5% говорят на чистом литературном языке.                                       Да, язык наш очень богат, есть из чего выбирать. Многие писатели и поэты посвящали свои произведения родному языку, восхищаясь его красотой и величием, образностью и необыкновенной чувственностью.  (Слайд)

2. Язык народа – это его историческая память. Духовная культура и жизнь своеобразно отразились в нашем языке.

Любопытно, что у летописца Нестора не упоминается слово “народ”, “племя”, для обозначения этого используется понятие “язык”.(Слайд)

Народ и язык – понятия изначально неразделимые, цельные, как тело и душа. Язык не увидишь, его не коснёшься, может от того и возникает иллюзия его малоценности в современном обществе? Он ведь, как воздух, как вода – всюду, везде с нами.

Или пока с нами?!  (Слайд)

3. А.С.Пушкин называл русский язык «переимчивым и общежительным», до некоторого времени считалось, что богатство нашего языка не пострадали от такого гостеприимства.

                                                                                     (слайд Пётр1)

-  А  какова современная языковая ситуация?  Понаблюдаем за разговором двух современных девушек. Сценка (тексты на партах)

-Хай, подружка!

-Привет! Классно выглядишь, ты раньше на тинейджера смахивала, а теперь…

-Это мой стилист постарался, я такой салон отыскала!

- Где?

- Знаешь, возле дома у нас паркинг построили, на въезде постер висит. Подхожу, читаю, в одном из мультиплексов салон красоты открыли. Я после ланча туда отправилась. На входе - секьюрити, дизайн в холле классный, ремейки самые лучшие звучат. Всё супер! Я как раз на прайм-тайм попала – пилинг со скидкой сделали. Кстати, вот тебе их визитка.

- Нет, Женя, я туда не пойду.

 - Как вы думаете, почему девочка отказалась от предложения подруги? ничего не поняла из сказанного)

Выпишите заимствованные слова, определите их лексическое значение.

Проверим: правильно ли определили ЛЗ слов (слайд)

- Какой вывод можно сделать? Отказаться от употребления иностранных слов? По-моему, эта мера невозможна? (ответы и предложения учащихся)

Слова английского происхождения требуют дополнительной расшифровки средствами русского языка, потому что они не понятны большинству из нас. Конечно, здесь представлены далеко не все примеры, лишь те, которые активно используются в молодёжной среде.

- Почему же эта проблема оказывается спорной?

С одной стороны, заимствованные слова в нашей речи – явление закономерное, отражающее экономические, политические и культурные взаимоотношения с другими странами, а с другой стороны – погоня за всем иностранным губит самобытность и прелесть русского языка, засоряет его.

Прибегая к иноязычным элементам, мы отдаём дань моде не только жить, но и мыслить по-американски. Но ведь нам тоже есть чем гордиться!

И если многочисленные искажения русской речи не в нашей власти, то за выбор слова в собственном высказывании отвечаем мы сами. Именно с этого и стоит начинать. И помнить при этом слова В.Г.Белинского.   (Слайд )

 4.  61% населения РФ употребляет в своей речи нецензурную брань -  такая цифра была озвучена с экрана телевизора.                               Как эти слова пришли в наш язык? Как относились к ним наши предки. Перевернём страницы прошлого.

В древнерусской литературе и в народной традиции запрет на бранную лексику связывался с представлением о том, что матерщина оскорбляет Мать-сыру землю, Богородицу и родную мать человека.          У русских крестьян считалось опасным бранить детей, ибо на том свете они отвернутся от своих родителей. Ребенка, которого выругали “черным” словом могли унести злые силы. Нельзя было ругаться при иконах, при печке (этого не выносит домовой). Боясь лешего, не ругались в лесу.

В дом, где люди бранятся, проникают бесы, а вот ангелы покидают такое жилище.

Такими “черными словами” не разбрасывались: боялись накликать беду и на себя, и на близких - ведь слово-то имело свойство “воплощаться”!  (Слайд)

- Что вы чувствуете, когда такие слова звучат в ваш адрес?

 То, что проблема сквернословия весьма актуальна, говорят исследования на современном этапе. (Вы, ребята, можете провести их у себя в школе…)

Из материалов исследования сотрудника Института проблем РАН П.П.Гаряева   (Слайд )

  • Любое произнесённое слово—это волновая генетическая программа
  • Иногда слово может сработать как убийца и даже вызвать раковые заболевания
  • Воздействие брани равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч рентген!
  • Бранные слова вызывают мутации на генетическом уровне
  • Длительный стресс, который могут спровоцировать оскорбительные выражения, приводит к снижению иммунитета

- Как с этим бороться? (предложения учащихся)

Научиться уважать себя и окружающих людей. Привычка к сквернословию – это признак духовного и нравственного разложения человека, о котором нельзя сказать, что он хороший сын, хороший отец или гражданин.

5. - А теперь поговорим о том, что, наверное, вам особенно близко. Я говорю о молодёжном жаргоне. (Слайд)

Есть мнение, что такая речь очень выразительна и эмоциональна. На самом деле, специалисты доказали: жаргонные слова и выражения – это безликие штампы, имеющие только две оценки: положительную (что реже) и отрицательную.

Гордый наш язык… в пушкинские времена часть общества предпочитала говорить по-французски, в наше время он перегружен английскими словами и как никогда жаргонными выражениями, которые прочно вошли в обиход молодёжи. Разрешите и мне поделиться собственными наблюдениями над вашей речью. Знакомьтесь, собирательный образ вашего сверстника, фоторобот, внешний вид которого определён согласно школьному жаргону.

Коллаж (Слайд)

Хоть неприятны эти слова, но звучат они всё чаще и чаще в общении молодёжи. Но ещё неприятнее осознавать тот факт, что бороться с этим явлением всё сложнее.

Во все времена весёлые школьники чуть-чуть искажали свою речь, и делали это отчасти сознательно, чтобы хоть чем-то отличаться от своих наставников. Но с течением времени к этой игре подключились и взрослые. Что же из этого вышло?

В любви к западу, в засилье жаргонизмов особо преуспела наша реклама. Производители товаров идут на все уловки, чтобы привлечь внимание покупателей. Вот лишь один из многочисленных примеров. (Слайд) 

   Чипсы “Читос” Купивший такую пачку становится участником так называемой стимулирующей лотереи, однако, сможет ли он понять, что именно ему обещают? Вряд ли! Послушайте рекламный текст:

Забавно шевелятся “Читос” пачки?
Внутри обитают хип-хоп собачки!!!
ЙОУ, собирай мегабанду собачек
Из клёвых наклеек и денглеров в пачках.
Мобильник свой можешь сделать прикольным,
С тюнингом в стиле хип-хоп мегакульном!

Вперемежку с иностранными словами этикетка пестрит жаргонизмами, в которых зашифрован никому не понятный замысел. Грустно отмечать, что чипсы эти производят в Московской области. Получается, что мы сами портим родной язык!

Игра превращается в болезнь общества. А ведь очень важно для современного молодого человека иметь такие знания, которые можно было бы передать следующим поколениям. Только в этом случае не прервётся связь времён. Вам выбирать, на каком языке будут говорить ваши дети. В ваших руках будущее России, будущее родного языка.  (Слайд)

Друзья! Следите за собой,

Когда по-русски говорите.

Ведь это наш язык родной –

Его для внуков сохраните.

                              Е.Весник.

 

Прикрепленный файл Size
пояснительная записка.docx 11.98 KB
Экология слова(конспект урока).doc 45.5 KB
презентация к уроку.ppt 801.5 KB

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   
"Информационные технологии в образовательном процессе"

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн