Официальный сайт janmille 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Логарифмы. Логарифмические неравенства и уравнения

Фото пользователя Рашид Рафаильевич Рахманкулов
Размещено: Рашид Рафаильевич Рахманкулов - чт, 20/05/2010 - 13:39
Данные об авторе
Автор(ы): 
Адракова Алма Аисовна
Место работы, должность: 
МОУ-СОШ р.п. Советское учитель математики
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Алгебра
Цель урока: 
1. Образовательные – отработка умений систематизировать, обобщать свойства логарифмов, логарифмической функции; применять их при решении логарифмических уравнений и неравенств; уметь применять различные методы решения логарифмических уравнений, неравенств. 2. Развивающие – развитие сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной памяти, развитие математической речи учащихся, формировать навыки самообучения, самоорганизации и самооценки, способствовать развитию творческой деятельности учащихся. 3. Воспитательные - воспитание познавательной активности, воспитать у учащихся любовь и уважение к предмету, научить видеть в ней не только строгость, сложность, но и логичность, простоту и красоту.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемое оборудование: 

компьютер, экран, проектор, памятки, формулы–справочники; карточки с заданиями; тесты

Используемые ЦОР: 

презентация

Краткое описание: 
a) Мотивация Каждый раз и каждый день я убеждаюсь, что Математика – интересный и очень нужный предмет. А душой математики является красота и гармония. Я хочу, чтобы вы чувствовали эту красоту, и это чувство помогало вам в изучении такого замечательного предмета, как математика. Тем более вы все собираетесь связывать свою жизнь так или иначе с этим предметом. О гармонии в математики, о ее красоте говорили очень многие. Об этом говорил и известный геометр 20 века академик Александр Данилович Александров. Его слова является эпиграфом нашего урока: Холодные числа, внешне сухие формулы математики полны внутренней красоты и жара сконцентрированной в них мысли. Александров А.Д.

б) Объявление темы урока, его цели.

 

Сегодня на уроке мы будем повторять.

Все о логарифмах подробно вспоминать.

Логарифмические  уравнения и неравенства решать.

Задания ЕГЭ С части разбирать.

 

Тема урока. Логарифмы. Логарифмические уравнения и неравенства.

На столе у каждого лежит лист самооценки. После каждого этапа урока я рекомендую вам его заполнить.

 

  Сколько красивых формул в этой теме встречаем:

 loga1/b=-logаb log1/ab=-logab

logab=1/logba 

10lgb =b,  logaa=1, loga1=0

logabn=nlogab

logÖaÖb=logab

Какая в них гармония, красота! Но,  в то же время, они не только знаки, в них сконцентрирован огромный смысл! Вы знаете еще немало формул. Напомните мне, чему равняется логарифм произведения, частного. Давайте обсудим некоторые из этих формул:   logaa=1 , loga1=0. Почему они верны? Да, по определению. Вспомним определение логарифма  

в) Устная работа по теме.

 Поднимите руку, кто хотя бы раз играл в морской бой. Вы легко справитесь со следующим заданием.  Слайд с таблицей. Я называю букву строки и номер  столбца, а вы называете ответ и ищите соответствующую букву в таблице (на доске – таблица, в которой ответ соответствует букве.) В результате: Джон Непер.

 

1

2

3

4

5

6

7

A

log416

Log327

log5125

log232

log39

log28

log381

B

log25125

log4 8

log279

log816

log8127

log324

log168

C

log82

log49 7

log162

log273

log1255

log644

log322

D

log66

log55

lg10

log77

log99

log42

log24

E

lg0,01

lg0,1

lg0,001

lg1000

lg

7log73

2log25

 

-3

5

3

1/2

1/5

1

3/4

О

Ж

Д

Н

Р

П

Е

 

г) Историческая справка. Слайд.  Джон Непер.
Джону Неперу принадлежит сам термин «логарифм», который он перевел как «искусственное число». Джон Непер – шотландец. В 16 лет отправился на континент, где в течение пяти лет в различных университетах Европы изучал математику и другие науки. Затем он серьезно занимался астрономией и математикой. К идее логарифмических вычислений Непер пришел еще в 80-х годах XVI века, однако опубликовал свои таблицы только в 1614 году, после 25-летних вычислений. Они вышли под названием «Описание чудесных логарифмических таблиц».

д) Логарифмическая функция. Определение.

 Схематически построить графики  логарифмических функций.у=log а х, y=Ilog a хI, у= loga х+3, у=I loga (х-2).I Дополнительные вопросы по свойствам функции. Четверо учащихся работают  у доски, а остальные  выполняют диктант. Слайд. Утверждения   на экране.  Проставить знак + или -.

1. Логарифмическая функция у = logax определена при любом х
2. Функция у = logax  определена при а > 0, а =/= 1, х > 0.
3. Областью определения логарифмической функции является множество действительных чисел.
4. Областью значений логарифмической функции является множество действительных чисел.
5. Логарифмическая функция – четная.
6. Логарифмическая функция – нечетная.
7. Функция у = logax – возрастающая при а >1.
8. Функция у = logax при положительном, но меньшем единицы основании, – возрастающая.
9. Логарифмическая функция имеет экстремум в точке (1; 0).
10. График функции у = log аx пересекается с осью ОХ.
11. График логарифмической функции находится в верхней полуплоскости.
12. График логарифмической функции симметричен относительно ОХ.
13. График логарифмической функции пересекает ОХ в точке (1; 0).
14. График логарифмической функции находится в 1 и 4 четвертях.
15. Существует логарифм отрицательного числа.
16. Существует логарифм дробного положительного числа.
17. График логарифмической функции проходит через точку (0; 0).

[–]
[+]
[–]
[+]
[–]
[–]
[+]
[–]
[–]
[+]
[–]
[–]
[+]
[+]
[–]
[+]
[–]

 Сколько плюсов? Именно столько методов  решения логарифмических уравнений мы вспомним.

е) Логарифмические уравнения. Методы решения логарифмических уравнений.

 

 

ж) Решение логарифмических уравнений.

У доски сильные учащиеся разбирают решение заданий по карточкам, а остальные по вариантам выполняют работу в тетрадях.

Карточка№1 log4(16-2х)=2log43

Карточка№2 2 3√2log162х-3√log2х-6=0

Карточка№3 log√х2-1(2х2-4х+2)=2

 

з)  Самостоятельная работа№1 . Два уровня.

1 вариант

Решить уравнение:

1.    (1б)           

2. (1б)

3.log5х+log5(х-4)=1  (1б)

2 вариант

Решить уравнения:

 1. log 3(x2 -8x)=2  (2б)

 2. (log2х)2+3log1/2х+2=0 (3б)   

 

 ответы

1.      Х=10

2.      Х= -77

3.      Х=5

1.      Х= -1;   9

2.      Х=2;  4

 

и) Проверка работ. Выступление тех, кто был у доски. Выставление баллов.

 

к) Логарифмические неравенства

Повторение теории.

Итак, у нас осталась одна тема «логарифмические неравенства».  Вспомним определение,  разберем случаи, которые могут встречаться в школьном курсе.  Для этого вызовем к доске одного ученика.

Логарифмический софизм 2>3

Пока он готовится,  мы с вами рассмотрим логарифмический софизм.

Логарифмический софизм 2>3

Начнем с неравенства   , бесспорно верного. Затем следует преобразование , тоже не вызывающее сомнений. Большему значению соответствует больший логарифм, значит,  , т.е. .

После сокращения на  ,  имеем  2>3. В чем ошибка этого доказательства?
Решение:
Ошибка в том, что при сокращении на lg1/2 не был изменен знак неравенства (> на <); между тем необходимо было это сделать, так как lg1/2 есть число отрицательное.

 

СОФИЗМ

рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному утверждению. Обычно С. обосновывает какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям

 

Послушаем ответ вашего товарища. Нужно показать решения следующих неравенств:     

        

л) Самостоятельная работа№2.  Два уровня сложности.

Решить неравенства:

 4. log 9(3х-4)>1/2  (1б)

5. log 3 2x+ 2log 3x-3<0       (2б)

 

Решить неравенства:

4. log 3 2x- 2log 3x-3<0    (2б)  

 5. logх(2х-3/4)<2      (3б)

 

Сильные учащиеся у доски разбирают задания  С3 по карточкам.

Карточка№4  log0,5(х-4)<1

Карточка№5 log0,1(х2+х-2)>log0,1(х+3)

Карточка№6  1/log2(-х)<2/1+log2(-х)

м) Рассмотрим задания егэ  С3. Метод рационализации - успех в сдачи ЕГЭ по математике.

 

н) Домашнее задание. Оценки. Оценочные листы.

Если останется время, то выступить Евдокимовой А с презентацией о логарифмической спирали.

 

о) Итог.

Мы систематизировали, обобщили свойства логарифмической функции, применяли различные методы при решении логарифмических уравнений и неравенств. Показали свои знания, умения по теме. В заключении урока я хочу вам прочитать стихотворение:

“Музыка может возвышать или умиротворять душу,

Живопись – радовать глаз,

Поэзия - пробуждать чувства,

Философия – удовлетворять потребности разума,

Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей,

а математика способна достичь всех этих целей”.

Так сказал американский математик Морис Клайн.

Спасибо за работу!

Оценочный лист учащегося

Фамилия ____________________________________________________

Имя _________________________________________________________

№ П/п

Этапы работы

Достижения

Количество баллов

1

Устный опрос.1 балл за правильный ответ

Воспроизведение опорных знаний

 

2

Диктант. 1 балл за верное выполнение диктанта

Знание свойств логарифмической функции

 

3

Самостоятельная работа №1.Баллы – в таблице.

Умения учащихся применять разные методы при решении логарифмических  уравнений.

 

4

Работа  у доски. 3 б -за верное решение

Работа поискового характера. Умение решать нестандартные уравнения, неравенства

 

5

Самостоятельная работа №2

Умения учащихся применять разные методы при решении логарифмических  неравеств.

 

6

Дополнительные задания – 2 балла

Умение представить решение, а другим учащимся усвоить нестандартные логарифмические уравнения и неравенства

 

Итоговое количество баллов ____________

Оценка ____________

Самооценка за урок зависит от суммы набранных баллов на всех этапах.

Критерии оценок:

  • “5” 15 – 20 баллов
  • “4” 11 – 14 баллов
  • “3” 8 – 10 баллов.

·         Лист самоконтроля

 

Свойства логарифмов

Свойства логарифмической функции

Способы решения уравнений

Способы решения неравенств

Знаю

 

 

 

 

Умею

 

 

 

 

Прикрепленный файл Размер
конспект урока математики.doc 110 Кбайт
презентация к уроку.ppt 355.5 Кбайт
дополнение к уроку.ppt 233 Кбайт

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading
"Информационные технологии в образовательном процессе"

Оценка материала

...

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн