Поэт, путешественник, воин: жизненный и творческий путь Н.С.Гумилёва
Методическая разработка «Поэт, путешественник, воин: жизненный путь Н.С.Гумилёва» представляет собой вводный урок по теме «Творчество Н.С.Гумилёва» в 11 классе.
Метод подготовки к уроку– элементы кейс-технологии.
Форма урока – пресс-конференция.
Цель урока – пробудить живой интерес к личности и творчеству Н.С.Гумилёва, попытаться сделать школьников непосредственными участниками и свидетелями непростой эпохи (начало 20 века) и нелёгкой судьбы поэта Н.С.Гумилёва; продолжить работу над развитием навыков в написании сочинений-эссе (сочинение-монолог от лица поэта, сочинение-заметки литературоведа, сочинение-интервью с поэтом).
Оформление урока– портрет Н.С.Гумилёва.
Домашнее заданиек данному уроку и дополнительная литература ко всей теме предлагается учащимся за две недели до урока. Учащиеся должны выполнить следующую подготовительную работу:
1. Подготовиться к интервью с Н.С.Гумилёвым, познакомившись с его биографией и составив вопросы (письменно), которые помогут лучше понять и ярче представить личность поэта.
2.Повторить понятия «акмеизм», «особенности акмеизма», заполнить 3-ю часть таблицы «Особенности литературного направления акмеизм» («Мои находки и открытия»), используя учебник и дополнительную литературу по теме.
Индивидуальные задания:
1.Написать и прочитать наизусть (близко к тексту) сочинение-монолог от лица Н.С.Гумилёва о его судьбе и творчестве.
2.Подготовиться к роли литературоведа: прочитать биографию Н.С.Гумилёва и 1-2 литературоведческие работы о его творчестве; подготовить (письменно и устно) небольшие заметки – справки на тему: «Путешествия Гумилёва», «Гумилёв и Ахматова», «Гумилёв в годы Первой мировой войны», «Деятельность Гумилёва в Советской России», «Арест и смерть Гумилёва».
Виды деятельности учащихся на уроке – развёрнутый монолог от лица поэта Н.С.Гумилёва, ответы на вопросы учащихся-корреспондентов, справки – дополнения от лица учёного – литературоведа, выразительное чтение наизусть стихов Н.С.Гумилёва, составление заметок – черновиков будущего сочинения – интервью с Н.С.Гумилёвым (учащимися-корреспондентами).
По итогам изучения темы «Творчество Н.С.Гумилёва» каждый учащийся получает оценки за следующие работы: 1). сочинение-эссе; 2).выразительное чтение наизусть 1-2 стихотворений Н.С.Гумилёва; 3). подробный литературоведческий анализ одного из стихотворений Н.С.Гумилёва ( на 2 и 3 уроках по теме). Кроме того, у ряда учащихся оценивается выполнение индивидуальных заданий.