№ п/п
|
Дата
|
Тема
|
Основные цели и задачи
|
Основное содержание
|
Обору-
дование
|
Основные термины и понятия
|
Тип урока
|
1
|
|
Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе.
|
Дать определение обществу и его признакам;
Выяснить принципы строения общества;
Обратить внимание на место общества в мировом сообществе.
|
Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырёх сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации.
|
Учебник, задачник, тестовые задания.
|
Общество, сферы общества, Мировое сообщество, глобализация, природа, окружающая среда, дописьменные и письменные общества, простые и сложные общества, общественно-экономическая формация, доиндустриальное, индустриальное и постиндустриальное общества, ускорение истории, социальный прогресс и регресс, реформы революция, личность, потребности, социализация, воспитание.
Экономика, деньги, ресурсы, производство, распределение, потребление, предприятие, отрасль.
Деньги, товар, стоимость денег, инфляция, прибыль.
Спрос, предложение, маркетинг, закон спроса.
Обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия, дефицит, конкуренция.
|
Комбинированный
|
2
|
|
Взаимосвязь природы и общества.
|
Установить в чем заключается взаимосвязь природы и общества;
Доказать, что природа является важнейшей предпосылкой для формирования общества;
Воспитывать у учащихся любовь к природе; формировать привычки бережного отношения к природе.
|
Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.
|
Учебник, задачник, тестовые задания.
|
Комбинированный
|
3
|
|
Типология обществ.
|
Дать учащимся представление об основных типах общества, различных способах типологии обществ;
Выяснить какая типология является определяющей и почему;
Обсудить роль и значение типологии общества на положение отдельного индивида.
|
Дописьменные и письменные. Простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государства. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенности и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни. Особенности индустриального и постиндустриального общества в России.
|
Учебник, задачник, тестовые задания.
|
Комбинированный
|
4
|
|
Социальный прогресс и развитие общества.
|
Выяснить сущность социального прогресса и его влияния на развитие общества;
Установить основные законы развития общества;
Проследить за соотношением прогресса и регресса в развитии человеческого общества;
Воспитывать на примерах чувство уважения к истории и достижениям поколений, жившим до нас.
|
Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революция: постепенный и скачкообразный виды социанального развития. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продожительностити.
|
Учебник, задачник, тестовые задания.
|
Комбинированный
|
5
|
|
Личность и социальная среда.
|
Выяснить особенности формирования личности;
Установить соотношении прирожденных и приобретаемых качеств личности;
Воспитывать у учащихся любовь к труду и преодолению трудностей.
|
Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях её становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.
|
Учебник, задачник, тестовые задания.
|
Комбинированный
|
6
|
|
Потребности человека.
|
Уяснить сущность и иерархию потребностей человека;
Установить первичные и вторичные потребности;
Продолжить воспитание потребности к духовной культуре.
|
Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и вторичные (приобретенные) потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.
|
Учебник, задачник, тестовые задания.
|
Комбинированный
|
7
|
|
Социализация и воспитание.
|
Познакомить учащихся с содержанием и стадиями социализации личности;
Выяснить роль и значение социализации на процесс воспитания;
Установить последствия недостаточного воспитания в подростковом возрасте.
|
Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различия. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.
|
Учебник, задачник, тестовые задания.
|
Комбинированный
|
8
|
|
Социально-психологический процесс общения.
|
Выяснить роль общения для формирования личности человека;
Дать представление об основных видах и формах общения людей;
Обсудить основные проблемы общения в семье.
|
Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное (деловое), повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.
|
Учебник, задачник, тестовые задания.
|
Комбинированный
|
9
|
|
Урок-практикум: Общество и человек.
|
Дать задание на проведение социологического опроса;
Начать формирование навыков анализа при проведении социологического опроса.
|
|
Учебник, задачник, тестовые задания.
|
|
10
|
|
ПОУ: Общество и человек.
|
Повторить, закрепить и проконтролировать знания учащихся по теме;
Продолжить формирование навыков анализа .
|
|
Учебник, задачник, тестовые задания.
|
|
11
|
|
Сущность и структура экономики.
|
Установить роль экономики в жизни человека и общества;
Познакомить учащихся с ролью труда и капитала в развитии экономики;
Сформировать у учащихся основные понятия структуры экономики
|
Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятия инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятия структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок-основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.
|
Учебник, задачник, тестовые задания.
|
Комбинированный
|
12
|
|
Товар и деньги.
|
Познакомить учащихся с понятием товара и его рол в экономической жизни общества;
Установить роль денег в развитии экономики, выяснить их основные свойства;
Определить основной закон бизнеса и его значение;
Воспитывать бережливость у учащихся.
|
Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.
|
Учебник, задачник, тестовые задания.
|
Комбинированный
|
13
|
|
Спрос и предложение.
|
Познакомить учащихся понятиями спроса и предложения, их значением для развития рыночной экономики;
Установить роль роль маркетнга и цены в развитии рыночной экономики
|
Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.
|
Учебник, задачник, тестовые задания.
|
Комбинированный
|
14
|
|
Рынок, цена и конкуренция.
|
Познакомить учащихся с основами ведения конкурентной борьбы и ее назначением для развития рыночного хозяйства;
Сформировать знания о роли цены в конкуренции.
|
Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. историческая эволюция рынка.
|
Учебник, задачник, тестовые задания.
|
Комбинированный
|
15
|
|
Предпринимательство.
|
Установить значение предпринимательства в развитии экономики;
Выяснить основные формы предпринимательства;
Продолжить формирование таких человеческих качеств как честность и порядочность.
|
Роль предпринимательства в экономике. Понятие предпринимателя и прибыли. Основные формы предпринимательства. Примеры успешного бизнеса.
|
Учебник, задачник, тестовые задания.
|
Предпринимательство, предприниматель, менеджер, профессиональный риск, малый бизнес.
|
Комбинированный
|
16
|
|
Роль государства в экономике.
|
Познакомить учащихся с ролью государства в экономике;
Выяснить способы влияния государства на экономику;
Указать на моральный аспект проблемы налогообложения.
|
Основные способы влияния государства на экономику. Традиционная, командная и рыночная система экономики. Способы воздействия на экономику и население. Проблема налогообложения.
|
Учебник, задачник, тестовые задания.
|
Налогообложение, прямые налоги, косвенные налоги.
|
Комбинированный
|
17
|
|
Бюджет государства и семьи.
|
Дать учащимся представление о бюджете и основных фазах его составления;
Научить учащихся составлению семейного бюджета;
Продолжить воспитание у учащихся навыков экономии.
|
Основные фазы составления бюджета. Составление семейного бюджета. Государственный бюджет, сбалансированный бюджет. Способы решения проблем дефицита государственного бюджета.
|
Учебник, задачник, тестовые задания.
|
Доходы, расходы, бюджет дефицит бюджета.
|
Комбинированный
|
18
|
|
Труд.
|
Сформировать у учащихся понятие труд и его основных категорий;
Продолжить воспитание любви к труду.
|
Труд его основные категории. Понятие работы и вознаграждения. Формы. Системы и виды заработной платы. Безработица, характеристики, причины, роль.
|
Учебник, задачник, тестовые задания.
|
Труд, заработная плата, досуг, безработица.
|
Комбинированный
|
19
|
|
Урок-практикум: Экономическая сфера.
|
Дать задание на проведение социологического опроса;
Начать формирование навыков анализа при проведении социологического опроса.
|
|
Учебник, задачник, тестовые задания.
|
|
Комбинированный
|
20
|
|
ПОУ: Экономическая сфера.
|
Повторить, закрепить и проверить степень усвоения основных знаний учащихся по теме
|
|
Учебник, задачник, тестовые задания.
|
|
Комбинированный
|
21
|
|
Социальная структура
|
Сформировать у учащихся основные представления о социальной структуре;
Научить определять статус человека в обществе;
Выяснить значение социальных ролей.
|
Понятие статуса человека. Его роль в определении положения человека в обществе. Взаимосвязь между статусами Основные функции статусных символов. Социальные роли и их значение.
|
Учебник, задачник, тестовые задания.
|
Социальная структура, социальная группа, статус, имидж, социальная роль.
|
|
22
|
|
Социальная стратификация.
|
Познакомить учащихся с ролью и назначением социальной стратификации;
Установить основные признаки и причины расслоения общества.
|
Роль и назначение социальной стратификации. Строение общества и его значение. Основные признаки расслоения. Классы в современном обществе.
|
Учебник, задачник, тестовые задания.
|
Социальная стратификация, класс, образ жизни.
|
|
23
|
|
Богатые.
|
Выяснить причины появления неравенства, особо остановившись на моральном аспекте способов накопления богатства.
|
Понятие неравенства. Способы накопления богатства. Образ жизни. Особенности современного расслоения на богатых и бедных
|
Учебник, задачник, тестовые задания.
|
Неравенство, богатство, бедность, новые русские.
|
|
24
|
|
Бедные.
|
Дать учащимся представление о бедности, ее основных признаках и причинах;
Особо обратить внимание на отношение общества к бедности.
|
Характеристика бедности, основные признаки. Абсолютная и относительная бедность. Отношение общества к бедности и нищете.
|
Учебник, задачник, тестовые задания.
|
Бедность. Порог бедности. Нищета.
|
|
25
|
|
Этнос: нации и народности.
|
Познакомить учащихся с основными этапами формирования этноса;
Обратить внимание на условия складывания этноса;
Воспитывать чувство толерантности к другим этносам.
|
Понятие этноса. Основные признаки этноса. Основные условия складывания этноса. Наиболее крупные этносы, процесс их формирования.
|
Учебник, задачник, тестовые задания.
|
Этнос, этнообразующие факторы, племя, народность, нация
|
|
26
|
|
Конфликты в обществе.
|
Дать учащимся представление об основных причинах межнациональных конфликтов;
Воспитывать чувство толерантности к другим этносам.
|
Основные разновидности межнациональных отношений. Взаимоотношения между национальным большинством и национальным меньшинством. Расовая и национальная нетерпимость. Причины этнических конфликтов.
|
Учебник, задачник, тестовые задания.
|
Межнациональные отношения, этноцентризм, этнические конфликты.
|
|
27
|
|
Семья.
|
Познакомить учащихся особеннотями взаимоотношений в семье;
Научить способам решения конфликтных ситуаций.
|
Понятие конфликта, основные примеры конфликтов. Участники конфликта. Классификация конфликтов. Основные способы разрешения конфликтов.
|
Учебник, задачник, тестовые задания.
|
Конфликт
|
|
28
|
|
Урок-практикум: Социальная сфера.
|
Продолжить работу над социальным проектом.
|
Роль семьи в обществе и жизни человека. Основные стадии жизненного цикла семьи. Основные типы семьи. Наиболее частые причины разводов.
|
Учебник, задачник, тестовые задания.
|
Семья, жизненный цикл, развод.
|
|
29
|
|
ПОУ: Социальная сфера.
|
Повторить, закрепить и проверить степень усвоения основных знаний учащихся по теме
|
|
Учебник, задачник, тестовые задания.
|
|
|
30
|
|
Итоговое обобщение.
|
Повторить, закрепить и проверить степень усвоения основных знаний учащихся по теме
|
|
Учебник, задачник, тестовые задания.
|
|
|
31-34
|
|
Итоговое повторение и резерв учителя.
|
Завершение работы над социальным проектом
|
|
|
|
|