Submitted by Ольга Юрьевна Калягина on Tue, 18/05/2010 - 11:06
МОДЕЛЬ УРОКА
- лабораторной работы по информатики и ИКТ
на тему «Сравнительный анализ поисковых систем»
учителя информатики и ИКТ МОУ лицея № 14
Калягиной Ольги Юрьевны
Цель урока: формирование механизмов осознанного выбора поисковой системы в условиях постоянно изменяющегося Интернет
Техническое обеспечение: подключение к сети Internet
Ход урока:
1. Актуализация темы:
«Сегодня самым мощным и оперативным источником информации является Интернет. Собственный сайт в сети имеет практически каждая крупная организация, фирма или компания. В Интернет расположены электронные варианты многих газет и журналов, через Интернет вещают сотни радиостанций и телекомпаний. В современном обществе практически нет области человеческой деятельности, которая не была бы представлена в сети. Умение быстро находить необходимую информацию сегодня так же необходимо как умение читать и писать.
Одной из первых проблем, с которыми сталкивается пользователь подключаясь к сети, является проблема выбора поисковой системы. Каталоги (общие и специальные), поисковые системы, каталоги поисковых систем, тематические коллекции ссылок, рейтинги и т.п., могут стать помощником для эффективного поиска информации, а могут помочь заблудиться в дебрях Интернета.
Конкретные рекомендации по выбору поискового указателя очень быстро стареют. Ситуация в Интернете меняется буквально на глазах. Не проходит и полугода, чтобы что-нибудь не изменилось и в поисковых системах. Та система, которая была наилучшей вчера, может быть не самой лучшей сегодня и очень плохой завтра. Так, например, Rambler начала работать раньше других и долгое время была наиболее популярной, лидировала по размеру поискового указателя и по качеству услуг поиска. Сегодня эти достижения в прошлом. В начале 2000 годов большую популярность имела поисковая система «Апорт2000» (www.aport.ru). Сегодня первенство за другими.
Поисковые службы обычно входят в состав портала. Портал – единая точка доступа к разнородным ресурсам и приложениям, своеобразная дверь в мир Интернета.
В лабораторной работе к рассмотрению предлагаются поисковые службы четырех порталов Google; Яndex; Rambler; Yahoo!. Необходимо проанализировать их сегодняшнее состояние по трем параметрам: скорости обновления индекса; полноте покрытия (размеру поисковой базы данных); алгоритму ранжирования (релевантности пользовательскому запросу).
2. Лабораторная работа
Учащиеся самостоятельно работают с презентацией, осуществляют выход в Интернет и выполняют предложенные задания.
При выполнении задания 1 (скорость обновления индекса), тем учащимся, которые испытывают сложность в составлении запроса можно посоветовать искать информацию о недавно вышедшей игре или операционной системе, о последнем поколении процессоров и др. устройств ПК.
При выполнении задания 2, можно посоветовать учащимся численное выражение для вычислений среднего значения полноты покрытия (размера поисковой БД) ввести в строку запроса поисковой системы Google.
Определение релевантности ссылок на первой странице результатов поиска (задание 3) является наиболее сложным задание, так как не имеет строгих критериев оценки. Ученикам необходимо просмотреть предлагаемые поисковиком ресурсы и дать им субъективную оценку. Здесь следует акцентировать внимание учащихся на том что, не имея значимой цели, не поймешь, нужен тебе полученный результат или нет. Поэтому, формулируя запрос необходимо заранее определить желаемый результат и сопоставить его с полученным. Для большей объективизации оценки данного критерия в лабораторную работу добавлено задание 4, позволяющее сопоставить субъективную оценку ресурса, рейтинг, данный поисковой системой и его индекс в самом популярном на сегодняшний день Рейтинге «Топ100»
По окончании лабораторной работы учащиеся сдают заполненные текстовые файлы с выполненными заданиями
3. Задание на дом
Разработать дополнительные критерии оценки поисковых систем. Определить свои предпочтения и аргументировать их.