исследовательская работа "Спасообыденная церковь - прошлое и настоящее"
Submitted by Елена Юрьевна Милькова on пн, 17/05/2010 - 23:04
Тема «Спасообыденная церковь – прошлое и настоящее».
(исследовательская работа)
Повалихина Алена Игоревна, 8а класс,15 лет
муниципальное общеобразовательное учреждение «Сольвычегодская средняя общеобразовательная школа, г. Сольвычегодск Котласского района Архангельской области
ВXVI-XVIIвв. Сольвычегодск был центром северных земель и «колыбелью» купцов Строгановых. При содействии купцов строились церкви и соленые варницы.Сегодняшний Сольвычегодск – это маленький городок на правом берегу Вычегды. Сольвычегодск состоит преимущественно из одноэтажных деревянных домов и небольшого количества кирпичных зданий, на фоне которых выделяются несколько действительно уникальных архитектурных памятников, важных для российского культурного наследия.
Еще в концеXVIIIвека академик И. И. Лепехин, посетивший в 1781 г. Сольвычегодск, нашёл в нём 16 церквей (8 каменных), один монастырь, 400 домов; солеварение же в это время было в совершенном упадке. В 1894 году в городе было 12 каменных церквей, 1 каменный монастырь [1]. В данный момент их осталось всего три. Две на берегу Вычегды и одна почти в центре города. На берегу стоит Благовещенский собор - в настоящее время музей. Введенский монастырь - действующая церковь.
Мы выбрали работу по изучению Спасообыденной церкви, потому что она малоизвестна, и материалов по ней почти нет. Этой работой мы хотим подчеркнуть необычайность и значимость данного здания для истории нашего города.
С самого начала своего создания эта церковь была не похожа на все остальные. И сохранила свой прежний вид. Она привлекает нас этой непохожестью и интересной историей происхождения.
Объект исследования:история происхождения Спасообыденной церкви.
Цели исследования:
-знакомство и изучение происхождения Спасообыденной церкви;
- привлечение внимания общественности к дальнейшей судьбе уникального памятника архитектуры.
Для выполнения поставленной цели нам нужно было решить следующие задачи:
1)Изучить документы и материалы о Спасообыденной церкви, находящиеся в музее, библиотеках г. Сольвычегодска, в Интернете.
2)Показать значимость данного памятника архитектуры для города Сольвычегодска и его жителей.
Методы исследования:изучение и анализ летописных источников из архивных фондов Сольвычегодского историко-художественного музея, литературных источников.
2.Спасообыденная церковь – прошлое и настоящее.
2.1.Историческая справка
«В лето 1571 года 16 августа был освещён храм во имя Всемилостивого Спаса, который поставлен был единым днём, а ставили храм всем миром в большой мор( высокая смертность). Для того чтобы отвратить праведный гнев Божий с православных христиан».Наипервейшее условие — управиться от восхода до заката солнца. Не успеешь — начинай сызнова. Сможешь уложиться вовремя, гласило поверье, — отступит беда. Одни валили лес, другие тут же его корили, третьи подвозили, четвертые ладили сруб... Старики, женщины, дети — все заедино. Уже к полуночи на маленькой главке устанавливался, тоже из дерева, крест... Удивительно, говорится в летописи, скверна исчезала и воцарялась благодать. Таким образом, храм становился вестником победы Добра над Злом.И единым днём построили и освятили, и обедню служили [7]. Мор же этот начался в 1570году 8 июля, а закончился 1571 году 1 ноября, следовательно, продолжался 117 дней.
Долго ли стоял первозданно - однодневный храм, отсюда и получивший название « обыденный» никому неизвестно. Но по всей вероятности, вследствие однодневной постройки и его небольшой вместимости, он скоро был заменён другим, а вернее того сгорел в 1579 году, в пожаре. Тогда сгорело в городе 500 дворцов и десять церквей. [5].
Потом в 1625году (как видно из книги писца Ивана Благово или предшественника его Тарфинтия Мансурова, да подьячего Василия Архипова), было в то время два храма деревянных:
1.Холодный - Спас Всемилостивого Обыденного
2.Теплый - Происхождение Честного Креста.
В 1613 церковь была разграблена литовцами и 1625 г не успела
восстановиться. Затем из сведений, взятых из церковного архива, узнаем, что будто бы церковь «воспряла» в 1638 году по благословению Варлаама Митрополита Ростовского и Ярославского, это благословение и относится к построению нового храма.
Недолго существовал и этот храм, ибо через 52 года, в 1690 г. построен был уже нынешний - каменный. Частые пожары вынудили население построить более прочное помещение. Церковь эта и осталась до настоящего времени почти без изменений, только в 1865 г. внизу иждивением купцов Хаминовых расширены окна, так как было слишком мало света. И ими же устроен новый иконостас.
В 1625 году по писцовой книге содержание церкви лежало на мирных людях, которые давали по 3 рубля в год, а в 1710 году ей принадлежало уже 2 двора половничьих в деревнях Октурово и Рычково, Михайловской и Шамаха. Сейчас в верхней холодной церкви, кроме главного храма Спаса Нерукотворного, находиться еще и придел во имя Преподобного Сергия Радонежского, а в нижнем, теплом Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.[6]
1989 году в августе купол с крестом снесло во время грозы.
2.2.Описание строения
Спасообыденная церковь представляет собой двухъярусное трёхчастное здание с высоким нижним этажом, над которым возвышается основной храм – двухъярусный куб с небольшой пониженной папертью с запада и пятигранным суженным алтарём. Хорошо скомпонованное венчание церкви, которое типично для первой половиныXVIIIвека: выпуклая кровля с небольшим световым восьмериком и маленькой главкой на тонкой шейкой (переделана вXIXв.). Особенностью этого сооружения является ступенчатость его композиции, наиболее заметна с восточной стороны. Алтарь верхней церкви поставлен не над нижним алтарём, а со значительным отступом к западу и находится над помещением собственно храма, в то время как основной куб оказывается расположенным над его трапезной, в результате чего создаётся нарастание объёмов к центру.
Внешнее убранство храма тяготеет к формам нарышкинского барокко рубежаXVII-XVIII вв. Парные полуколонки с белокаменными капителями красиво и четко членят стены верхней церкви, располагаясь на углах и между окнами: завершает её объёмы антаблемент с раскреповками; окна украшают типично нарышкинские нарядные наличники с полуколонками и разными фронтончиками. Лишь возникший ранее нижний ярус имеет более архаичный декор. Его парные полуколонки, короткие и приземистые, лишены капителей и вообще каких-либо деталей из белого камня, а окна заключены в простые рамочные обрамления с килевидными кокошниками. Подобные формы, восходящие к архитектуре серединыXVIIстолетия, преобладали как в Сольвычегодске, так и вообще в зодчестве Севера концаXVII- началаXVIIIвв.
Интересной деталью фасадного убранства нижнего храма являлись отдельные полихромные, «цененные» изразцы, значительно усиливавшие нарядность здания. В настоящее время почти полностью утраченные.В 1898 году появилась шатровая колокольня.Перелицовка не испортила внешний вид церкви, придала ей своеобразие. Тогда же, на исходе девятнадцатого века, ее окружила чугунная ограда, облицованная белым известняком с Северной Двины.Будучи одним из первых каменных приходских храмов Сольвычегодска, Спасообыденная церковь стала прототипом многих последующих культовых зданий города.
2.3.Судьба церкви в наши дни.
Время не пощадило старой церкви. Немилосердны оказались к ней люди. В годы сталинских репрессий тут находились временно спецпереселенцы, гонимые этапом в глухой Коми край ...[2]. Одним из «хозяев» числился универмаг. В его бытность и исчезли с куполов кресты (один снесло бурей, второй сняли), «с мясом» вырваны кованые решетки на окнах, а проемы заложены силикатным кирпичом, стены изнутри покрыли масляной краской... А обреченный на долгое молчание колокол выдворен со своего места. Сейчас церковь передана Сольвычегодскому музею, но из-за недостатка финансирования реставрационные работы или идут крайне медленно, или приостанавливаются на неопределенное время.
3.Выводы.
Время идет быстро, оставляя на каменных стенах Спасообыденной церкви новые зарубки. С каждым днем люди и природа наносят уникальному памятнику архитектуры непоправимый урон. Хочется верить, что найдет государство и общественность города деньги на долгожданный ремонт. У этой церкви, как и у других исторических зданий, есть перспектива на будущее. После тщательной реставрации они могут стать музеями и привлекать туристов. И пусть по утрам восходят зори и спешат по делам люди. А весёлые ученики бегут в школу. И рождаются дети, которые когда-нибудь смогут с гордостью сказать: «Мы из Сольвычегодска». И будут очень гордиться этим.
4.Заключение
На наш взгляд мы должны уделять больше внимания изучению архитектуры Русского Севера. Ведь у каждого из них своя интересная история, которая не должна быть утеряна и забыта. В те века действительно умели и хотели строить. Здания тех веков ослепляют своей красотой. К сожалению не все шедевры русской архитектуры удалось сохранить или поставить под охрану государства. Одни здания реставрируются, а другие разрушаются или вообще исчезают. Примером этого разрушения может служить Спасообыденная церковь. Дожди, сырость, безразличное отношение привели её к ужасному состоянию, хотя на сегодняшний день церковь частично восстановили, но это лишь малая частичка уже потерянного. Общество на наш взгляд не должно оставаться равнодушным к своей истории, истории своего родного края.
Люди, строившие эту церковь, видели в ней своё спасение, и может, поэтому у неё такой необычный стиль постройки.
Список литературы
1.Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона
2.В. Ноговицын «У «Соли Вычегодской», 1992, Котлас, с 45.
3.А.Н. Власов «Сольвычегодская старина В.Попова», Сыктывкар, 1997 год, с 145
4.О.В.Овсянников «Сольвычегодск», 1973, Северо - Западное издательство, с. 95.
5.А.Соскин «История города Соли - Вычегодской», Сыктывкар, 1997 год, с 200
6.Сольвычегодская старина, материалы и исследования к 500- летию Сольвычегодск, Сыктывкар ,1994, с 202
7.Папка из основных фондов Сольвычегодского историко-художественного музея.
Размещено Sat, 29/05/2010 - 21:59 пользователем Людмила Константиновна Подгорнова.
Уважаемая Елена Юрьевна! Я вместе с ребятами уже несколько лет занимаюсь изучением храмов нашего района, естественно Ваша работа мне интересна, но хотелось бы увидеть фото описываемой Вами церкви.
На: исследовательская работа "Спасообыденная церковь - прошлое и
Уважаемая Елена Юрьевна! Я вместе с ребятами уже несколько лет занимаюсь изучением храмов нашего района, естественно Ваша работа мне интересна, но хотелось бы увидеть фото описываемой Вами церкви.
Подгорнова