Основные принципы государственно-общественного управления российским образованием
Елена Шимутина
заместитель директора ГОУ Центр образования «Царицыно»,
доцент кафедры развития образовательных систем АПКиППРО,
E-mail:
Отношения между гражданами и государственными образовательными институциями могут реализовываться через общественные образовательные объединения, состоящие не из профессионалов (у них есть собственные формы общественного взаимодействия), а из граждан: родителей, общественных деятелей, представителей местного самоуправления, бизнеса, которые представляют общество в социальном договоре с государством.
В управлении образованием это означает:
· каждой школой управляет созданный гражданами (местным сообществом или родителями) совет школы или попечительский совет школы;
· между гражданами и образовательным учреждением отношения строятся на основе образовательного договора, который в любом случае сильнее ведомственной инструкции;
· между образовательным учреждением и его учредителем отношения строятся на основе учредительного договора, и в случае его невыполнения представитель учредителя, подписавший договор, уходит со своего поста;
· образовательная программа и бюджет школы согласуются с общественным органом управления школы.
В экономике образования это означает:
· законодательное принятие норматива государственного финансирования в образовании;
· вхождение государства в состав учредителя школы и выплата заработной платы учителям из федерального бюджета;
Система государственно-общественного управления образованием включает в себя: всех участников образовательного процесса, их органы управления и органы государственного управления образованием; нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность субъектов государственно-общественного управления образованием; процедуры и механизмы их взаимодействия.
Признаками государственно-общественного управления образованием являются: наличие государственной структуры управления образованием, в которой каждый субъект управления наделен конкретными полномочиями и ответственностью; наличие общественной структуры управления образованием, все субъекты которой наделены реальными полномочиями и вытекающей из них ответственностью; согласованное и взаимно принятое распределение полномочий и ответственности между государственными и общественными субъектами управления образованием на всех его уровнях; принятая органами государственного и общественного управления образованием система разрешения возникающих между ними противоречий и конфликтов.
Важную роль в процессе становления и развития государственно-общественного управления образованием призваны сыграть принципы, под которыми понимаются те его основания, которые определяют не только главные направления, систему деятельности, цели, задачи, содержание, оргструктуру, формы и методы, но и отношения, складывающиеся между его участниками.
К основным принципам государственно-общественного управления общим образованием можно отнести следующие:
· независимость и паритетность органов государственного и общественного управления образованием;
· законность, предполагающая неукоснительное следование органов управления Конституции России, ее законам, другим нормативным правовым актам; правовая обоснованность притязаний участников образовательной деятельности на участие в государственно-общественном управлении сферой общего образования, как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
· - комплексное использование экономических, кадровых, организационных, информационных и иных ресурсов государства и общества субъектами государственно-общественного управления образованием;
· - целевая направленность деятельности субъектов государственно-общественного управления образованием на реализацию потребностей и интересов участников образовательного процесса, общества и государства;
· открытость и гласность, в соответствии с которыми деятельность субъектов государственно-общественного управления образованием открыта для всех участников образовательного процесса и обеспечивается получением ими необходимой информации;
· свобода и самодеятельность, означающие возможность каждого субъекта и к государственно-общественного управления свободно выбирать методы и средства осуществления управленческой деятельности и проявлять при этом активность;
· - согласованное распределение полномочий и сфер ответственности между государственными и общественными органами управления образованием на каждом уровне и этапе функционирования и развития;
· - наделение полномочиями органов управления образованием в государственной вертикали сверху вниз, в общественной – снизу вверх; цивилизованное разрешение конфликтов и противоречий между государственными и общественными органами управления на каждом уровне образования через общепринятые согласительные механизмы и процедуры.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Акинфиева Н.В., Владимирова А.П. Государственно-общественное управление МОС. – Саратов, 2001 г.
- Бочкарев В.И. Государственно-общественное управление образованием: каким ему быть? // Педагогика, 2001, № 2, С. 9-13.
- Бурков В.Н., Ириков В.А. Модели и методы управления организационными системами. – М: Наука, 1994. - 270 с.
- Комаров М.С. Образование как социальный институт // Педагогический вестник, 1997, № 3. – С. 41-53.
- Кондрашов П.Е., к. т.н. «Модернизация образования как задача социального управления». – М, 2002.
- Конституция Российской Федерации. - М: Юридическая литература, 1993. – 64 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Модернизация российского образования: Документы и материалы. – М, 2002. – С. 236-282.
- Концепция общего среднего образования // Учительская газета, 23 августа 1988 г.
- Лебедев О.Е. Управление образовательными системами. - Вел. Новгород, НРЦРО, 1998. - 91 с.
- Модернизация российского образования. Документы и материалы. –
М: ГУ ВШЭ, 2002. – 331с.
|