- Однажды профессор словесности Петербургского университета Пётр Александрович Плетнёв, войдя в аудиторию студентов, вместо лекции стал читать сказку:
(читает один из учеников)
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба - на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу:
Знать столица та была
Недалече от села.
Там пшеницу продавали,
Деньги счётом принимали
И набитою сумой
Возвращалися домой.
-Дочитав произведение до конца, Плетнёв сообщил, как сенсацию, что автор сказки - студент и сидитздесь в аудитории. Это Пётр Ершов.(слайд)
-Ершову было тогда 19 лет.
-А ведь П.П.Ершов был современником А.С. Пушкина
-"Теперь этот род занятий мне можно и оставить", - такую высокую оценку произведению далродоначальник русской литературной сказки А.С. Пушкин.
2.Актуализация знаний.
- С каким произведением мы продолжаем знакомиться? Назовите автора.
- К какому литературному жанру относится это произведение? (сказки)
- Какие бывают сказки? (бытовые, волшебные, о животных) Можно ли данную сказку назвать волшебной? Докажите!
- А ещё это сказка какая? (авторская) Почему? Назовите авторские сказки. (А.Толстой «Золотой ключик», Г.Х.Андерсен «Самое невероятное», В.А.Жуковский «Спящая царевна»,…)
3.Сравнение сказки П.П.Ершова с русскими народными сказками.
-Мы отметили, что сказка - авторская. А ещё на какие сказки она похожа? (народные) Чем похожа?
-волшебные предметы;
-традиционное начало; (чтение хором первые 4 строчки)
-три сына;
-обычная сказочная концовка о свадебном пире;
-присказки во 2 и 3 части ; (читают 2 уч-ся)
-повторы «царь-девица», «что ни в сказке не сказать, ни пером не
написать» …;
- борьба добра и зла;
…
4.Работа над произведением «Конёк – Горбунок»
-Назовите главного героя сказки. (слайд)
-Какие чудеса происходили с Иваном?
Выборочное чтение и рассказывание.
-Посмотрите на слайд. (слайд)
-Какой момент изображён на рисунке? Найдите в тексте и прочитайте подходящий отрывок.
(Посмотрел под рукавицу
и увидел кобылицу…)
-Вы видите следующий слайд. Кто это? (слайд)
-Найдите его описание.
(Да ещё рожу конька
Ростом только в 3 вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.)
-Ребята, вершок – старая русская мера длины, а 3 вершка сколько это м, см, дм? (3х44=132мм=13см2мм=1дм32мм) - запись на доске.
-А аршин сколько это? (71см)
-Как называются слова, которые мы уже не используем в своей речи? (устаревшие) Значение этих слов можно найти в словаре устаревших слов, этимологическом словаре, толковом словаре Даля.
-Кто расскажет, какой момент изображён на этом рисунке? (слайд)
5. Подготовка к определению главной мысли сказки.
-Каким мы видим главного героя - Иванушку-дурачка начале? (В малахае - название длиннополой широкой одежды без пояса, а также меховой шапки с ушами. В лаптях.)
-А теперь каким и кем он стал ребята? (слайд)
-Можно ли Иванушку назвать глупым? Докажите!
-А ленивым? Почему?
-Действительно, он не крадёт, не обманывает, верен слову, любопытен (ловит кобылицу, отправляется на поиски жар-птицы и царь-девицы), бескорыстен. (когда его возвышают у царя он относится иронически)
-Чему же учит сказка Ершова? (победа сил добра и справедливости над силами зла и насилия)