Разновозрастное занятие по окружающему миру "Экология и мы. Пернатые друзья."
Submitted by Людмила Павловна Крышковец on чт, 13/05/2010 - 22:23
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес.
- И так, закройте глаза и представьте, что мы входим в лес.
Звучит фонограмма с записью голосов птиц в весеннем лесу.
- Что вы слышите?
- Сегодня мы вспомним названия различных птиц, узнаем особенности их обитания. Наше занятие будет состоять из различных конкурсов, в которых вы покажете свои знания.
II.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.
-В любое время года, весной и летом, осенью и зимой, в городах и сёлах, в степи и на полях, в парках и садах, а больше всего в лесу мы видим и слышим птиц. В одни сезоны птиц больше, в другие - меньше.
Весной отовсюду слышатся звонкие трели, посвисты, писк, переливы тихих и громких птичьих голосов. Летом песен меньше. А осенью и зимой птиц почти не слышно. Конечно в зимнее время птицы в лесах тоже есть, но молчаливость их вызвана тем, что зимний день короток, а птицам нужно успеть найти корм и насытиться на долгую зимнюю ночь.
III.РАБОТА В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ. ПЕРВЫЙ КОНКУРС - "РАЗМИНКА".
- Вы знаете, что часть птиц не выдерживает зимней стужи и голода и улетает на зиму в тёплые страны. А когда наступает весна, возвращются птицы в те места, где они появились на свет, на свою Родину.
- Как таких птиц называют? (Перелётные).
КАЖДОЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ВЫДАЁТСЯ ЛИСТ БУМАГИ.
Задание № 1: Напишите названия перелётных птиц.
(За каждое правильно написанное название птицы группе выдаётся жетон с изображением птицы)
Проверка выполнения задания.
- Но всю зиму рядом с нами живут другие птицы, которые часто терпят и холод, и голод. Как их называют? (Зимующие).
Задание № 2: Напишите названия зимующих птиц.
Для выполнения каждого задания отводится 3 минуты. Подводятся итоги, раздаются жетоны.
- Как вы можете помочь птицам выжить зимой?
- У кого есть кормушка для птиц?
- Что вы ложите в кормушки?
Чтение стихотворения Михаила Глазкова "Поделитесь с птицами едой" учащимся 4 класса.
Поделитесь с птицами едой,
Накрошите хлеба им на блюдце.
Пусть они под вьюжною бедой
Не опустят крылья, не согнутся.
Поделитесь с птицами едой,
С малыми друзьями, земляками,
Если дорожите жружбой той
И сердца в груди у вас не камень.
Поделитесь с птицами едой,
Чтоб они, как только снег растает,
Пронеслись над талою водой
До своих гнездовий шумной стаей.
Поделитесь с птицами едой,
И они отплатят доброй песней.
Ну а с песней жить-то интересней,
До ста лет всё будешь молодой.
Поделитесь с птицами едой!
IV.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В РАЗНОВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ. ВТОРОЙ КОНКУРС - "КАКИЕ ПТИЦЫ СПРЯТАЛИСЬ?"
(Прикрепленный файл)
Детям раздаются иллюстрации с изображением птиц: снегирь, клёст, свиристель.
Задание: Догадайтесь, какие птицы спрятались . Напишите названия этих птиц под рисунком.
За каждую правильно угаданную и названную птицу - один жетон.
Подводятся итоги. Раздаются жетоны.
V.ТРЕТИЙ КОКУРС - "МОЗАИКА".
- У меня в руках конверты, в которых находится картинка с изображением птицы. Но эта картинка разрезана на кусочки, её нужно сложить вновь. Та группа, которыя соберёт её раньше других, заработает для своей командыжетон, а если назовёт эту птицу, то получит ещё один дополнительный жетон.
Выполнение работы учащимися в группах.
Подведение итогов конкурса.
VI. ФИЗМИНУТКА.
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем -
Крылья сложили назад.
VII. КОНКУРС ХУДОЖНИКОВ.
- С наступлением весны птицы собираются высиживать своих птенцов. Для этого одни вьют гнёзда на деревьях (показ картины А.К.Саврасова "Грачи прилетели", другие селятся в дуплах, третьи строят гнёзда прямо на земле (показ фото). А для скворцов люди готовят к весне скворечники. Они напоминают домики. Поднимите руку, у кого сделаны скворечники.
- Давайте вспомним, как они выглядят (демонстрация рисунка скворечника).
- А сейчас от каждой группы выйдет по одному человеку. По команде учителя они начнут рисовать такой скворечник с завязанными глазами.
Подведение итогов по пятибальной системе. Вручение жетонов.
VIII. КОНКУРС - "СОСТАВЬ ПОСЛОВИЦУ".
-Русский народ сложил много пословиц и поговорок о птицах. Сейчас некоторые из них мы с вами вспомним .
Детям выдаются конверты с пословицами, в которых каждое слово напечатано на отдельной карточке.
Задание: Из данных слов составить пословицу и рассказать, как вы её понимаете.
Данный конкурс оценивается по пятибальной системе.
Всякий кулик своё болото хвалит.
Рано пташечка запела, как бы кошечка не с"ела.
Слово - не воробей, вылетит не поймаешь.
лучше синица в руке, чем журавль в небе.
IX. КРОССВОРД "НАШИ ДРУЗЬЯ - ПТИЦЫ".
Каждой группе предлагается разгадать кроссворд о птицах. За каждое правильно отгаданное слово, группа получает жетон.
Все слова в кроссворде расположены горизонтально. По вертикали выделено слово, в котором первая буква выходит за границы кроссворда и написана отдельно, это буква "э".
На шесте - дворец, во дврце - певец. (Скворец).
Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю. (Воробей).
Кто там прыгает, шуршит, клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым - клё! клё! клё! - поёт со свистом. (Клёст)
Птица длиннохвостая, непоседа пёстрая, птица говорливая, самая болтливая. (Сорока).
Что за весенняя чёрная птица любит за плугом ходить и кормиться? (Грач)
Спинкою зеленовата, животиком желтовата, чёрненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица).
Кто в берете ярко-красном, в черной шапочке атласной? На меня он не глядит, всё стучит, стучит, стучит. (Дятел).
Прочитайте слово, которое получилось у вас по вертикали. (ЭКОЛОГИЯ) Проверка выполнения задания. Показ иллюстраций названных птиц.
X. ЗНАКОМСТВО С ТЕРМИНОМ "ЭКОЛОГИЯ".
- Что такое ЭКОЛОГИЯ? Кто слышал это слово раньше?
- Слово ЭКОЛОГИЯ образовано из двух слов: ЭКОС - по-гречески значит ДОМ, ЛОГОС - учение, наука.
Сообщение учащего 4 класса:
Значит, ЭКОЛОГИЯ - это наука о нашем общем доме, наука, изучающая жизнь растений и животных в окружающей среде. Термин ЭКОЛОГИЯ был предложен в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем. Но только со второй половины XX века человечетво всерьёз приступило к изучению этой проблемы. Учёные пытаются определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа, как добиться взаимопонимания между ними. Важно знать и предвидеть, что может случиться, а потому нужно беречь природу и относиться к ней бережно.
- А что вы можете сделать для природы?
-Многие животные, птицы и растения беззащитны перед человеком, как это птенец на ладони. (Показ фотографии)
Чтение стихотвореня ученицей 4 класса:
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом!
XI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ.
Подсчёт общего количества жетонов в каждой группе. Определение и поздравление победителей.
- Что вам было уже известно по теме нашего занятия?
- Что вы узнали нового ?
Всем учащимся выдаётся карточка с изображением солнышка.
Задание:
Если вам понравилось на занятии, и вы узнали много нового - раскрасьте солнышко красным карандашом.
Если вы затрудняетесь ответить, и что-то вам не понравилось - раскрасьте солнышко желтым карандашом.
Если же вам было на занятии скучно и ничего не понравилось - оставьте солнышко белым.
Размещено Wed, 26/01/2011 - 00:46 пользователем Людмила Анатольевна Дашкова.
Уважаемая Людмила Павловна!Познакомилась с разработкой Вашего мероприятия,которое можно проводить и с целью обобщения и систематизации знаний учащихся.Мне разработка очень понравилась.Много интересных конкурсов,которые не только обобщают знания школьников,но и пополняют их.В том числе и во время знакомства с понятием "экология",при этом краткое сообщение об этой науке делает учащийся.Делается акцент на необходимость изготовления кормушек и скворечников.По ходу мероприятия (урока)уделяется внимание здоровью детей через физкультминутку.Уделяется внимание не только экологическому воспитанию школьников,но и эстетическому(знакомство с картиной А.К.Саврасова "Грачи прилетели").Очень понравилось стихотворение М.Глазкова "Поделитесь с птицами едой".Грамотно проведён этап рефлексии.На помещённых фотографиях в разработке мероприятия (урока)видно, как дети увлечены составлением мозаики,пословиц,решением кроссворда.С Вашего позволения обязательно воспользуюсь этой разработкой.СПАСИБО!!!
—
С уважением учитель географии МБОУ "Удаченская ООШ МО "Ахтубинский район" Астраханской области.
На: Разновозрастное занятие по окружающему миру "Экология и мы.
С уважением учитель географии МБОУ "Удаченская ООШ МО "Ахтубинский район" Астраханской области.
На: Разновозрастное занятие по окружающему миру "Экология и мы.
Людмила Анатольевна! Пожалуйста используйте мой материал, если он вам походит. Мне совсем не жалко, тем более, что я его и напечатала для коллег.
Крышковец Людмила Павловна