Submitted by Лариса Ивановна Лебедева on пн, 10/05/2010 - 23:39
Актуальность проблемы
Наиболее важная проблема педагогической жизни сельской школы – проблема развития учеников, потому что она является изначальной, ключевой во всех сферах обучения и воспитания школьников.
Работа учительского коллектива по формированию культуры речи детей находится в большой зависимости от окружающей школу речевой среды. В свою очередь состояние речевой среды существенно зависит от характера занятий населения, от производственных и бытовых контактов людей. Жители небольшого населённого пункта близки между собой, их свободное общение далеко от официальной строгости и сдержанности, это чаще всего живая разговорная речь, включающая в себя диалектные и просторечные элементы, а также сквернословие.
«Снижение» и огрубение речи в наши дни связано с недостаточностью речевой и общей культуры говорящих и пишущих. Общее пренебрежение к грамотности со стороны общества в первую очередь негативно сказывается на грамотности подрастающего поколения. Безграмотность внедряется в сознание молодых людей. У большинства из них сложилось впечатление, что грамотная речь – принадлежность какого – то особого мира, оторванного от действительности.
Устойчивость речевой среды и её единство усложняет работу учителей сельской школы по культуре речи, требует от них более настойчивых усилий в организации и проведении не только классных, но и внеклассных занятий. Заботы о культуре речи ведут словесника за пределы школы.
Очень эффективной формой внеклассной работы, на мой взгляд, является разработка и реализация социального проекта.
Китайская мудрость гласит:
Скажи мне – и я забуду;
покажи мне – может быть, я запомню;
вовлеки меня – и я пойму.
Это высказывание созвучно с принципами современной школы: стимулировать интересы учащихся через творческие задачи, требующие работы воображения; научить школьников интерпретировать и применять полученную информацию.
Целью социального проектирования является привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества, а также включение учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих школьников.
Анализ анкеты «Наиболее острые проблемы нашей молодёжи» показал, что большинство учащихся нашей школы волнует одна из сложных проблем подростков – сквернословие.
Ребята назвали причины детского сквернословия: желание выглядеть взрослее, борьба за авторитет среди сверстников, неуверенность в себе, влияние круга общения, воздействие массовой молодёжной культуры, отсутствие увлечения. Было принято решение разработать и реализовать социальный проект «Сквернословию – нет!»
Оптимальным вариантом выхода подростков из речевого тупика, на мой взгляд, является объединение усилий всех педагогов и социума. Только тогда мы сможем сформировать полноценную личность, способную сохранить культуру своего народа.
Во взаимодействии с социумом была проведена большая работа. Это диспут «Что значит красивая речь?» и тематический вечер, посвящённый Дню Царскосельского лицея; встреча с детским писателем В.Дорофеевым и конкурс чтецов «Звучит родная речь»; читательская конференция по книге Р.А. Матвеевой «Жизнь учительницы» и встреча с артистами народного театра «Кураж» РДК «13 Октябрь» города Камешково, и многие другие мероприятия.
Считаю, что такая работа способствует изменению общественного мнения, увеличению числа жителей, готовых лично включиться в практическую деятельность по улучшению социальной ситуации в местном сообществе, а также положительным изменениям в сознании школьников, повышению уровня общей культуры личности.
Диспут «Что такое культурная речь»
(социальный проект «Сквернословию – нет!»)
Задачи:
1.Совершенствовать речевую культуру.
2.Воспитывать культурно – ценностное отношение к русской речи.
На доске:
«Подлинно культурного человека я всегда узнаю по эластичности и богатству его интонаций. А человек с нищенской бедной психической жизнью бубнит однообразно и нудно…
Лишь та речь может называться культурной, у которой богатый словарь и множество разнообразных интонаций».
К.И. Чуковский
Вопросы для обсуждения:
1.Ваше отношение к иностранным словам?
2.Эпистолярная культура. Нужна ли она человеку?
3.Как избавиться от всего лишнего, ненужного в языке?
Предварительная подготовка: выделить группу учащихся – любителей русского языка. Их задача – предварительно освоить вопрос, продумать аргументированный материал.
Ход диспута.
1.Анализ стихотворения В. Башунова «Родная речь».
Люблю неправильную речь!
Люблю за ради слова
грамматикою пренебречь
и, как ни странно, смысл сберечь,
а смысл – всему основа.
Меня всегда кидали в сон
доклады на бумаге,
где синтаксис был соблюдён,
да не было отваги.
Другое дело – на току,
на пашне,
в электричке!
Где сердце вложено в строку
и нету обезлички.
Не ходит слово в поводу
услужливым солистом.
С грамматикою не в ладу?
Зато в ладу со смыслом.
Академических опор
лишённое,
невольно
в такой выходит разговор,
что больно, если больно.
Не в бровь, а в глаз разит,
сиречь
в живую сердцевину.
Сбивает спесь родная речь
и выпрямляет спину.
·За какую речь выступает автор?(За ту речь, в которой есть смысл, суть высказывается с достаточной отвагой, мысль самостоятельна, оригинальна, в речь вложена душа человека, его боль за общественное дело).
·Что, на взгляд автора, неважно в эмоциональном, страстном, смелом выступлении?(Правильность речи, соблюдение её грамматических форм).
·Согласны ли вы с утверждением автора:«С грамматикою не владу? Зато в ладу со смыслом»?
Уже давно встречают человека не только «по одёжке», но и по тому, как
он говорит. Наша речь – это наша визитная карточка.
·Какую речь, на ваш взгляд, можно считать правильной?
2. Ваше отношение к иностранным словам и жаргонизмам.
Выводы:
А)В книжной и особенно научной речи заимствования, как правило, уместны. Многие из них обогащают нашу речь, делают её более точной, выразительной, гибкой. Заимствование иноязычных слов - вполне нормальный языковой процесс, нам не обойтись без этого.
Неправильное, неоправданное использование заимствованных слов, неуместное их употребление засоряет речь, приводит к потере вкуса и здравого смысла (джус – сок, электорат – избиратели, модератор – ведущий и т.д.).
Задание.
Укажите, в каких случаях заимствованные слова уместны, а в каких употребляются без надобности или ошибочно и могут быть заменены синонимами.
Ровный ряд матовых плафонов тускло освещал коридор гостиницы.
Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что оно импонирует её внешности.
Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции спортивной жизни.
Школьники 9 класса решили организовать загородную экскурсию. Идентичное решение было принято школьниками восьмого класса.
В)Перенасыщение русской речи сленгом и жаргонизмами (срубить бабок, оторвись по полной, он клинился и т.д.)
Задание.
Объясните, о чём просит в письме в газету девушка. Дайте ей свои
рекомендации на литературном языке.
Хай, весёлая компания! Это я, Настёна Саврасова из Архангельска.
Посоветуй мне, как в новогоднюю ночь выглядеть супер – пупер.
3.Эпистолярная культура.
- Какие средства общения вы знаете?
- Какие виды писем существуют?
- Назовите художественные произведения в форме писем, переписки. (А.П.Чехов «Ванька», А.Алексин «Коля пишет Оле. Оля пишет Коле», Ф.М. Достоевский «Бедные люди»).
- Какие достоинства, на ваш взгляд, имеет написание писем?
Вывод: Сегодня телефоны, «мобильники», пейджеры – очень удобное быстрое средство общения. Однако электронные послания, СМС и общение по «айсикью» не способствуют развитию речи.
Происходит вымирание эпистолярной культуры. Молодые люди разучились писать письма, хотя эпистолярный жанр имеет ряд достоинств:
-написание письма помогает ещё раз прочувствовать и прожить те события и факты жизни, которые излагаются на бумаге, обдумать и проанализировать свои поступки;
- написание письма развивает речь.
4.Как избавиться от всего лишнего, ненужного в языке?
Вывод: Надёжных рецептов, увы, нет. Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы имеем власть. Это – своеобразное зеркало, которое должно быть всегда чистым.
Чтобы сохранить чистоту и богатство родного языка, чтобы обладать культурной речью, можно
- составить памятку «Слова – пустышки в моей речи»,
- завести «Личный словарь правильностей»,
- создать «Бестолковый словарь» (как не надо говорить и писать).
А главное – больше читать, учась у мастеров слова.
К.И. Чуковский писал:« Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего сердца, своего интеллекта»? Согласны ли вы с этим утверждением?
Только полноценная языковая личность способна сохранить культуру своего народа.