-Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.
Вводная часть.
Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил:”Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…”
Сегодня мы попробуем ещё раз в этом убедиться.
Ход урока.
Организационный момент:
– Ребята, перед уроком мне передали конверт. (Демонстрация конверта). Посмотрим, что в нем. Это какие-то слова? (главные, предложения, члены, подлежащее и сказуемое)
Создание проблемной ситуации:
– Их кто-то перепутал. (Слова вывешиваются на доску).
Слова: (главные, предложения, члены, подлежащее и сказуемое)
– Как вы думаете, что с ними нужно сделать?
– Совершенно верно, нужно последовательно поставить, чтоб получился смысл..
Постановка цели и темы урока:
–Кто может сказать, о чём пойдёт речь?
Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы отправляемся с вами в космическое путешествие.
Сегодня 12 апреля День космонавтики. Сколько лет назад человек побывал в космосе? – (…лет) Назовите имя 1 космонавта нашей планеты.
Мы сегодня тоже будем в роли космонавтов.
Побываем на разных планетах, расположенных в СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЕ "ПРЕДЛОЖЕНИЕ ".
Нам необходимо будет справиться со всеми препятствиями, которые встретятся
на нашем пути, и вернуться на нашу планету” Земля".
Ребята, как вы думаете, что нам поможет оказаться в космосе? (воображение)
Когда мы мечтаем, что нам помогает? (воображение)
Солнечная система - это семья, в которой живет и наша планета Земля. Еще в древности люди поняли, что без солнца не было бы жизни на Земле. Земля получает лишь малую часть солнечного тепла. Но и этого достаточного для всего живого на Земле.
Слайд Тема Подлежащее и сказуемое –главные члены предложения
Что вы знаете о предложении?
Какие учебные задачи поставим?
Слайд (задачи на экране)
1.Совершенствовать умения находить в предложении подлежащее и сказуемое.
2.Развивать устную и письменную речь
3. Воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.
-Прошу всех одеть воображаемые “скафандры” космонавтов. Пристегнуть “ремни” тетрадь будет борт журналом, здесь мы будем записывать всё, что ожидает нас на пути
Запись числа. Посадка, каллиграфия.
Старт.
Чтобы старт прошел успешно, нужно показать, что вы достойно подготовились к этому полету. Мы должны ответить на вопросы - правильный ответ и будет вашим разрешением на старт.
Слайды:
1. Как на письме отделяется одно предложение от другого?
2. Как пишутся имена и фамилии людей , клички животных?
3. Как на письме обозначаются звуки1
4. Какие бывают звуки?
5. Как отличить гл. от согласных.?
6. Сколько гласных букв? А звуков?
-Молодцы, справились с заданием, вперед, в путь!
-На пути первая планета «Словария»
Как выдумаете какие задания нас здесь ждут ?
Слайд
-Оказывается , что на этой планете живут такие же животные, как и на планете Земля.
Записать слова через запятую, обозначить ударение, подчеркнуть безударную гласную.
Самостоятельная работа
Проверка
В каком слове букв меньше чем звуков? (Заяц)
В каком слове букв больше чем звуков? (медведь)
Давайте определим, какой частью речи являются эти слова, докажите!
Давайте назовём признаки этих животных, т.е. подберём к сущ. Какую часть речи?
Какие слова с безударной гласной нельзя проверить, а нужно правописание слова запомнить? А если сомневаешься в написании, куда нужно обратиться?
-Молодцы! Летим дальше!
Учёные предполагают, что во Вселенной есть разумные существа. Давайте включим воображение и представим, что мы должныс ними встретиться. Нам придется с ними общаться. Какой должна быть наша речь? (правильной, красивой, живой, раскованной, интересной, грамотной)
Впереди планета «Предложение»
1. Что такое предложение? (предложение это законченная мысль)
2. Что является грамматической основой в предложении? (подлежащее и сказуемое)
-Сегодня мы будем учиться находить главные члены предложения, или грамматическую основу.
Спутник планеты «Предложения» сделал снимок с планеты «Земля»
Спутники дают точные наблюдения. С их помощью составляются карты земной поверхности, они помогают определить процесс незаконной вырубки леса, наблюдают за океанами, их жизнью, (определяют запас рыбы, направление течения).Именно над толщами океанской воды зарождаются чудовищной силы ураганы и тайфуны, несущие многочисленные жертвы и разрушения для жителей побережья. .Наблюдение со спутников помогает выявить «капризы» природы и дать полезную информацию тем, кто в ней нуждается.
-Итак, что вы видите?
Слайд.
Запись . (Машины убирают.)
-Нравится предложение, которое я записала?
-Почему?
(Это можно сказать и про другие машины, не только про комбайны)
-Помогите мне сказать более точно и красиво.
На слайде.( В поле созрела золотистая пшеница. Умные машины убирают богатый урожай.)
-Какие члены предложения помогают улучшить, украсить предложение? (второстепенные члены предложения делают нашу речь выразительной и точной)
Запись предложения 2
-Давайте запишем и найдём в предложении основу.
Письмо с комментированием
-Молодцы! Планета предложение дала нам трудное задание , но мы с ним справились.
Какую работу мы выполняли?
ФИЗПАУЗА
Не зевай по сторонам
Ты сегодня – космонавт.
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать ловким.
Не зевай по сторонам,
А за мною повторяй! (хлопки)
- Я в компании приличной:
- Братьев семь ,одна сестричка.
То Венера и Меркурий,
И еще шесть братьев хмурых:
Марс, Юпитер и Сатурн,
Да Плутон, Уран, Нептун.
-Да, ребята, я забыла вас предупредить, что до Марса лететь 4 месяца туда и 4 месяца обратно. Давайте посчитаем, успеем ли мы вернуться домой к 1 сентября, (не успеваем вернуться )
-Вопрос решен. Мы на Марс мы не летим. Неужели мы не увидим марсиан? Мы отправимся к ним в 3 классе. -Постойте они прислали конверт с заданием для нас, и отправили его 4 месяца назад.
-Прочитай текст.
Самостоятельная работа
-Списать текст, раскрыть скобки, и записать кличку животного.
Первые в космосе.
Первыми в космос полетели собаки. Сначала стартовала (л, Л)айка.
За ней в дальний путь отправились (б, Б)елка и (с, С)трелка.
Побывали в космосе собаки (м, М)алышка, (Ч, ч)ернушка и
(з, З)вёздочка. Они летали туда в разведку. Спасибо вам, друзья!
Грамматическое задание
1. Подчеркнуть в первом предложении грамматическую основу.
2. Найти в тексте однокоренные слова. Выделите корень. (Как проверить безударную гласную в корне слова?)
С поставленной задачей вы справились Молодцы!
Вернёмся к поставленным задачам. Подведём Итог.
Учитель:
Завершаем наш полет.
Наступает миг – пора!
Наконец вся детвора
Из полета возвратилась
И на Землю приземлилась!
- Вспомните, какие трудности (задания) вам пришлось преодолевать?
- Что интересного узнали?
- Что понравилось?
-Юрий Гагарин, вернувшись из полета, сказал: “Облетев Землю в корабле – спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее.”
- Давайте будем выполнять завет первого летчика-космонавта.
-И ещё он сказал, “Хорошо учитесь. Путь к знаниям начинается с таблицы умножения и первого диктанта”.
- Наш урок подошел к концу. Спасибо вам за урок.
- Сегодня вы все хорошо поработали. - Вы подарили мне свои хорошие ответы, активную работу.
Рефлексия
-Предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке. (У всех на столах лежит оценочный лист: звездочка – отл., квадрат – хор., треугольник – удовл.)
Дети ставят себе оценку и сдают листы.Домашнее задание. Выписать из книги любые 3 предложения и подчеркнутьглавные члены.