Submitted by Наталья Ивановна Белякова on вс, 09/05/2010 - 15:21
ХОД УРОКА
1.Составьте ассоциативные ряды к словам «война» и «женщина» (по 3-4 слова).
Читаем ассоциативные ряды, фиксируя слова-ассоциации на доске, чтобы сделать очевидным вывод о том, что понятия «женщина» и «война» в сознании человека не соотносятся между собой.
Если работа по созданию ассоциативных рядов проводится нечасто, учащиеся подбирают отвлеченные существительные: «беда», «горе», «любовь», «семья» и др. Дальнейшая работа с образами стихотворений позволит обогатить ассоциативные ряды.
2.Однако жизнь нередко готовит нам такие испытания, которые не в силах представить человек. И не единожды в истории России женщины вместе с мужчинами вставали на защиту своей Родины, переживали все тяготы военного времени.
Одной из «девчат-солдат» Великой Отечественной войны стала выросшая в учительской семье юная москвичка Юлия Друнина (род.1924), которая в 1941 году добровольцем ушла на фронт. И сегодня, через 65 лет после Великой Победы, читая стихи Юлии Друниной, мы имеем возможность оценить всю глубину трагедии женщины (девушки, девочки), идущей дорогами войны.
Запись темы урока "Женщина на войне. (По лирике Юлии Друниной.)"
3.Фронтальная работа с текстами стихотворений Ю.Друниной
·Выразительное чтение стихотворения.
* * *
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.
Какие понятия, реалии становятся воплощением прошлого (мирной юности) и настоящего (военных будней)?
Для лирической героини Ю.Друниной жизнь раскололась на ДО и ПОСЛЕ начала войны: "детство", "школа", "Прекрасная Дама" - "грязная теплушка", "эшелон пехоты", "санитарный взвод", "блиндажи сырые", "мать" и "перемать".
Можно продолжить таблицу «Женщина и война», начатую выше, если кто-либо из ребят рассмотрел слово «мир» как ассоциацию к слову «женщина».
·Выразительное чтение еще одного стихотворения Ю.Друниной
***
Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы - девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты -
То юность моя в огне...
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
Выпишите из стихотворения основные образы. В чем особенность их создания?
Учащиеся без труда назовут следующие образы: «несжатая рожь», «бойцы шагают по ржи», «девчата, похожие на парней», «юность в огне» - и придут у выводу, что война – это нарушение естественного хода событий: рожь сеют, чтобы вовремя убрать, юность должна быть самым ярким периодам в жизни человека, а "девчата" не должны быть похожи "на парней".
4.Самостоятельно познакомьтесь с другими стихотворениями Ю.Друниной. Выберите те, которые произвели на вас самое большое впечатление.
Выбравшие одинаковые произведения объединяются в группы и далее работают в группах (парах). Предложенные стихотворения:
Группа 1: «Целовались. Плакали и пели…», «Баллада о десанте»
Группа 2:«Ты должна!», «И откуда вдруг берутся силы…».
Группа 3: «Елка».
Группа 4: «Нет, это не заслуга, а удача…», «Запас прочности».
Выполнение заданий индивидуально и по группам (в парах).
Из выбранных вами стихотворений Юлии Друниной выпишите, сгруппировав между собой, повторяющиеся слова-образы (лексические повторы, образы, сопоставимые по сходству, контрасту и т.д.), образы, особенно значимые, на ваш взгляд, для понимания произведения..
Расскажите о своих находках (выписках) ребятам, которые тоже работали с этими произведениями, поясните, почему именно эти слова, по вашему мнению, важны для понимания смысла стихотворения..
Подготовьте выступление от группы «Столкновение жизни и смерти в стихотворениях Юлии Друниной о войне», проиллюстрировав его небольшой таблицей (схемой, рисунком), отражающей ваше видение (прочтение) стихотворений.
Таблицы и схемы могут быть представлены на нескольких листах А4 и выполнены маркером. Это позволит вести работу в быстром темпе.
5.Совместная работа.
·Выразительное чтение стихотворений. (Представитель(-и) от группы.)
·Выступление по теме «Жизнь и смерть в стихотворениях Юлии Друниной».
Представитель от группы, желающие из других групп (тексты стихотворений есть у всех) могут дополнить ответ выступающего.
6. Так каков он, образ женщины-воина, созданный Юлией Друниной в её лирике?
Обобщаем сказанное.
7. Предлагаем школьникам посмотреть слайд-шоу (с целью усиления эмоционального состояния (слово-музыка-зрительный образ), созданного на уроке), а затем написать работу (эссе) "Женщина на дорогах войны", эпиграфом к которой станут строки стихотворения Юлии Друниной «Запас прочности»:
И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать!- Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.
(Можно предложить учащимся самим выбрать строки для эпиграфа. Вариант эпиграфа:
Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой народ.
Однако первый вариант предпочтительнее: последние строки о «вечной прочности» позволяют учащимся вписать образы «девушек – бойцов» Юлии Друниной в ряд образов «русских женщин», созданных русскими, советскими писателями и поэтами)
·Просмотр слайд-шоу «Женщина на войне»
В слабом классе фильм может быть подготовлен учителем, в сильном – создается на основе собранного учащимися материала по теме «Женщина на войне» (возможно использование семейных архивов), который систематизируется учителем за 2-3 дня до проведения урока.
На: Женщина на войне. (По лирике Ю.Друниной.)
ЛораГ.
На: Женщина на войне. (По лирике Ю.Друниной.)