Размещено: Людмила Петровна Курышева - чт, 06/05/2010 - 14:57
Курышева Л.П. Урок литературы в 8 классе
«Помнит мир спасенный…»
Цели:
1)формирование нравственной позиции учащегося в отношении к войне посредством обращения к текстам поэтов – вологжан разных поколений;
2)совершенствование навыка анализа поэтического текста.
Ход урока.
1.Творческая мотивация.
А) Выявление ассоциаций
Напишите пять первых приходящих на ум слов, когда слышите слово «война»
Б) Чтение текста Ю.Роста о В.П.Астафьеве.
Виктор Петрович Астафьев был опорной фигурой нашей жизни. Не то чтобы мы часто опирались на него, но знание, что такой человек живет и достижим, вселяло надежду, что и достойных людей рядом немало. Спокойней было с ним.
Он был не просто выдающимся русским писателем. Он был одним из достойнейших русских людей. Не примерял маски, не бегал в стае, не поддерживал и не разделял... Он жил сам в мощном своем неприсоединении. Без пародийного мессианства или самоуничижения перед идеей, цену которой знал.
Ему не надо было любить народ. Да он его и не любил. Он любил человека в этом народе, того, кого знал и понимал. Он жил среди рядовых не офицером и не генералом, а рядовым, различая достоинства, а не ранги.
Солдат войны, он вынес точное понимание разницы в оценках жизни носителя ее с винтовкой, плугом, сетью (если рыбак) и тех маршалов – военных и штатских, – которые разменивали эту чужую жизнь на власть.
Откуда столько геройских офицеров и генералов в военной литературе, если в мирной жизни это безразличные чинуши, для которых человек – расходный материал? Не любил он знаменитых полководцев. И я не люблю.
Cотни тысяч погибших при обороне Москвы – одна цифра.
Cотни тысяч погибших при взятии Берлина – другая. Могли на два дня позже и на сотни тысяч меньше. Не считали.
А Виктор Петрович считал. И своими книгами и жизнью не давал округлять...
- Какую проблему ставит автор, говоря о жертвах войны?
- Какую нравственную категорию нередко забывали военачальники во время сражений?
- Во что это выливалось для тысяч русских семей?
В) Слово учителя.
Война сломала, покалечила судьбы многих людей. Она ломала судьбы и души людей. Она же позволила проявиться героическому характеру русского народа, каждого русского человека.
2.Война в стихах поэта – вологжанина, поэта – фронтовика, танкиста Сергея Сергеевича Орлова.
А) Какой была Победа для С. Орлова? Почему вы так решили?
Прочитайте стихотворение еще раз. Выделите два ключевых слова в этом стихотворении ( «Человек», «искалечен», «победа»)
Составьте ряды, раскрывающие видение этих явлений лирическим героем
«человек»
«победа»
«шел, задыхаясь»
«такая: Взглянуть – и глаз не отвести»
«не думал о себе»
«искалечен»
«в рубцах лицо»
«Взглянуть – и глаз не отвести»
Каким автор видит человека, прошедшего войну? Почему?
Каким был путь к Победе?
Почему слова «Взглянуть – и взгляд не отвести» мы записали в оба столбика?
Слайд 2, 3.Краткий рассказ ученика о войне в жизни С.Орлова.
( В 1938 году, будучи школьником, С.Орлов начал писать стихи, и в этих стихах – предчувствие войны, хотя жил С.Орлов в городе Белозерске Вологодской области, куда война не добралась, но откуда также ушли на фронт многие. У рядового 12 запасного танкового полка было немало обязанностей, но он успевал писать стихи. Оказавшись на курсах в Челябинске, выпускает свой первый сборник «Фронт». Вернувшись в звании «лейтенант» и в должности командира экипажа танка КВ, Сергей Орлов оказывается на Волховском фронте 33 отдельного гвардейского тяжелотанкового полка прорыва. А спустя месяц принимает участие в первом для него кровопролитном бою под Карбуселью. Осенью 1943 уже командовал танковым взводом. Горел в танке и Сергей Орлов, но вновь и вновь возвращался в строй. Однажды разорвавшийся внутри танка снаряд изранил, ослепил, обжег двоих оставшихся в живых членов экипажа… )
Слайд 4.Чтение стихотворения «Пистолет из рук не выпуская…»
Только ли о себе пишет С.Орлов? Почему вы так решили?
Какой прием использовал автор в последней строке стихотворения? С какой целью?
Война изменила жизнь поэта: его лицо обожжено, руки плохо слушались. Всю оставшуюся жизнь он носил бороду, знакомые не сразу узнавали его, не смогла принять и ушла любимая девушка. Как трудно это было пережить 23-летнему юноше?! Но таков страшный лик войны, которая не щадила никого…
Задание. Сделайте в тетради таблицу из 4 столбиков, в конце урока вы должны будете с ее помощью подвести итог, озаглавив каждый столбик, сопоставив записи. Запишите в 1 столбике, какой видит войну солдат?
Напишите, какие слова вы выделите как основные. Объясните выбор.
Чьими глазами показана война? Как этот выбор меняет наши чувства?
Чем страшна война для ребенка? А для каждого человека?
В) Нарисуйте словами главные сцены этого стихотворения. Что мы чувствуем вместе с героями в каждой из них?
Объясните смысл названия. Почему так «мирно» названо стихотворение о войне?
Г) Запишите во второй столбик таблицы, какой видит войну ребенок.
4. Тема памяти о погибших в поэзии Николая Михайловича Рубцова
А) Чтение стихотворения Н.М.Рубцова «Сердце героя». Подумайте, какой образ является центральным и почему?(Слайд 10 – 11)
Спит герой у холодного моря,
Где о подвиге слава родилась.
Словно мать, затаившая горе,
Над могилой березка склонилась.
И под этой березкою низкой
При торжественных гимнах прибоя
Будто светит звездой с обелиска
Неумершее сердце героя.
Это сердце под ношею горя
Было чистым, как солнце в кристалле.
В этом сердце сильнее, чем в море,
Гнев и ярость в бою закипали.
Ничего нет врага ненавистней!
Тот, кто смело врагов истребляет,
Никогда не уходит из жизни,
Если даже в бою погибает!
И у моря холодного близко,
Как маяк, негасимой звездою
Будет вечно светить с обелиска
Неумершее сердце героя.
Почему осталось «неумершим» сердце погибшего солдата? Почему автор использует именно причастие «неумершее»?
Какую бы музыку вы включили над его могилой в День Победы?
Какие образы ему сопутствуют? Перечислите по порядку в стихотворении. Почему первой названа мать? Какое стихотворение Н.А.Некрасова вспоминается и почему?
Найдите сравнения, используемые автором для описания жизни этого сердца? ( «будто светит звездой с обелиска», «было чистым, как солнце в кристалле», «сильнее, чем в море, Гнев и ярость в бою закипали», «как маяк, негасимой звездою») Какою она была? Прекратилась ли она? До каких пор будет жить «неумершее сердце»?
Б) Слово учителя
Действительно, все солдаты будут живы, пока мы их помним, пока мы их достойны. В поэзии современных авторов о войне ключевой становится тема ПАМЯТИ. Не случайно вы носите Георгиевские ленточки, возлагаете венки к памятникам, даете концерты для ветеранов, готовите подарки. Все это лишь с одной целью – чтобы сохранить «НЕУМЕРШЕЕ СЕРДЦЕ СОЛДАТА»
Заполните третий столбик в таблице: как вы думаете, почему тема памяти стала основной в современной военной лирике?
5.Итог урока
А) Объясните, с какой целью мы читали в начале урока текст о В.П.Астафьеве? Почему он не любил знаменитых полководцев? Какую важную истину о войне он открыл? (Напомню: « Cотни тысяч погибших при обороне Москвы – одна цифра.
Cотни тысяч погибших при взятии Берлина – другая. Могли на два дня позже и на сотни тысяч меньше. Не считали.
А Виктор Петрович считал. И своими книгами и жизнью не давал округлять...»)
Б) Озаглавьте столбики нашей таблицы? Какие этапы нашего разговора вы увидели? Как постепенно меняется подход к теме войны? Можно ли сказать, что военные стихи, стихи фронтовиков – это открытая, кровоточащая рана, более поздние стихи – это память, признательность, скорбь? Напишите об этом эссе.
В) Прослушивание песни Н.М.Рубцова «В минуты музыки печальной»(Слайд 12)