Садятся дети, у которых на карточке нарисованы 3 голубых палочки 2 синих квадрата, 2 синих палочки и 3 голубых квадрата, 3 желтых квадрата и 2 коричневых палочки и т.д.
2.Дети вспоминают, какие гласные и согласные звуки изучали раньше. Логопед показывает карточки где написаны слова с пропущенными буквами. Дети вставляют недостающие буквы и читают слова:
к…шк., л…пк., с…мк., ап…а.
3.На доске выставлены разные картинки. Дети называют их: сети, васильки, щетка, щенята, плащ, площадь, котята, ящик, цыплята, гусята, мяч, авторучка, телеграмма, перчатки, выключатель. Логопед предлагает взять только те картинки, которые он назовет: щенята, щетка, плащ, ящик, щука, щепки. Затем уточняетзвук, который повторяется в этих словах –[щ].
Аналогично отбираются картинки: мяч, выключатель, грач, перчатки, чернильница. Логопед просит сказать, какой звук повторяется в этих словах. [ч].
Далее ученики вместе с логопедом разбирают артикуляционный уклад для звука [ч]- опущенный вниз кончик языка отодвинут немного назад, губы лабиализованы (округлены).
Затем дается акустическая характеристика звука [ч]- согл., мягкий (всегда), глухой.
4.Четкое проговаривание слогов и сочетаний типа:
АЧ- АШ- АЩ- мы купили плащ;
АЧ- АГИ- АЧ- ты не плач;
ШУ- ЩУ- ЧУ- я не шучу;
ЧИ- ЩИ- ЧИ- где мои ключи;
ЧУ- ЩУ- ЧУ- я урок учу;
5. Игра «Кто самый внимательный?»
На доске выставляются картинки (выключатель, щетки, плащи и т.д.). Логопед предлагает определить, про какой из этих предметов можно сказать: черный- выключатель, грач, щенок, плащ, чемодан, мяч, ящик; черное- крыло, перо; черная- авторучка, щетка; черные- плащи, перчатки, щепки.
Логопедчашек. Ребята смастерили несколько кормушек для … грачей.
5.Итог занятия.
Дети проговаривают потешку, имитируя соответствующие движения:
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Логопед предлагает выбрать из этого стихотворения слова, в которых одновременно встречаются звуки ч-щ или только звук щ.
Логопед называет предложение, а дети добавляют недостающее слово, используя эти картинки. Например: В магазине продается много красивых … мячей. Мальчики поймали двух больших … лещей. В ящике сидят пять маленьких … щенят. На вешалке висят несколько детских … плащей. На столе стоят пять фарфоровых … Ход занятия:
1.Организационный момент
Садятся дети, у которых на карточке нарисованы 3 голубых палочки 2 синих квадрата, 2 синих палочки и 3 голубых квадрата, 3 желтых квадрата и 2 коричневых палочки и т.д.
2.Дети вспоминают, какие гласные и согласные звуки изучали раньше. Логопед показывает карточки где написаны слова с пропущенными буквами. Дети вставляют недостающие буквы и читают слова:
к…шк., л…пк., с…мк., ап…а.
3.На доске выставлены разные картинки. Дети называют их: сети, васильки, щетка, щенята, плащ, площадь, котята, ящик, цыплята, гусята, мяч, авторучка, телеграмма, перчатки, выключатель. Логопед предлагает взять только те картинки, которые он назовет: щенята, щетка, плащ, ящик, щука, щепки. Затем уточняетзвук, который повторяется в этих словах –[щ].
Аналогично отбираются картинки: мяч, выключатель, грач, перчатки, чернильница. Логопед просит сказать, какой звук повторяется в этих словах. [ч].
Далее ученики вместе с логопедом разбирают артикуляционный уклад для звука [ч]- опущенный вниз кончик языка отодвинут немного назад, губы лабиализованы (округлены).
Затем дается акустическая характеристика звука [ч]- согл., мягкий (всегда), глухой.
4.Четкое проговаривание слогов и сочетаний типа:
АЧ- АШ- АЩ- мы купили плащ;
АЧ- АГИ- АЧ- ты не плач;
ШУ- ЩУ- ЧУ- я не шучу;
ЧИ- ЩИ- ЧИ- где мои ключи;
ЧУ- ЩУ- ЧУ- я урок учу;
5. Игра «Кто самый внимательный?»
На доске выставляются картинки (выключатель, щетки, плащи и т.д.). Логопед предлагает определить, про какой из этих предметов можно сказать: черный- выключатель, грач, щенок, плащ, чемодан, мяч, ящик; черное- крыло, перо; черная- авторучка, щетка; черные- плащи, перчатки, щепки.
Логопедчашек. Ребята смастерили несколько кормушек для … грачей.
5.Итог занятия.
Дети проговаривают потешку, имитируя соответствующие движения:
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Логопед предлагает выбрать из этого стихотворения слова, в которых одновременно встречаются звуки ч-щ или только звук щ.