Официальный сайт yerka 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



теме «Органы Дыхания»

Фото пользователя Ирина Васильевна Межина
Submitted by Ирина Васильевна Межина on чт, 06/05/2010 - 08:55
Данные об авторе
Автор(ы): 
Межина Ирина
Место работы, должность: 
МОУ "Черлакская СОШ"Учитель биологии,экологии и химии
Регион: 
Омская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Биология
Цель урока: 
- образовательная: познакомить учащихся с составом вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, разъяснить механизмы вдоха и выдоха; - развивающая: способствовать развитию следующих умений и навыков: наблюдать, сравнивать, анализировать, формулировать выводы, умения составлять связанное высказывание по теме, творческих способностей; - воспитательная: прививать потребность в правильной гигиене дыхания.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник  под  редакцией  Драгомилова А.Г. и Маша Р.Д.,

программа  Пономарёвой И.Н.  и Кучменко В.С.  для общеобразовательных классов 
Используемая методическая литература: 

Дополнительная литература к уроку:

1. Батуев А.С. Биология. Человек.  М. «Дрофа» 2002

2. Бруновт Е.П. Уроки анатомии, физиологии и гигиены человека. М. «Просвещение» 1984

3. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М. «Просвещение» 1983

4. Пепеляева О.А. Поурочные разработки по биологии человека.  

 М. «Вако» 2005

5. Учебное электронное пособие. Биология человека.

                                                           2010г.

 
Используемое оборудование: 

 - компьютер, мультимедиа «Дыхательные движения, органы дыхания»,

 - таблица «Органы дыхания»,

 - торс человека,

 - микролаборатории, трубочки, известковая вода,

 - микроскоп, микропрепараты клетки крови человека,

- скелет человека,

 - карточки – задания.

 
Краткое описание: 
Разработка урока по теме «Органы Дыхания», на основе применения здоровьесберегающих технологий, 8 класс.

 

Рекомендации к проведению урока: данный урок проводится вторым по счёту в теме, после того как учащиеся познакомились со строением органов дыхательной системы. На уроке предусматривается:

 

-  проведение  лабораторной (опыт) и практической работ,

 

-  использование ИКТ,

 

-  работа учащихся в парах и группах,

 

-  дифференцированное домашнее задание, учитывающее разные типы мышления учащихся,

 

-  право выбора  у учащихся  домашнего задания.

Тип урока:

    урок изучения нового материала.

 

 

Тема урока:

 состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Дыхательные движения.

 

Цели урока:

 - образовательная:  познакомить учащихся с составом вдыхаемого и выдыхаемого  воздуха,   разъяснить механизмы вдоха и выдоха;

 

- развивающая: способствовать развитию следующих умений и навыков: наблюдать, сравнивать, анализировать, формулировать выводы,   умения составлять связанное высказывание по теме,  творческих способностей; 

 - воспитательная:  прививать потребность в правильной гигиене  дыхания.

 

Оборудование:

 - компьютер, мультимедиа «Дыхательные движения, органы дыхания»,

 - таблица «Органы дыхания»,

 - торс человека,

 - микролаборатории, трубочки, известковая вода,

 - микроскоп, микропрепараты клетки крови человека,

- скелет человека,

 - карточки – задания.

 

Оформление доски:

 

   - эпиграф урока: «Дышать – значит жить!»

  - на ватмане написан в две колонки состав воздуха вдыхаемого и выдыхаемого (в начале урока запись закрыта).

 

 

 

 

Ход урока

 

 

1.     Организационный момент

 

2.     Мотивационный момент урока

Здравствуйте, ребята!

 В народе существует много поговорок. Какие вы знаете?

(учащиеся говорят разные поговорки)

Среди них есть ещё и такая: «Это нам нужно как воздух».

- О чём  данная поговорка, и почему необходимо как воздух?

(ребята отмечают особую потребность организма человека в воздухе. Всем тканям и клеткам необходим кислород, поступающий через органы дыхания).

    Действительно,  человек без воздуха  может  находиться от 2 до 10 минут и не более.

 

    Эпиграфом нашего урока станут слова: «Дышать – значит жить!», так как дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование.  

 

 

Тема урока: «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Дыхательные движения».   

 

- Задайте интересующий вас вопрос по теме урока, о чём – бы вам хотелось сегодня узнать.

(ребята задают вопросы по теме,  которые фиксирует учитель на доске).

Далее схожие по смыслу вопросы объединяются, и выделяются наиболее существенные вопросы, отражающие суть темы.

    На уроке таких вопросов оказалось три:

 

-чем отличается вдыхаемый и выдыхаемый воздух,

 

- как, за счёт чего в организм человека поступает воздух,

 

- вредно – ли для здоровья дышать через ротовую полость.

 

(Вопросы у детей могут быть самые разные в рамках темы,  но опытный педагог сумеет их правильно объединить и отобрать необходимые для конкретного урока.  Окажется,  что каждый ребёнок получит ответ в ходе урока именно на свой вопрос).  

 

 

3.Актуализация опорных знаний

Учащиеся делятся на группы, каждая из которых получает индивидуальное задание или задачу. На выполнение задания группам отводится конкретное время (2 минуты).

  Задание 1. Без пищи и без воды человек может прожить несколько дней, а без воздуха никто не может жить более 10 минут. Объясните, почему без воздуха человек не может жить и в чём заключается функция органов дыхания.

   Задание 2.  Из перечня органов тела выберите органы дыхания: сердце, носовая полость, желудок, артерии, носоглотка, глотка, гортань, пищевод, трахея, бронхи, аорта, лёгкие.

   Задание 3.  Расположите последовательно органы  дыхания, начиная с носовой полости:

Трахея, носовая полость, гортань, носоглотка, бронхи, альвеолы.

   Задание 4. Попишите на рисунке органы дыхания, обозначенные цифрами.

(учащиеся выполняют задания, а затем каждая группа предъявляет свои ответы)

 

- После ответов ребят из группы 3 и 4, учитель предлагает проверить правильно – ли выполнены задания, для чего просит всех учащихся  обратиться к компьютеру, где они могут увидеть правильные ответы. 

 

 

4.Изучение новой темы

   Действительно, с органами дыхания очень много связано в жизни человека – и кровь, и движения, и ум!

 

- Рассмотрите под микроскопом выданный вам микропрепарат клеток крови человека. Что вы видите?

 

          (красные клетки- эритроциты – ответы учащихся)

 

- Как связаны эритроциты с органами дыхания?

 

          (именно они разносят кислород с кровью ко всем органам)

 

- Для дыхания необходим чистый кислород или воздух?

 

            (воздух).

 

- Из каких газов состоит атмосферный воздух?

 

            (кислорода, азота, углекислого газа).

 

- Как вы думаете, отличается ли состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха?

 

           ( да, содержанием кислорода и углекислого газа).

Давайте проверим это экспериментально.

 

Далее проводится лабораторная работа №6 «Состав вдыхаемого и вдыхаемого воздуха» ( учебник «Биология, человек» А.Г.Драгомилова и Р.Д. Маша, стр.105)

После работы ребята делают вывод, что известковая вода мутнеет, потому-что в неё поступил углекислый газ при выдохе воздуха, сравнивают состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха ( учитель открывает запись состава воздуха на доске).

 

- Воздух поступает в конечный пункт дыхательной системы – легкие- Где онирасположены?

             (в грудной полости)

- Какие кости скелета их защищают?

             (рёбра, учащийся показывает кости на скелете человека)

 

- Какой орган делит внутреннюю полость человека на грудную и брюшную?

 

              (диафрагма, ребёнок показывает её на таблице)

Итак, дыхание обычно ассоциируется с вдохом и выдохом.

 

-  Но почему воздух то входит в лёгкие, то выходит из них? – вопрос в группы.

 (дети не могут дать ответ, они хотят получить ответ на этот вопрос)

 

- Хотите узнать? 

 

Идет просмотр фрагмента  «Дыхательные движения» на компьютере.

 

 

- Почему же воздух то входит в лёгкие, то выходит из них?

Вместе с учителем учащиеся выясняют, что причина такого явления кроется в движении диафрагмы,  поднятии и опускании грудной клетки.

 

Если межрёберные мышцы сокращаются, то грудная клетка поднимается, диафрагма задвигается, места в грудной полости становится больше, и лёгкие расширяются  - происходит вдох.

При  расслаблении межрёберных мышц  грудная клетка опускается, диафрагма выдвигается, места в грудной полости становится меньше, и легкие сжимаются – происходит выдох.

 

- Положите руку себе на область грудной клетки и сделайте несколько вдохов и выдохов. Что вы чувствуете?

 

              (грудная клетка то поднимается, то опускается)

 

   Одно дыхательное движение состоит из вдоха и выдоха.

 

Записывают формулу: дыхательное  движение = вдох + выдох.

 

 

- Сколько же дыхательных движений происходит у человека в состоянии покоя?

Давайте подсчитаем,  сколько дыхательных движений совершает ваш организм за 1 минуту.

 

Далее проводится практическая работа – учащиеся считают дыхательные движения в течение минуты  и записывают показания в таблицу у себя в тетради.

 

Вывод: в состоянии покоя в норме дыхательных движений – 16-20.

Затем учащимся предлагается встать с мест, выйти из-за стола и  сделать всем по 15 приседаний, после чего подсчитать количество дыхательных движений и внести число в таблицу.

 

                                  

 

- Составьте отчёт о  работе

 

 

 Влияние физических упражнений на частоту дыхательных движений

Количество дыхательных движений при нормальном состоянии

Количество дыхательных движений после физической нагрузки

 

 

                              ?

 

 

 

 

 

 

                         

 

                                   ?

 

 

Вывод:   ……………………………………………………………………..

 

                 ……………………………………………………………………..

 

(учащиеся приходят к выводу, что физическая нагрузка влияет на  частоту  дыхательных движений)

 

 

При дыхании через лёгкие проходит какое –то количество воздуха.

 

Вентиляция лёгких – это объём воздуха, который проходит через лёгкие в 1 минуту.

 

- Далее  группам учащихся для решения предлагается задача:

 

Сколько  литров воздуха расходует на дыхание класс из 16 человек в течение урока (40 минут), если один ученик делает 16 вдохов в минуту и поглощает 300 мл. воздуха?  

После сверяются  ответы групп, и даётся объяснение решению задачи.

     При нормальном дыхании человек дышит через нос.  А зачем человеку нос?

«Без носа человек – чёрт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми, да и вышвырни за окошко!...» - так написал о носе Н.В. Гоголь.

    А если серьёзно?

 

- Для чего нужен нос человеку?  

 

Чтобы  узнать об этом , я предлагаю вам совершить необычное путешествие вместе с воздухом,  который попадает в наш нос.

 

    Итак, внимание! Мы отправляемся! Будьте внимательны при путешествии, нас ждёт много необычного.

 

   Мы влетаем в нос! Глядите– ка, кто- то лежит рядом с нами! Кто же это?

 

      (микробы, - ответ учащихся)

 

Осторожно, не запутайтесь в волосках ноздрей! Полетели дальше. Осторожно, стенки сверху донизу вымазаны специальной липкой слизью! Для чего она нужна?

 

       ( чтобы очищать и обеззараживать воздух)

 

Наш нос – это прямо розовая пещера, вся пронизана кровеносными сосудами. Для чего в ней много мельчайших капилляров?

 

      (чтобы воздух согревался)

- Ответьте теперь, на вопрос:  «Важно ли всегда дышать  правильно, особенно в период эпидемии гриппа, и как это нужно делать?»

      (дышать надо через носовую полость, потому что воздух в ней очищается от пыли,  согревается и обеззараживается)

 

Итак, получили ли вы ответы на свои вопросы, поставленные вначале урока?

 

        (да)

 

 

4.Итак, общие выводы урока:

 - Воздух, вдыхаемый и выдыхаемый отличается по количеству содержащихся в нём кислорода и углекислого газа.

-  Дыхательные движения (вдох и выдох) обеспечивают смену воздуха в легких.

- Воздух поступает в легкие благодаря расширению грудной полости  и выходит при её сжатии.

- В дыхательных движениях участвуют межрёберные мышцы и диафрагма.

- Дыхательные движения происходят автоматически благодаря нервным импульсам, возникающим каждые 4 секунды в дыхательном центре продолговатого мозга. Вдох рефлекторно вызывает выдох, а выдох вызывает вдох.

- Физическая нагрузка влияет на частоту дыхательных движений.

- Дышать всегда нужно правильно, - через носовую полость.

 

 

5. Закрепление изученного материала

 

     Подводим итог урока

 

………..

 

Домашнее задание:

    Общее:  п. 25,  №2 на стр. 228. (письменно),

 

 составить синквейн с заданными  словами: вдох, выдох, диафрагма, межрёберные мышцы  (алгоритм  работы  по составлению синквейна у детей имеется).  

 

 Индивидуальное:  карточки-задания  по выбору учащегося

 

 

Карточка 1.

 

Вставьте пропущенные слова:

При вдохе  межрёберные  мышцы……………….

Рёбра ………….., а диафрагма ………………..

Это приводит к ……………объёма грудной полости.

Лёгкие при этом …………… и в них поступает ………….

 

Затем диафрагма и межрёберные мышцы ……………., грудная клетка ………, её объём …………. И воздух выходит из  ……….Происходит …… 

 

 

Карточка2.

 

Заполните схему:

Механизм вдоха – сокращение дыхательных мышц - ………………-засасывание воздуха в легкие.

 

Механизм выдоха: …………………..  -  уменьшение объёма грудной полости -  ……………….. .

 

Карточка 3.

Решите задачу:

Зная, что выдыхаемый воздух содержит 4% углекислого  газа, определите, сколько ученик выделяет углекислого газа в 1 минуту, в 1час, сколько – все учащиеся класса в 1 час.

Карточка 4.

Подготовить сообщение: «Дыхание в горах».

Карточка5.

Изготовьте модель дыхательных движений (можно использовать пластмассовый баллон, отрезав от него дно).

 

Предоставляется право учащемуся по своему выбору, согласно развитому типу мышления, выполнить домашнее задание и быть успешным.

 

»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн