Эпиграфом к нашему уроку является латинское изречение. Ребята! Подумайте над смыслом этого изречения, докажите, что это высказывание созвучно с темой нашего урока.(Надеяться – значит думать о будущем. О будущем думает только живой человек. А живет человек до тех пор, пока происходит процесс дыхания, пока есть атмосфера и кислород в ней.)
3. «Разминка» - первый этап нашей работы
Дать определение изученным понятиям: атмосфера, спирометр, альвеолы, воздух, гемоглобин, фотосинтез, углекислый газ, угарный газ, диффузия, горение, дыхание.
Откуда в атмосфере берется углекислый газ?
Как доказать, что наш организм при дыхании выделяет углекислый газ? (Демонстрация опыта с известковой водой)
Заполнить таблицу «Сравнительный анализ дыхания и фотосинтеза»
Признак
Дыхание
Фотосинтез
1. Поглощаемый газ
Кислород
Углекислый
2. Выделяемый газ
Углекислый
Кислород
3. В каких клетках происходит
Во всех живых клетках
Только в зеленых клетках, содержащих хлорофилл
4. Роль для живого организма
Получение и использование энергии на рост и развитие
Запасание энергии света в виде питательных веществ
4. Устный опрос.
Какие части можно выделить в дыхательной системе человека?
Что относится к воздухоносным путям?
Какие функции выполняют воздухоносные пути?
Рассказать все, что знаете о строении и функциях:
А) Носовой полости
Б) Гортани
В) Трахее
Г) Легких
Мы с вами хорошо знаем строение дыхательной системы, а что такое дыхание?
Где находиться дыхательный центр, который регулирует этот процесс?
Какое значение имеет процесс дыхания для живых организмов?
Какова роль кислорода в нашем организме?
Когда-то французские ученые Лавуазье и Лаплас утверждали: «Жизнь – это есть горение», более того, они сравнивали человека с «печкой». Докажите справедливость этих сравнений.
Итак, давайте подведем итог нашей беседе. Для этого заполним таблицу:
Черты сходства процессов горения и дыхания
Отличительные черты процессов горения и дыхания
1. Происходят с участием кислорода
1.При сгорании энергия выделяется в виде тепла, а при биологическом окислении энергия образуется как макроэргическое фосфорное соединение (АТФ, НАДФ Н и т.д.)
2. Выделяется энергия
2. В процессе горения энергия выделяется сразу и в большом количестве, а при биологическом окислении – постепенно в малом количестве
3. В водной среде горение не идет, о для биологического окисления вода необходима
5.Тест.
1. Биологическое окисление - это:
А) Процесс распада органических соединений при участии кислорода.
Б) Процесс синтеза органических веществ.
В) Процесс образования кислорода в ходе химических реакций.
2. Какой орган не относится к дыхательной системе:
А) Легкие
Б) Трахея
В) Легочная артерия
3. Одной из функций носовой полости является:
А) Задержание микроорганизмов
Б) Обогащение крови кислородом
В)Охлаждение воздуха
4. Основным источником кислорода на Земле является процесс:
Что называют жизненной емкостью легких?
Чему она равна у хорошо тренированных людей? ( 3500 см3 )
С помощью какого прибора она определяется?
Сегодня мы проверим емкость наших легких без помощи спирометра, а попробуем это сделать «относительно соседа» и с помощью воздушного шарика. У всех будет по три попытки. Итак, одним выдохом нужно заполнить шарик воздухом и сравнить объем шарика с соседними. (Вторая попытка после 10 приседаний). Это еще не все испытания. Не выпустив из шарика ни капли воздуха, нужно проделать несколько физических упражнений:
Максимально вытянуть вверх руку с шариком
На этой высоте переложить шарик в другую руку
На высоте взять шарик двумя руками и как можно больше прогнуться назад
Большое всем спасибо! У всех все здорово получилось!
7. Сообщения учащихся.
а) экологи
А сейчас поговорим немного о грустном.
1. Какие заболевания органов дыхания вы знаете?
2. Какие из них передаются по воздуху?
Мы знаем, что загрязненная атмосфера увеличивает количество случаев заболеваний органов дыхания человека.
Но почему и как наша атмосфера загрязняется?
Что можно предпринять для уменьшения загрязнения атмосферы?
Обратимся с этими вопросами к экологам, которые занимались изучением этих проблем.
Почему возникает заболевание пневмония (или в народе – «воспаление легких»)?
Ребята, а сейчас попробуйте объяснить факт, имевший место в истории (Зачитывание текста <Приложение4>).
б) специалисты нетрадиционных методов лечения
Сегодня на уроке мы с вами поговорим о нетрадиционных методах лечения органов дыхания, а именно, разговор у нас пойдет об «Ароматерапии». С докладом на эту тему выступят специалисты, которые занимаются изучением этого вопроса (Выступления учащихся с практическим применением макета печи, самовара,).
Доклад на тему «Ароматерапия»
Доклад на тему «Эфирные масла»
Выставка-реклама «Фито чай»
8. Итог урока.
Сегодня мы обсудили важные вопросы о взаимодействии горения, дыхания, фотосинтеза. Доказали отличие фотосинтеза и дыхания, дыхания и горения. Узнали новое о нетрадиционных методах лечения органов дыхания.