Учитель: Всем добрый день. Я приветствую вас на нашем мероприятии, посвященном Великой Отечественной войне. О войне 1941-1945 годов мы с вами, если уж говорить честно, знаем не много. Сегодня мы вспомним ваших ровесников, которые жили 70 лет назад, для которых война была не игрой, а жестокой и суровой былью. На войне было трудно всем: и солдатам, и их близким. Но особенно страдали дети. Они страдали от холода и голода. Теряли братьев и сестер, теряли родителей. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – фашистские застенки.
Слайды.2-6
Дети военных, огненных лет! Вы познали горечь потерь и утрат. Родина делала все, чтобы оградить вас от беды, уберечь и спасти. Вас везли по ледовой трассе из осажденного Ленинграда. Вас выносили на руках из-под развалин. С вами делились последним бойцы, уходившие в бой. Миллионы прошли через немецкие концлагеря. Вы день и ночь стояли у станка, чтобы заменить ушедших на фронт отцов и старших братьев.
Тысячи детей и подростков совершили в те годы подвиги. В боевую летопись страны навсегда внесены имена маленьких разведчиков и подпольщиков.
Слайд 8.Вспомним сегодня хотя бы немного,-
Давние грозные дни страны,
Вспомним мы с вами, дети и внуки,
Не перенёсшие той войны!
Выходят Данил и Марина.
Мальчик( 1ученик):
Рисуют мальчики войну,
Рисуют танки и «катюши».
Висят во всю листа длину
Снаряды толстые, как груши.
Девочка( 1 ученица):
Рисуют мальчики бои,
Что им, по счастью незнакомы
И берегут они свои
Огнем, кричащие альбомы.
Выходит хор, выстраивается.
Учитель: Ребята, несколько лет назад еще была такая организация как «Пионерия». В нее принимали ребят самых лучших в учебе, в поведении. И эти мальчишки и девчонки проявили себя как самые лучшие в годы той страшной войны.
108 имен пионеров, которые бесстрашно боролись с врагами Родины и совершили героические поступки в борьбе с фашистами, проявили лучшие черты характера: мужество, героизм, отвагу, находчивость.
Слайды 16-23. ( звучитпесня «Шумела гроза над землею…»)
Под звуки горнаВыходят 3 ученика: (Тимур, Слава, Карина)
Инсценировка о пионерах-героях.
(Тимур):Я, Валя Котик. Юный партизан-разведчик Великой Отечественной войны, Был связным и разведчиком в подпольной организации. Я узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. На моем счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту.
Слайд24: Валя Котик погиб от фашистской пули, выполняя боевое задание.
(Слава):Я, Марат Казей. В нашу деревню ворвались фашисты, школу превратили в казарму, поэтому я не пошёл в 5 класс. Когда маму повесили фашисты, я ушёл к партизанам и стал разведчиком.
Слайд 25:В одном из боёв сражался до последнего патрона и когда осталась одна граната, подпустил к себе фашистов и взорвал себя гранатой, а вместе с ним взорвались и несколько фашистских солдат.
(Карина): Я, Зина Портнова. Война застала меня на летних каникулах. Я стала участницей подпольной организации, распространяла листовки, вела разведку. Зимой 1943 года, когда я возвращалась с боевого задания, меня схватили фашисты.
Слайд26: Фашисты жестоко пытали Зину , но она не сказала им ни слова.
Выходят 4 ученика(Аделина, Катя, Наташа, Влад)
Слайд 27:.звучит музыка Фибиха «Поэма»
Стихотворение С. Михалкова
«Десятилетний человек»
Аделина:
Крест-накрест белые полоски
На окнах съежившихся хат.
Родные тонкие березки
Тревожно смотрят на закат.
И пес на теплом пепелище,
До глаз испачканный в золе.
Он целый день кого-то ищет
И не находит на селе.
Катя:
Накинув драный зипунишко,
По огородам, без дорог,
Спешит, торопится парнишка
По солнцу, прямо на восток.
Никто в далекую дорогу
Его теплее не одел,
Никто не обнял у порога
И вслед ему не поглядел,
Наташа: В нетопленой, разбитой бане,
Ночь скоротавши, как зверек,
Как долго он своим дыханьем
Озябших рук согреть не мог!
Но по щеке его ни разу
Не проложила путь слеза,
Должно быть, слишком много сразу
Увидели его глаза.
Влад:Слайд 28:Все видевший, на все готовый,
По грудь проваливаясь в снег,
Бежал к своим русоголовый
Десятилетний человек.
Он знал, что где-то недалече,
Быть может, вон за той горой,
Его, как друга, в темный вечер
Окликнет русский часовой.
И он, прижавшийся к шинели,
Родные слыша голоса,
Расскажет все, на что глядели
Его недетские глаза.
Слайды 29-33(сменяются)
Слово учителя:
Ребенок, прошедший через ужасы войны, не может остаться обычным ребенком. Кто отнял у него детство? Кто возвратит ему его? Что помнит он из пережитого и может рассказать? Но он должен рассказать! Потому что и сейчас где-то рвутся бомбы, свистят пули, горят дома!
После войны мир узнал немало историй о судьбах детей военного времени. Прежде чем рассказать об одиннадцатилетней ленинградской школьнице Тане Савичевой, напомню о судьбе города, в котором она жила. Страшной трагедией для нашей страны стала блокада Ленинграда.
С сентября 1941 г. по январь 1944, 900 дней и ночей Ленинград жил в кольце вражеской блокады. 640 тысяч его жителей погибло от голода, холода и артобстрелов. Склады продовольствия сгорели во время налетов немецкой авиации. Пришлось урезать рацион питания. Рабочим выдавали в день всего 250 г. хлеба, а служащим и детям и того меньше – всего 125 грамм.
Немцы рассчитывали, что ленинградцы перессорятся из-за хлеба, перестанут защищать свой город и сдадут его на милость врага.
Но они просчитались. Не может погибнуть город, если на его защиту встало все население и даже дети!
Таня Савичева не строила укреплений и вообще она не совершила никакого геройства, ее подвиг в другом. Она написала блокадную историю своей семьи…
Большая, дружная семья Савичевой спокойно и мирно жила на Васильевском острове. Но война отняла у девочки всех родных одного за другим. Таня сделала 9 коротких записей…
Слайд 34.
«Женя умерла 28 декабря в 12.00 1941 г.»
«Бабушка умерла 25 января в 3. ч. Дня 1942 г.»
«Лека умер 17 марта в 5 ч.утра 1942 г.»
«Дядя Вася умер в 2 ч. Ночи 14 апреля 1942 г.»
«Дядя Леша умер 10 мая 1942 г.»
«Мама умерла 13 мая 1942 г.»
«Савичевы умерли».
«Умерли все».
«Осталась одна Таня».
Всего 9 листочков записной книжки стали одним из символов трагедии блокадного Ленинграда.
Прошу всех почтить память павших в той чудовищной войне минутой молчания.(слайд 34-нажать: звучит метроном). Спасибо.
Учитель:слайд 35
Эта война не обошла стороной и Татарстан. Примером несгибаемого мужества, патриотизма и стойкости, символом борьбы с фашизмом не только для нашего народа, но и для народов всей Европы стал поэтический и гражданский подвиг нашего земляка Мусы Джалиля. Я уверена, его имя вы знаете по урокам родного языка. В годы Войны долгое время он провел в застенках тюрьмы Моабит.
Его стихотворение «Цветы» обращено к детям.
Слайд 36-37(Звучит музыка Шостаковича) (выходят Ксюша, Илья)
Ксюша:Цветы земли, цветы весны,--
Резвитесь, дети, смейтесь, дети!
Вы -- счастье, торжество страны
И вести о ее расцвете.
Быть может, брат ваш иль отец
Погиб во имя вашей воли,
Но вспоминал о вас боец
В последний миг на ратном поле.
Ласкайте вы цветы нежней,
Дышите, дети, вешней новью,--
Дарит вам радость мирных дней
Земля, напитанная кровью.
Илья :Вы -- дети матери-земли, Вам доля трудная досталась, На той земле вы расцвели, Что нашей кровью пропиталась.
О, как нам дорог ваш расцвет, Как вами родина гордится! Грядущих лет мы видим свет, Когда глядим на ваши лица,
Цветите каждый день и час, Мы вас приветствуем сердечно. Свободу гордую для вас Завоевали мы навечно.
Учитель:Проходят годы, но не забывается война. И в этом великая правда. Потому о войне надо говорить не только по праздникам.
65 лет назад окончилась Великая Отечественная война, но до сих пор во многих городах звучат выстрелы, взрываются бомбы, гибнут мирные люди, гибнут ДЕТИ!
Слайд 38:
Рената:
Войны не хотим мы нигде, никогда,
Пусть мир будет в мире везде и всегда.
Да будет светлой жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей –
Земле достаточно убитых!
Слайды 39-41.
Хор исполняет песню «Играют дети всей земли в войну».
Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!
Припев:
Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна
И как огонь с водой
Несовместимы,
Несовместимы
Дети и война!
Мы пушки сохраним, чтоб дать салют,
Стволы их станут трубами органа,
И в дружном хоре голоса сольют
Под мирным небом в песне мира страны!
Припев
Чтоб без войны все в мире жить могли,
Пусть льдины злобы и вражды растают!
Дружить давайте, дети всей земли!
Пусть наша дружба с нами вырастает!
Припев
Учитель:Мы должны чтить память павших в той войне, потому что залогом их бессмертия является наша память. Память нужна не только тем, кто выстоял, еще нужнее она - нам, молодым, чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир и какой ценой достигается свобода.
Я думаю, что наше мероприятие заставило кого-то задуматься о смысле жизни, о людях, которые окружают, любят и берегут нас, значит, не напрасно прошло время. Так радуйтесь солнцу, любите жизнь и творите добро!
Размещено Tue, 06/05/2014 - 23:30 пользователем Елена Александровна Критинина.
Елена Владимировна, весь материал который вы наработали- это огромная работа. Весь ход занятия это действительно связь поколений, воспитания мужества, героизма, примера, патриотизма и любви к Родине. Спасибо большое!!!
Комментарий был изменен с момента создания ([email protected], Tue, 06/05/2014 - 23:30).
На: Внеклассное мероприятие " Детство, опалённое войной"
Елена Владимировна, весь материал который вы наработали- это огромная работа. Весь ход занятия это действительно связь поколений, воспитания мужества, героизма, примера, патриотизма и любви к Родине. Спасибо большое!!!