Здравствуйте, ребята! Урок сегодня необычный, к нам пришли уважаемые гости, садитесь .
На предыдущих занятиях мы говорили о сказках А.С.Пушкина.
Мы почувствовали, что каждая строчка сказок Пушкина хранит частицу его души. Слова в них скупы, а чувства щедры.
Сегодня мы продолжим путешествие в мир пушкинского слова, в мир лирики. И работаем по стихотворению «Зимняя дорога».
Ребята, давайте вспомним, что такое лирика? (это стих-я, в которых отражаются чувства человека, его переживания.)
2. Ознакомление с темой и целью урока.
Слайд №1.
Ребята, посмотрите в окно. Что вы видите? Какое небо? (ветер раскачивает деревья, по небу плывут тяжелые свинцовые тучи)
Какое настроение вас наполняет ,когда вы смотрите в окно? ( грустное, безрадостное настроение)
СЛАЙД № 2
А теперь посмотрите на иллюстрации картин Шишкина, Поленова, Кустодиева.
- Какое настроение передают художники? ( у Шишкина и Кустодиева это морозное, чудесное , а у Поленова- грустное, серое)
К этим картинам мы еще вернемся на уроке русского языка.
Грустные настроение, холодные тона. Художники передали свое настроение, мысли, чувства в живописи
- А можно изобразить пейзаж в лирике?
- Встречались ли вы раньше со стихами Пушкина, в которые есть описание природы? / да, в начальной школе (мороз и солнце , день чудесный..)
Прочитайте внимательно тему урока и подумайте , о чем мы будем говорить?
( о стихотворении «Зимняя дорога», о том, как в нем Пушкин сумел
отобразить природу и внутренний мир человека)
Какие пушкинские строки вы вспоминаете , когда на дворе стоит Золотая осень?
Осенняя пора, очей очарованье,
Приятна мне твоя прощальная пора…
А зимой:
Вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.
Сегодня цель нашего урока- показать своеобразие пейзажной лирики поэта, его мастерство в создании картин зимнего пейзажа, как мог нарисовать Пушкин пейзаж словами.
Стихотворения, о которых мы будем сегодня говорить на уроке, относятся к Михайловскому периоду в жизни поэта. Подробно об этом периоде поэта мы будем говорить в старших классах.
3. Слайд №3.
Село Михайловское – псковское имение семьи Пушкиных. Именно сюда ссылает царь Пушкина . Это была его новая ссылка. Царское правительство, определив ее местом Михайловское, надеялось, что там, в глухой северной деревне, свободолюбивый поэт будет сломлен морально, а его вольнолюбивая муза наконец умолкнет.
Оторванный от друзей, от общества, отданный под унизительный надзор местных полицейских и духовных властей, Пушкин чувствовал себя вначале как в тюрьме. Свою жизнь в Михайловском он называет «нелепым существованием». Даже красота здешней природы, которую он любил и которой восторгался в первые приезды сюда, теперь в какой-то мере померкла для него.
- Послушайте стихотворение «Зимняя дорога», которое было написано здесь , в Михайловском.
- Слушайте это стих-ие и подумайте, какого цвета это стихотворение? (белое)
Звучит запись стихотворения «/Зимняя дорога» . ( 1мин 29 сек)
- Найдите строки , подтверждающие это настроение (печальные поляны,печальный свет ,По дороге зимней, скучной,Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит,сердечная тоска,Грустно, Нина: путь мой скучен)
- А у кого такое грустное настроение? Чей образ поэт создает на основе собственного жизненного опыта, чувств, ощущений, ожиданий и т.д., и закрепляет в произведении в преображенной форме? (лирический герой)
- какая зимняя дорога, по которой едет путник? При описании дороги используйте эпитеты. ( указать на доску) :Вспомните , что такоеэпитет?
(образное определение, подчеркивающее свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью )
( грустная, скучная, утомительная, тоскливая)
- правильно , а какие чувства разбудила в душе лирического героя песня ямщика? Найдите строки в стихотворении. (Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска…/)
- Молодцы. А подберите синоним к слову « родное».
Ученики называют синонимы
Слайд № 7
(на слайде появляются слова родина, народ, природа, родник, родня)
Сл. Учителя : Действительно, лирика Пушкина роднит человека с природой. Когда мы слышим его лирические строки, мы понимаем, что человек- частичка природы)
- А что для героя родное? ( для героя родное- это Родина, природа, душа. )
Вывод-обобщение: Да, безусловно, в песне ямщика воплощается основное состояние русской души: разгулье удалое, тоска сердечная. Мы с вами подошли, пожалуй, к самому важному в понимании стихов Пушкина- к изображению внутреннего мира человека, его переживаний.
Вспомните тему урокаСлайд № 8. (Изображение действительности и внутреннего мира человека)К какой ее части мы приблизились?- Изображение внутреннего мира человека
А наше настроение, т.е. внутреннее наше состояние , зависит от природы?
(конечно, когда светит солнце, улыбается природа и наше настроение становится бодрым, восторженным, игривым, радужным)
Так как же Пушкин изображает внутренний мир человека?
Слайд № 9
-почему песня ямщика грустная, тоскливая? ( потому что жизнь была такая тяжелая. Посмотрите на дату написания стихотворения- 1826год- в России еще существует крепостное право, т.е. крестьяне находились в рабской зависимости и Пушкин хотел свободы своему народу , отсюда и переживания лирического героя.
Русский публицист Белинский говорил об А.С. : Поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русский характер… )
- Ребята, найдите слова, которые подтверждают единство состояния человека и природы. (скучно, грустно)
-а как называются эти изобразительно-выразительные средства, мы о них уже вспоминали сегодня ( эпитеты)
-обратите внимание , как поэт описывает луну: На печальные поляны
Льёт печальный свет она
, т.е. неживая природа изображается как живая. Как называется такое изобразительно-выразительное средство? ( олицетворение)
-почему о луне сказано, что она «пробирается»? ( луна сравнивается с путником, у которого нет нет свободы в пути)
-ребята, прочитаем 1-е четверостишие. Какие однокоренные слова встречаются в ней? ( печальные, печально) а почему Пушкин дважды их употребляет? ( они помогают понять душевное состояние путешественника)
Ребята, обратите внимание, какими словами начинаются 1-е четыре строкистихотворения? (СКВОЗЬ ВОЛНИСТЫЕ ТУМАНЫ ПРОБИРАЕТСЯ ЛУНА, НА ПЕЧАЛЬНЫЕ ПОЛЯНЫ ЛЬЁТ ПЕЧАЛЬНО СВЕТ ОНА. )
А теперь найдите заключительные строки стихотворения , какими оно заканчивается? (Грустно, Нина: путь мой скучен, Дремля смолкнул мой ямщик, Колокольчик однозвучен, Отуманен лунный лик.)
Что в них общего? Чем объединены эти строки? ( общей темой, т.е. стихотворение строится как по кольцу)
Слайд №12.
Вот , когда произведение заканчивается теми же картинами, событиями, образами, какими и начинается, оно имееткольцевую композицию.
Вывод-обобщение:
Итак, стихотворение называется «Зимняя дорога». А какая она? ( долгая)
- как вы понимаете значение «долгая»? ( долгая песня ямщика- значит длинная, долгозвучная)
- а почему стихотворение названо «зимняя дорога»? Ведь большая его часть посвящена изображению не столько картин природы, сколько раздумьям человека, его внутреннему состоянию. ( в стихотворении изображена зимняя дорога, занесенная снегом, названа так потому, что именно долгая зимняя дорога наводит человека на грустные мысли и заставляет его размышлять о жизни)
-вспомните, в какое время для самого Пушкина было написано это стихотворение? ( во время ссылки в Михайловское, одним словом, когда поэт испытывал жизненные невзгоды. В этом стихотворении в образе дороги показана дорога человека.)
- Но дорога не потеряна, а обозначена она именно верстами:
Ни огня, ни чёрной хаты…
Глушь и снег…Навстречу мне
Только вёрсты полосаты
Попадаются одне.
- какова идея стихотворения «Зимняя дорога»? Продолжите предложение:
« Рисуя природу, А. С. Пушкин изображает … (внутренний мир лирического героя. Природа переживает, грустит, потому что переживает и грустит человек).
5. Вывод. Слово учителя.
Путь лирического героя, как и путь самого поэта, непрост, но, несмотря на грустные настроения, произведение полно надежды на лучшее. Жизнь делится на чёрные и белые полосы, как и верстовые столбы в стихотворении Пушкина. Поэтический образ “полосатых вёрст” - это поэтический символ, олицетворяющий собою “полосатую” жизнь человека
6. Выразительное чтение.
Ребята ,как читается это стихотоврение? Вспомните, как читал его мастер слова? С каким настроением? (Грустно,потому что слова подталкивают нас к этому.)
Прочитайте про себя и приготовьтесь к выразительному чтению( 15-30 сек)
Кто желает прочитать это стих-е? ( один человек выходит к доске)
Ребята, а вы внимательно слушайте.
У доски читает один ученик.
- ребята, передала (л) ли …. То настроение, которым проникнуто все стих-е?