3.Закреплять умения и навыки анализа, самоанализа и синтеза.
4.Воспитывать аккуратность в работе.
Оборудование для учащихся: учебник (см. приложение к уроку 1), дидактическая карточка с заданием (см. приложение к уроку 2), лист писчей бумаги, альбомный лист, цветной картон, цветная бумага, простой карандаш, ножницы, клей, салфетка для рук.
Ход урока
I.Вступительная часть.
1.Приветствие.
2.Организация рабочего места.
II.Основная часть.
1.Постановка проблемы урока.
- Ребята, сегодня на уроке нам предстоит выяснить «Что такое симметрия?», «Что такое ось симметрии?», «Как симметричность проявляется в окружающих нас предметах и рисунках».
2. Введение в проблему.
На столах у учащихся листы тонкой писчей бумаги, простые карандаши, ножницы.
-Возьмите лист в левую руку за линию сгиба (учитель демонстрирует).
-Вырежьте любую фигуру так, чтобы линия брала своё начало от сгиба и заканчивается около него.
-Разверните.
-Что вы скажете о получившихся половинках? (они одинаковые)
-Правильно, они в точности похожи друг на друга. Это явление называют симметрией.
- А равные части, половинки - симметричные части изображения.
Обсуждение.
3. Работа по учебнику.
-Рассмотрите рисунки на странице 34.
-Какое изображение вам кажется симметричным, какое несимметричным? Попробуйте доказать.
-Посмотрите вокруг себя. Какие предметы (природные и рукотворные) симметричные? (Дети приводят примеры с доказательствами.)
(Примечание.Один и тот же предмет в разных ракурсах может казаться симметричным или несимметричным (например, чашка). Из природных материалов большинство (листья растений, цветы) не имеют полной симметрии, но близки к ней. Поэтому этот момент можно обсудить на наглядных предметах и демонстрационном материале, приготовленном учителем).
Промежуточное обобщение.
Если предмет имеет равные половинки, то можно сказать, что он симметричный.
-Что вам приятнее - порядок или беспорядок, хаос? Целая вещь или имеющая отломанную часть?
-Обратите внимание: когда предмет отличается согласованностью, гармонией всех частей, на него приятно смотреть. Стремление к гармонии, то есть к ладу, устойчивости, равномерности, красоте, - естественная потребность человека.
Обсуждение.
-При обсуждении симметричности реальных предметов дети не могут достоверно доказать симметричность. Поэтому учитель подводит учащихся к открытию способа проверки симметричности плоскостного изображения.
-Дети, сейчас мы с вами определяли симметричность предметов «на глазок». А кто догадается, как доказать симметричность и всегда ли это можно сделать? (Дети выдвигают свои варианты ответов.)
Учитель подводит учеников к выводу, что симметричность объемных предметов в реальности почти невозможно точно проверить, но можно установить симметричность плоских фигур или рисунков.
4.Проведение практического исследования.
Проведение исследования, предложенного в учебнике на с. 34. Задания читает учитель. Учащиеся выполняют практическую работу, наблюдают, рассказывают о своих наблюдениях. Учитель обращает их внимание на линию сгиба. Сообщает, что линия сгиба в симметричных фигурах называется осью cиммeтpии (словосочетание ось cиммeтpии записывается на доске).
-Покажите симметричные предметы. Покажите у них ось симметрии.
-Покажите несимметричные предметы? У них есть ось симметрии? Можно ли назвать линию сгиба в несимметричных предметах осью симметрии? Почему нет?
Работа по учебнику. Детям предлагается выполнить задание на с. 35. Внимание обращается на симметричность или несимметричность формы предметов и рисунков на них. Один и тот же предмет может быть симметричен по форме, но иметь несимметричный рисунок.
Обобщение.
Какой предмет можно назвать симметричным? В чем проявляется симметрия в живой природе, например у растений? Как можно доказать симметричность предмета или рисунка? Каких предметов больше в рукотворном мире?
5.Физ. минутка.
6.Инструктаж учителя с поэтапным показом выполнения аппликации.
1 группа учащихся слушает инструктаж, 2 группа (в парах) – повторяет правила безопасной работы ножницами, затем меняются.
7.Выполнение практической работы учащимися.
Целъ: закреплять знания о симметрии; развивать внимание, пространственные представления, образное мышление, творческие способности.
Детям предлагается выполнить творческое задание. Дидактическая карточка №8 (см. приложение к уроку 2).
8.Выставка работ учащихся.
После завершения работы обсуждаются и оцениваются точность выполнения предложенных условий, а также общий вид композиций.
III. Итоговая часть.
Ребята, у вас на столах много разных вещей.
Найдите одну вещь, связанную с темой сегодняшнего урока.
Попробуйте объяснить свой выбор.
IV. Задание на дом(не требует обязательного исполнения каждым ребёнком - только по желанию и возможностям): изготовить аппликацию с использованием вырезанных деталей и добавлением новых.