Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей.
«Центр дополнительного образования детей»
Гусь – Хрустального района.
Программа рассчитана на детей в возрасте 11 – 15 лет.
Срок реализации: 5 лет.
Автор программы: педагог дополнительного
образования первой категории
Крылова Т.В.
ФИЛИАЛ ЦДО –Аксеновская с.ш.
Объяснительная записка
В настоящее время в системе мер по охране окружающей среды природоохранное воспитание, и формирование экологического мировоззрения приобретают особое значение. Актуальность экологического образования вызвана настоящей экологической обстановкой в нашем регионе и на планете в целом. Из источников информации известно, что экологическая обстановка постепенно ухудшается из-за того, что большинство людей нарушают законы природы; не знают основных источников ухудшения экологической обстановки в своем регионе, и только незначительная часть населения систематически осознанно участвует в практической деятельности по охране природы. Поэтому экологическое образование предполагает педагогически целенаправленное воздействия на учащихся, в процессе которого они усваивают научные основы проблем взаимодействия общества и природы, овладевают знаниями и практическими умениями, навыками по оптимизации воздействия на окружающую среду в различных видах деятельности.
В экологическом образовании и воспитании выделяется важное значение экологическому краеведению. Так как оно поможет учащимся реально познать природу своего края, выявить взаимосвязи с ней населения в прошлом и настоящем, определить местные экологические проблемы, осуществить поиск и практическую реализацию доступных для ребят путей их решения. Данное направление имеет две взаимосвязанные стороны – познание и преобразование природы родного края. Именно такой подход позволит реализовать программу кружка, которая рассчитана на учащихся с 5 по 9 классы.
Кружок поможет учащимся систематизировать базовые знания по биологии, овладеть экологической культурой, природоохранной грамот-
ностью, познать краеведческий материал
Цели и задачи.
Цель программы: воспитание у детей убежденности в необходимости изучения и охраны природы своего края; формирование экологического понятия о целостности природных комплексов родного края, их динамики и путях рационального использования.
Задачи:
- усвоение научных знаний о природе, которые могут быть использованы для охраны и приумножения ее богатства;
- овладение нормами правильного поведения в природной сфере;
- развитие потребности общения с природой.
- формирование у детей некоторых интеллектуальных умений (анализ и оценка фактов экологического характера, установление причинно – следственных зависимостей, формулировка выводов);
- активизация деятельности по улучшению природной и преобразованной среды.
Данный курс поможет учащимся овладеть базовым биологическим образованием, экологической культурой, природоохранной грамотностью, более полно познать свой край.
Программа занятий в кружке придерживается основных методологических направлений современной науки. В ее сторону положены теоретические, лабораторные, практические работы, наблюдения в природе, работа с научно-популярной литературой, определениями, справочниками, составления отчетов, подготовка докладов, проведение исследований и экскурсий.
Но главный принцип программы - экскурсионно-практический, так как экология – это наука, в которой главное место занимают наблюдения и эксперименты в природе.
Основным содержанием экскурсий, походов первого года обучения являются наблюдения и выполнение практических исследований в природе, а также природоохранная деятельность и пропаганда охраны природы. При проведении экскурсии следует:
- обратить внимание на памятники природы своего края;
- показать примеры рационального и нерационального природопользования;
- обучать навыкам поведения в природе.
Для практических исследований следующего периода обучения
проводить наблюдения лучше на постоянных пробных площадках и изучать объекты живой природы на учебной экологической тропе. Такая работа позволит поставить многолетний эксперимент в природе.
И в последний год занятий проводятся исследования экологической обстановки своего края, которые помогут учащимся на основе выводов предложить свои методы по охране окружающей среды.
Результатом работы кружка являются знания биологических, экологических, экономических особенностей своего края;
1-й год обучения – явления живой и не живой природы, многообразие растений и животных, условия их жизни в нашем крае; место и роль человека в природе; меры по охране природы.
2-й год обучения – строение и жизнедеятельность растений, взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах; охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране.
3-й год обучения – основные виды животных своей местности, их особенности; значение животных в природе и жизни человека; законы об охране животного мира.
4-й год обучения – особенности строения органов, систем органов; об отрицательном воздействии на организм вредных привычек и загрязнение окружающей среды; правила гигиены; приемы оказания первой до врачебной помощи при несчастных случаях.
5-й год обучения – особенности антропогенного воздействия на природу и его последствия.
Умения: проводить описание природных территориальных комплексов родного края; устанавливать причинные связи в природе и в связи с деятельностью человека; овладевать навыками полевых наблюдений и обработка результатов наблюдений; поставить эксперимент или опыт в природе и провести его анализ, овладение лекторской, пропагандистской работой по охране природы, овладение правилами поведения в природе.
«Чем встретить новое столетье?
Решает каждый для себя:
Хрустально чистого водою,
Веселым пением скворца,
Полями с утренней росою,
Орлом, смотрящим в небеса».
Учебно- тематический план
Первый год обучения
№ п/п
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Форма проведения
|
1.
|
Геологическое прошлое и настоящее нашего края
|
2
|
Лекция
|
2.
|
Физико- географическая характеристика местности д.Аксеново
|
2
|
Практическая работа
|
3.
|
Времена года.
|
2
|
Лекция
|
4.
|
Природа родного края.
|
4
|
Лекции, экскурсии
|
5.
|
Животный и растительный мир местности. Конкурс рисунков.
|
3
|
Выставка рисунков
|
6.
|
Природные комплексы.
|
2
|
|
7.
|
Охраняемые природные территории. Выставка рисунков «Охрана природы».
|
2
|
Выставка рисунков
|
8.
|
Национальный парк «Мещера». Экскурсия в п. Уршельский.
|
6
|
Экскурсия
|
9.
|
МЭА «Марш парков»
|
4
|
Практическая работа
|
10.
|
МЭА «Мы чистим мир» облагораживание родника д. Бараново
|
3
|
Практическая работа
|
11.
|
|
2
|
Практическая работа
|
12.
|
Поход по местной экологической тропе. Летние задания. Итоги.
|
6
|
Поход
|
1 час в неделю – 36 часов.
«Давай пройдемся медленно по лугу
И «здравствуй» скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А, чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать».
Второй год обучения
№ п/п
|
Тема
Введение
|
Кол-во часов
|
Форма проведения
|
1.
|
Бактерии. Водоросли. Лишайники. Грибы.Растительный мир планеты.
|
1
|
Лекция
|
2.
|
Представители флоры в нашем крае.
|
1
|
Лекция
|
3.
|
Ранообразие лишайников в нашем крае
|
1
|
Практическая работа
|
4.
|
Жизнь водорослей в местном пруду
|
1
|
Практическая работа
|
5.
|
Знакомство с многообразием грибов
|
1
|
Поход за грибами в лес с родителями
|
6.
|
Представители высших растений
|
1
|
Практическая работа гербарием местных растений
|
6.
|
Всего
|
6
|
7.
|
Морфология
|
8
|
|
8.
|
Вегетативные органы растений.
|
1
|
Лекция
|
9.
|
Корни. Корневые системы. Видоизменения корней.
|
1
|
Практическая работа с гербарием
|
10.
|
Побег. Видоизменения побегов. Составление альбома растений с видоизменеными побегами, растущими нашей месности.
|
1
|
Практическая работа
|
|
|
|
11.
|
Стебель
|
1
|
Практическая работа с гербарием
|
№ п/п
|
Почки и листья. Оформление альбома рисунков листьев растений, растущих на территории населенного пункта д.Аксеново
|
2
|
Практическая работа
|
|
|
Лекция.Игра.
|
12.
|
Генеративные органы растений.Мир цветов нашей местности
|
2
|
13.
|
Знакомство с определителями растений флоры Владимирской области. Работа с гербарием.
|
3
|
Практическая работа
|
14.
|
Особенности растений местных водоемов и увлажненных мест
|
5
|
|
15.
|
Разнообразие растений местных водоеов
|
1
|
Практическая работа
|
Жизнь растений зимой.
|
7
|
|
16.
|
Процессы жизнедеятельности растений в зимний период.
|
|
|
17.
|
Жизнь хвойных деревьев и кустарников нашей местности.
|
1
|
Заочная экскурсия в хвойный лес.
|
18.
|
Приспособление почек и молодых побегов к перенесению зимних холодов. Как определить деревья и кустарники в безлистном состоянии в школьном парке.
|
2
|
Экскурсия-практикум в школьном парке
|
19.
|
Заготовка черенков плодовых деревьев и кустарников в домашнем саду, наблюдение за распусканием почек. Оформление дневника наблюдений. Итоги по теме.
|
4
|
Фенологические наблюдения
|
Сорные растения нашей местности.
|
4
|
|
20.
|
Происхождение, места распространения, приспособление к жизни рядом с культурными растениями. «Знакомство с сорной растительностью в поле, по обочинам дорог, по лесным тропинкам».
|
|
|
2
|
Заочная экскурсия. Работа с гербарием.
|
№ п/п
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Форма проведения
|
21
|
Экологические проекты «Своевременные безвредные методы борьбы с сорной растительностью в сельском хозяйстве, на огороде. Использование таких растений в медицине».
|
2
|
Практическая работа
|
Весенние явления в жизни растений нашего края.
|
7
|
|
22
|
Начало сокодвижения у деревьев, набухание почек, цветение деревьев.
|
3
|
Фенологические наблюдения
|
23.
|
Ранецветущие травянистые растения нашего края. Их охрана
|
2
|
Праздник цветов
|
24.
|
Составление альбома рисунков и фотографий растений во время цветения.
|
2
|
Практическая работа
|
Хозяйственно-ценные растения местной флоры.
|
4
|
|
25.
|
Пищевые, лекарственные, ядовитые растения, их польза и вред, декоративные растения, используемые в озеленении.
|
2
|
|
26.
|
Правила сбора лекарственных трав местности. Сбор лекарственного сырья в конце весны, начала лета.
|
2
|
Практическая работа
|
Охрана растений в нашем крае.
|
13
|
|
27.
|
Красная книга флоры России.
|
1
|
|
28.
|
Охрана растений на территории Национального парка "«Мещера". Красная книга растений Владимирской области. Составление альбома.
|
6
|
Практическое занятие
|
29.
|
Определение охраняемых растений на местности. Т/б.
|
4
|
Экологическая тропа
|
30.
|
Составление экологических проектов по охране растений нашей местности.
|
2
|
Практическое занятие
|
№ п/п
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Форма проведения
|
Практическая работа на пришкольном участке по охране, разведению, выращиванию растений.
|
7
|
|
1.
|
Выращивание рассады томатов, огурцов, декоративных растений в школьной теплице. Закладка летних опытов.
|
7
|
Практическая работа
|
2 часа в неделю. Всего 72 часа.
«Не разрушать родной природы,
Не загрязнять бы небеса,
Не отнимать у братьев меньших
Морской простор, поля, леса».
Третий год обучения
№ п/п
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Форма проведения
|
1.
|
Что общего и в чем различие растений и животных.
|
1
|
Лекция
|
2.
|
Животные-обитатели нашего края. Виды животных, обитающие на территории Национального парка «Мещера».
|
1
|
Лекция
|
3.
|
«Наблюдение за животными осенью» т/б № 25. Итоги по теме.
|
3
|
Экскурсия
|
Беспозвоночные.
|
1
|
|
4.
|
Простейшие. Кишечно-полостные. Обитатели местных водоемов их значение для человека.
|
1
|
Лекция
|
Черви.
|
6
|
|
5.
|
Ресничные черви. Черви-поразиты. Как сохранить свое здоровье.
|
1
|
Лекция
|
6.
|
Значение пиявок в медицине.
|
|
|
7.
|
Червь «Старатель», информация об областном конкурсе «Дождевые черви и плодородие почв».
|
1
|
Лекция
|
8.
|
Наблюдение за поведением дождевого червя. Их значение, охрана. Участие в районном конкурсе «Дождевые черви». Итоги по теме.
|
4
|
|
№ п/п
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Форма проведения
|
Моллюски.
|
3
|
|
9.
|
Наземные улитки. Моллюски, обитающие в местных водоемах. Их значение и охрана.
|
1
|
Оформление альбома
|
10.
|
Проект искусственного водоема и его обитателей. Итоги по теме
|
2
|
Практическая работа.
|
Членистоногие.
|
7
|
|
11.
|
Раки в реке Колпь.
|
1
|
Лекция
|
12.
|
Паукообразные, обитатели нашего края. Их значение и охрана.
|
1
|
Оформление альбома.
|
13.
|
Наблюдение за поведением паука-крестовика.
|
1
|
Практическая работа (из летних наблюдений)
|
14.
|
Насекомые нашего края. Их значение, охрана.
|
1
|
Конкурс рисунков
|
15.
|
Урок-игра «Не топчите бабочек ногами».
|
1
|
Урок-игра
|
16.
|
Проект муравейника. Итоги по теме.
|
2
|
Практическая работа
|
Позвоночные. Рыбы.
|
5
|
|
17.
|
Представители костных рыб в местной реке Гусь.
|
1
|
Заочная экскурсия
|
18.
|
«Берегите, охраняйте, увеличивайте рыбные запасы».
|
1
|
Устный журнал
|
19.
|
Устройство аквариума с карасями из местного пруда. Итоги по теме.
|
3
|
Практическая работа
|
Земноводные.
|
5
|
|
20.
|
В воде и на суше – жизнь земноводных в нашей местности.
|
1
|
Лекция
|
21.
|
«Тритона под охрану». Урок-игра.
|
1
|
Урок-игра
|
22.
|
«Царевна-лягушка». Урок-игра.
|
1
|
Урок-игра.
|
23.
|
Составление альбома о земноводных нашего края, их значение для человека и в природе, охрана редких видов. Итоги по теме.
|
2
|
Практическое занятие
|
Пресмыкающиеся.
|
2
|
|
24.
|
Ящерицы, змеи на лугу, в лесу.
|
1
|
Лекция
|
25.
|
«Если встретили гадюку…». Первая помощь при укусе гадюки. Итоги по теме.
|
1
|
Просмотр фильма, летние наблюдения
|
№ п/п
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Форма проведения
|
Птицы.
|
16
|
|
26.
|
Мир пернатых в нашем крае.
|
1
|
|
27.
|
Наблюдение за птицами. Подкормка птиц на площадке.
|
2
|
Практическая работа
|
28.
|
«День птиц».
|
5
|
Праздник
|
29.
|
Задание из Союза Охраны Птиц России, «Музея природы».
|
6
|
Практические задания
|
30.
|
Редкие виды птицы нашего края. Коростель. Составление альбома. Итоги по теме.
|
2
|
Практическое занятие
|
Млекопитающие.
|
17
|
|
31
|
Калейдоскоп о зверях нашей местности.
|
1
|
Творческие работы учащихся
|
32.
|
Бегуны и прыгуны в нашем лесу. Жизнь ежа.
|
1
|
Семинар
|
33.
|
Удивительный мир крылатого зверька летучей мыши.
|
1
|
|
34.
|
Звери строители – бобр. Выхухоль в нашем крае.
|
1
|
Лекция
|
35.
|
Жизнь лося.
|
1
|
Лекция
|
36.
|
Значение грызунов. Вся информация о крысах.
|
1
|
Лекция
|
37.
|
Наши домашние животные. Праздник рыжего кота.
|
1
|
Урок-игра
|
38.
|
Наблюдение за животными в лесу по их следам. Экскурсия.
|
2
|
Практическое занятие. Экскурсия
|
39.
|
Составление альбома «Возьмем под охрану редкие виды животного мира Владимирской области». Итоги по теме.
|
2
|
Практическая работа
|
40.
|
Поход по местной экологической тропе.
|
6
|
Поход
|
41.
|
Конференция с защитой работ «Смотр знаний по курсу «Животный мир Мещеры».
|
|
|
42.
|
Практические занятия по охране животных, огораживание муравейников, площадки для подкормки птиц и т.д.
|
7
|
|
2 часа в неделю. Всего 72 часа.
«Здоровое тело-продукт
здравого рассудка» (Б. Шоу)
Четвертый год обучения.
№ п/п
|
Тема
|
Кол–во часов
|
Форма проведения
|
Введение
|
1
|
|
1.
|
Как сохранить свое здоровье? Составление экологического проекта «Формула молодости».
|
1
|
Практическое занятие
|
Органы чувств. ВНД. Нервная система. Строение и физиология.
|
2
|
|
2.
|
Шум в нашей деревне. Тест на определение остроты слуха.
|
1
|
Практические занятия
|
3.
|
Игра «Зачем человеку нос». Итоги по теме.
|
1
|
|
Опора и движение.
|
2
|
|
4.
|
Опорно-двигательная система. Как определить плоскостопие? Меры профилактики.
|
1
|
Домашние практические занятия. Консультации у врача.
|
5.
|
Первая медицинская помощь при вывихе, растяжении, переломе. Итоги по теме.
|
1
|
Практическая работа
|
Кровь. Кровообращение.
|
4
|
|
6.
|
Система кровообращения. Как измерить давление? Пульс.
|
1
|
Практическое занятие
|
7.
|
Иммунитет. Иммунодефицит. «СПИД-чума XX в.».
|
2
|
Фильм
|
8.
|
Первая помощь при кровотечениях. Итоги по теме.
|
1
|
Практическая работа
|
Дыхание.
|
4
|
|
9.
|
Система дыхания.
|
1
|
|
10.
|
«Курить - здоровью вредить». Вечер.
|
2
|
Вечер
|
11.
|
Как сделать искусственное дыхание. Итоги по теме.
|
1
|
Практическая работа
|
Пищеварение.
|
3
|
|
12.
|
Система пищеварения. Режим питания школьника.
|
1
|
|
13.
|
О чем расскажет этикетка товара. Е-?
|
1
|
Практическая работа
|
№ п/п
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Форма проведения
|
14.
|
Ядовитые и полезные грибы в нашей местности. Первая помощь при отравлениях. Итоги по теме.
|
1
|
|
Кожа.
|
2
|
|
15.
|
Покровы тела. Закаливание организма.
|
1
|
|
16.
|
Гигиена и косметика. Составление рецептов экологически чистых косметических средств, на основе лекарственных трав нашей местности. Итоги по теме.
|
1
|
Практическое занятие
|
Железы внутренней секреции.
|
2
|
|
17.
|
Железы в организме человека.
|
1
|
|
18.
|
Щитовидная железа. Дефицит йода у жителей Владимирской области. Итоги по теме.
|
1
|
|
Размножение и индивидуальное развитие.
|
4
|
|
19.
|
Система размножения.
|
1
|
|
20.
|
Гигиена девушек, юношей. Психологические основы взаимоотношения полов.
|
1
|
Беседа фельдшера по группам
|
21.
|
Взаимодействие человека с окружающей средой.
|
1
|
Лекция
|
22.
|
Роль антропогенных факторов в изменение окружающей среды непосредственно в районе школы. Итоги по теме.
|
1
|
Экскурсия в парк
|
Декады здоровья
|
10
|
|
23.
|
Праздник чаепития «За чашкой фиточая». Правила сбора лекарственных трав.
|
2
|
|
24.
|
Спортивные игры
|
8
|
Игры на воздухе
|
25.
|
Праздник здоровья
|
2
|
Праздник
|
1 час в неделю. Итого 36 часов.
«В конце концов, жизнь – это отношения
между организмом и внешней средой» (К. Бернар)
Пятый год обучения.
№ п/п
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Форма проведения
|
1.
|
Основные формы организации жизни. Экологические факторы.
|
1
|
|
2.
|
Среда и организм.
|
1
|
|
3.
|
Экологические системы. Экосистемы в нашей местности. Популяции.
|
2
|
Экскурсия
|
4.
|
Биоцинозы.
|
2
|
|
5.
|
Экологический проект «Биоценозы нашей местности».
|
2
|
Практическая работа
|
6.
|
Экологический подход к охране редких видов и мест их обитания.
|
2
|
Составление и реализация экологических проектов
|
7.
|
Общая информация о международных экологических акциях.
|
2
|
Лекция
|
8.
|
Составление экологических проектов по экологическим акциям, проводимым в школе.
|
6
|
Практическая работа
|
9.
|
Особенности охраны природы в нашей местности
|
3
|
Составление и реализация экологических проектов
|
10.
|
Практическая работа: «Анализ воды из водопровода и родника д. Аксеново».
|
3
|
Практическая работа т/б
|
11.
|
«Анализ воды в местном пруду, реке (д. Аксеново, д. Окатово, д. Уляхино, п. Красный Октябрь).
|
3
|
Практическая работа т/б
|
12.
|
«Автомобиль в деревне: проблемы и поиски решения». Анкетирование для владельцев автомобилей.
|
3
|
Практическая работа т/б
|
13.
|
Собеседование по результатам работ
|
2
|
|
Итоги.
|
|
|
14.
|
Конференция в школе с приглашением учителей естественных наук и представителя НП «Мещера». «Смотр знаний по исследованию воды и воздуха в нашей местности»
|
2
|
Конференция
|
15.
|
Выставка творческих работ по составлению экологических проектов.
|
2
|
Выставка в кабинете биологии
|
1 час в неделю. Итого: 36 часов.
Формы оценки результативности обучения:
- составление и защита экологических проектов, других творческих работ на основе наблюдений, эксперимента,
- оформление альбомов по итогам занятий,
- участие в МЭА,
- конкурсы, викторины, выставки, конференции,
- тестирование.
Список литературы
1. С.А. Молис «Книга для чтения по зоологии». М.: Просвещение, 1986 г.
2. О.Г. Хинн «Я познаю мир». Детская энциклопедия. ООО «Фирма» Издательство АСТ, 1998 г.
3. Д.И. Трайтах «Книга для чтения по ботанике». М.: Просвещение, 1985 г.
4. В.Н. Кузнецов «Экология России». Хрестоматия. АО «МДС», 1995 г.
5. А.Н. Захлебный «Книга для чтения по охране природы». М.: Просвещение, 1986 г.
6. И.В. Вахромеев «Определитель сосудистых растений Владимирской области». Владимир, 2002 г.
7. А.А. Яхонтов «Зоология для учителя». М.: Просвещение, 1985 г.
8. Н.М. Гразкова «Определитель растений Мещеры». М.: Издательство Московского университета.
9. «Азбука природы» Ридерз Дайжест.
10. А. Пичугин и Энн Смит «Впечатления о Мещере». Отделение Наук об Окружающей Среде Хартфорширского Университета.
11. Журналы «Биология в школе».
12. Журналы «Новости в мире птиц». М.: Союз Охраны птиц России.
13. М.П. Сотникова «Ходьба для здоровья». Издательство «Физкультура и спорт», 1983 г.
14. «Анатомия человека».
15. Е.Н. Мурграф «Изучение земноводных и пресмыкающихся Владимирской области». Методическое пособие. Муром-Владимир, 2001 г.
16. Игонин «Дождевые черви».
Результативность.
1. Благодарственное письмо за участие в конкурсе «Дождевые черви и плодородие почв» 2003 г. От департамента Сельского хозяйства и плодородия, Администрации Владимирской области.
2. Диплом участника конкурса «Журавушка-2003» от Вице-президента Рабочей Группы по журавлям Евразии.
3. Благодарность кружку «Юные экологи нашего края» за практическую работу о журавлях от Союза Охраны Природы «Чилим» г. Гороховец 2003г.
4. Грамота НП «Мещера» за работу в летней экспедиции «Юные исследователи Мещеры» 2004 г.
5. Почетная грамота НП «Мещера» за участие в фотоконкурсе «Красота Мещеры» 2004 г.
6. Благодарность от Союза Охраны птиц России г. Москва 2003, 2002, 2001, 2000г.г.
|