Официальный сайт tali-sk 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Авторская программа элективного курса "Элементы начертательной геометрии и инженерной графики" 9 класс

Submitted by Надежда Александровна Шаронова on чт, 29/04/2010 - 20:50
Данные об авторе
Автор(ы): 
Шаронова Надежда Александровна
Место работы, должность: 
МОУ- СОШ №20, учитель ИЗО, технологии
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное профессиональное образование
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Черчение
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
программа
Краткое описание ресурса: 
авторская программа, утверждена в ИНПО г. Наб.Челны в 2006г, содержит пояснительную записку, календарно- тематический план, критерии оценок и т.д.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Технология»   (Москва, «Учитель»,2008г.), в соответствии с учебным планом МОУ - СОШ №20 г.Альметьевск.   Содержание   образовательной программы разработано на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования  разработанного в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования; одобренного решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 9 марта 2004 г. № 1312 .

 

Курс разработан  для учащихся 9х предпрофильных классов. Рассчитан на 12 часов (2 часа в неделю), ориентирован на перспективу определения учащимися профиля обучения в старших классах.

 

Программа составлена в соответствии с основными концептуальными представлениями о содержательном наполнении образовательной области «Технология».

В России на ближайшие 50 лет приоритетным направлением становится развитие наукоемких и высокотехнологических производств, поэтому возникает потребность привлечения в сферу науки, техники и производства большого числа работников, которые должны обладать хорошо развитыми пространственными представлениями. Учитывая, что большое количество выпускников школ начинают свою трудовую деятельность в различных сферах производств, технического сервисного обслуживания, возрастает роль предметов  «Инженерная графика» и «Начертательная геометрия» как общеобразовательных предметов, так как они развивают и систематизируют пространственные представления школьников в процессе изучения трехмерных объектов и получения графических знаний о методах и правилах отображения информации.

Большое значение графический язык приобретает в рамках национальной доктрины образования Российской Федерации, стратегические цели которой тесно связаны с задачами экономического развития страны и утверждения ее статуса как мировой державы в сфере культуры, науки, высоких технологий. Решить поставленные задачи невозможно, если школьное образование не обеспечит должный уровень графической подготовки выпускников.

Наметился и активно разрабатывается информационный подход, сущность которого состоит в том, что графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке, технике, искусстве, содержащий геометрическую, эстетическую, техническую и технологическую информацию.

 

  Учащиеся знакомятся с профессиями инженерно-технического направления: инженера-технолога, архитектора, слесаря по ремонту автомобилей, дизайнера и т.д. Известно, что без чертежей не может обходиться ни одно производство. Чертежи входят в паспорта машин и механизмов, технические документы, инструкции, справочники и др. Языком техники - чертежом теперь должен владеть не только инженер, но и каждый работник, какую бы специальность он не имел. В последние десятилетия не менее приоритетными направлениями стало дизайн - проектирование, которое позволяет создавать художественно ценные изделия и архитектурные сооружения. Развитие этих направлений невозможно без знания графического языка, позволяющего отобразить художественный образ, созданный дизайнером, архитектором в техническом проекте, подготовив тем самым необходимую документацию для его воплощения в материале. Курс «Элементы начертательной геометрии и инженерной графики» углубляет и расширяет эти сведения. Он позволяет выявить особенности, достоинства и недостатки того или иного способа построения изображений, дать некоторое их обоснование.

 

Курс «Элементы начертательной геометрии и инженерной графики» является в школе средством связи черчения с математикой, физикой. Изученные в этом курсе графические способы решения задач позволяют учащимся использовать их в решении геометрических задач и задач с физико-техническим содержанием. Изучив в школе элементы начертательной геометрии, учащиеся затем смогут использовать её методы в будущей практической деятельности. Начертательная геометрия расширяет также общетехнический кругозор учащихся.

Методы начертательной геометрии являются теоретической базой для решения задач технического черчения. В технике чертежи являются основным средством выражения человеческих идей. Для того чтобы правильно выразить свои мысли с помощью рисунка, эскиза, чертежа требуется знание теоретических основ построения изображений геометрических объектов, их многообразие и отношения между ними, что и составляет предмет начертательной геометрии.

Изображение фигуры на плоскости как графический способ представления информации о ней имеет преимущества в сравнении с другими способами:

– общение становится более доступным, потому что образы, создаваемые на основе визуального (зрительного) восприятия, обладают большей, чем слова, ассоциативной силой;

– изображения являются интернациональным языком общения, тогда как, например, вербальное общение требует для понимания, как минимум знания языка собеседника.

Таким образом, теоретические основы визуализации информации о геометрических объектах, многообразие геометрических объектов пространства, отношения между ними и их графического отображения на плоскости составляют предмет начертательной геометрии.

Изучение начертательной геометрии и инженерной графики способствует развитию пространственного воображения и навыков правильного логического мышления. Совершенствуя нашу способность - по плоскому изображению мысленно создавать представления о форме предмета и наоборот создание изображений мысленно созданных образов – визуализация мысли.

Итак, в курсе начертательной геометрии  и инженерной графики изучаются:

·        методы отображения пространственных объектов на плоскости;

·        способы графического и аналитического решения различных геометрических задач;

·        приемы увеличения наглядности и визуальной достоверности изображений проецируемого объекта;

·        способы преобразования и исследования геометрических свойств изображенного объекта;

·        основы моделирования геометрических объектов.

 

Курс «Начертательная геометрия и инженерная графика» предполагает изучение теоретических вопросов и выполнение графических и практических  работ.      

 

ЦЕЛЬ КУРСА:  

·        формирование у учащихся готовности к сознательному выбору профессии;

·        знакомство со способами построения чертежей многогранников и тел вращения, пересечения проецирующими плоскостями, не перпендикулярными к их оси.

 

ЗАДАЧИ КУРСА:

Основные задачи курса «Элементы инженерной графики и начертательной геометрии»:

·        научить выполнять простые чертежи, т.е. изображать несложные изделия на комплексном чертеже и в аксонометрических проекциях;

·        научить читать чертежи, привить навыки мысленного представления форм и размеров изделий по их изображениям на чертеже;

·        рассмотреть графические способы решения отдельных задач, связанных с геометрическими образами и их взаимным расположением в пространстве;

·        ознакомить с основными требованиями стандартов к чертежам и схемам;

·      развить навыки техники выполнения чертежей;

·        систематизация и углубление знаний учащихся о методе проекций и способов построения чертежей;

 

·         развитие пространственных представлений, имеющих большое значение в производственной деятельности;  

·        расширение политехнического образования учащихся, знаний о рабочих профессиях;

·        обучение учащихся некоторым навыкам конструкторской работы;

·        Раскрытие потенциальных возможностей детей, выявление их индивидуальных способностей.

Изучение инженерной графики также развивает пространственное представление и логическое мышление. Доказательством многих теоретических положений инженерной графики осуществляется посредством логических рассуждений. Изучение инженерной графики требует не только знания теоретического материала, но и умения четко и аккуратно выполнять чертежи.

Знания и навыки, полученные при изучении инженерной графики, необходимы и развиваются при изучении других учебных дисциплин, а также в последующей профессиональной деятельности.

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

Данная программа разработана в соответствии с требованиями к образовательному стандарту. В основу программы легли отдельные темы  курсов стереометрии и черчения, но сама программа основана  на интеграции этих предметов, структурировании имеющегося учебного материала.

 Выбранные темы являются основополагающими при построении чертежей для решения задач по стереометрии и в проекционном черчении, и  наиболее часто встречающиеся в практической  деятельности

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Полученные знания, умения и навыки при изучении данного курса позволяют повысить мотивацию учащихся,  приобрести практический опыт в изображении плоских и пространственных фигур на чертежах геометрических задач, а также применяются при написании исследовательских  и различных проектных   работ. Помогут в выборе будущей профессии. Предлагаемый курс позволит школьникам выстроить личностную образовательную траекторию, определив, насколько необходимо им получение графического образования.

 

КРИТЕРИИ ОТСЛЕЖИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:

·                   промежуточные практические работы;

·                   изучение мотивации учащихся, значимости изучаемой  дисциплины;

·                   разработка алгоритмов решения совместных творческих задач;

·                   выполнение графических работ;

·                   моделирование пространственных фигур с заданными условиями.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ К МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

·               Политехническая направленность курса осуществляется на основе связи теории графических методов и способов отображения информации с практикой производства, технической и художественно-конструкторской деятельностью. Таким образом, обеспечивается взаимосвязь курса инженерной графики с другими предметами блока «Технология». При подборе и составлении учебных заданий важно следить за тем, чтобы их содержание моделировало элементы трудовой деятельности специалистов, а объекты графической работы имели прототипами реально существующие детали и сборочные единицы, адаптированные с учетом особенностей обучения черчению.

·                    При обучении ортогональному (прямоугольному) проецированию в качестве объекта целесообразно выбирать предмет, который имеет прямые и наклонные элементы, что активизирует его представление в проекциях: точки, линии и плоскости рассматриваются как вершины, ребра и грани этого предмета.

·                   C первых уроков необходимо уделять особое внимание формированию умений анализировать форму, отображать ее на плоскостях проекций, анализировать полученные изображения, выявляя характерные признаки, обеспечивающие узнавание формы геометрических тел, деталей.

·                   Обучение ортогональному проецированию рекомендуется осуществлять последовательно — на одну, две и три плоскости проекций по мере нарастания трудностей.

·                   Необходимо полностью исключать все непродуктивные элементы графической деятельности, избавляя учащихся от перечерчивания условий задач, готовых чертежей и отдельных изображений. Для выполнения работ следует использовать рабочие тетради (в клетку) или тетради с печатной основой.

·                   Помимо обязательных графических работ, на уроках черчения нужно использовать разноплановые графические задачи.

·                   Активизация познавательной деятельности школьников осуществляется посредством разнообразия форм, средств, методов обучения и методического обеспечения урока.

·                   B процессе обучения черчению следует учитывать индивидуальные особенности учащихся (способности, склад мышления, интересы и др.), постепенно поднимая уровень их интеллектуального развития.

·                     Рекомендуется широко использовать различные учебные пособия (карточки-задания, справочники, плакаты, таблицы, модели, наборы деталей, диафильмы, кинофильмы) и другие средства обучения.

К КОНЦУ КУРСА УЧАЩИЕСЯ ДОЛНЫ ЗНАТЬ:

·        основные правила выполнения и обозначения чертежей;

·        условные изображения и упрощения на чертежах;

·        геометрические построения необходимые при выполнении чертежей;

·        плоскости проекций;

·        дополнительные плоскости проекций;

·        типы графических изображений;

·        способы построения проекции;

·        основные положения начертательной геометрии.

 

К КОНЦУ КУРСА УЧАЩИЕСЯ ДОЛНЫ УМЕТЬ:

·        выполнять необходимые сечения и разрезы на чертежах;

·        выполнять чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел;

·        строить сопряжения;

·        моделировать геометрические тела;

·        строить кривые поверхности, пересеченные проецирующей плоскостью;

·        выполнять геометрические построения;

·        осуществлять преобразования простой геометрической формы;

·        выполнять сопряжения, строить линии пересечения поверхностей;

·        моделировать и конструировать простые геометрические тела.

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

Тема

 

Количество часов

 

 

 

теория

Практика

 

1-2

Применение инженерной графики  в различных областях деятельности человека

 

2

 

2

 

 

3-4

Геометрические построения необходимые при выполнении чертежей. Стереометрия.

 

2

 

1

 

1

 

5-6

Моделирование и проецирование геометрических тел

 

2

 

1

 

1

 

7-8

Введение в курс начертательной геометрии. Чертеж точки, прямой.

 

2

 

1

 

1

 

9-10

Построение чертежей многогранников и кривых поверхностей. Построение проекций линии пересечения двух поверхностей способом вспомогательных проецирующих плоскостей.

 

2

 

1

 

1

 

11-12

Итоговая работа. Моделирование группы геометрических тел

 

2

 

 

2

 

 

ИТОГО

 

12

 

6

 

6

 

 

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

За устные ответы, графические работы и решение задач выставляются баллы.

В оценивании графических работ должно учитываться правильность выполнения и качество графического оформления чертежа. В конце изучения курса проводится итоговая работа по моделированию и конструированию геометрических тел, при оценивании которой учитывается сложность задания, аккуратность выполненной работы.

      Проверка знаний и умений учащихся посредством выполнения графических работ несет в себе множество функций: контролирующую, обучающую, воспитывающую, развивающую. Контролирующая функция является основной, а обучающая, воспитывающая и развивающая функции — очень важными сопутствующими.

      Контролирующая функция графической работы заключается в проверке усвоения графических знаний, умений учащихся и установления соответствия их нормативным требованиям («Требования к уровню подготовки выпускников основной школы по черчению»). Обучающая функция графической работы проявляется в работе над ошибками, допущенными при ее выполнении. Проверка графической работы учителем предполагает не только исправление ошибок, допущенных школьниками, но и глубокий анализ их, с тем, чтобы продумать, какие из них следует вынести на фронтальное обсуждение в классе, а какие можно исправить в индивидуальной или самостоятельной работе, проводимой во внеурочное время. Развивающая функция графических работ состоит в развитии мышления, воли, внимания, усидчивости и т. д.

 

ПРИ ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ:

·          5 баллов ставится, если:

Ученик овладел программным материалом, ясно представляет форму предметов, и твердо знает изученные правила и условности изображения и обозначения;

Дает четкий и правильный ответ, выявляющий понимание и осознание учебного материала и характеризующий прочные знания;

Чертеж выполнен с соблюдением ГОСТа, графически выполнен качественно.

·          4 балла ставится, если:

Ученик овладел программным материалом, но в чертежах незначительные ошибки.

Дает четкий и правильный ответ, если допускает неточности, сам исправляет неточности.

·     3 балла ставится, если:

Основной программный материал знает нетвердо, но исправляется с помощью учителя.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Тема 1-2 Применение инженерной графики  в различных областях деятельности человека (2 часа)

 

Инженерная графика. Проективная геометрия. Связь начертательной геометрии и инженерной графики.

 

3-4 темаГеометрические построения необходимые при выполнении чертежей. Стереометрия.(2 часа)

 

Сопряжение.  Различные типы сопряжения. Деление окружности на равные части.

 

Стереометрия. Многогранники (призмы, параллепипед, пирамида).

 

ГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА «Чертеж детали с элементами сопряжения».

 

5-6 темаМоделирование и проецирование геометрических тел.(2 часа)

 

Моделирование Формообразование. Плоскости проекций. Грани, вершины, ребра, кривые поверхности. Проекции точек.

 

 

7-8 тема   Введение в курс начертательной геометрии. Чертеж точки, прямой. (2 часа)

 

Основные положения. Символы и обозначения. История развития начертательной геометрии. Плоскости проекции основные. Дополнительные плоскости. Прямые и кривые линии частного положения.

 

Всякое геометрическое тело, предмет или деталь состоит из определенных элементов - вершин, ребер, граней, кривых поверхностей. Поэтому рассмотрение сути построения чертежа начинают с построения чертежа точки, прямой и плоскости как основных элементов пространства. Чертеж точки. Взаимное положение двух точек, условия видимости на чертеже. Взаимное положение точки и прямой.

 

 

9-10 тема Построение чертежей многогранников и кривых поверхностей. Построение проекций линии пересечения двух поверхностей способом вспомогательных проецирующих плоскостей.(2 часа)

 

Построение проекций линии сечения призмы плоскостью. Кривые поверхности. Построение проекций линии пересечения многогранников. Построение линии пересечения кривых поверхностей. Пересечение тел вращения и многогранников.

 

Практическая работа  «Чертеж многогранника пересеченного проецирующей плоскостью».

 

11-12 тема Итоговая работа. Конструирование геометрических фигур. Моделирование  (2 часа)

 

Моделирование и конструирование группы геометрических тел. Защита рефератов. Выставка работ учащихся.

 

 

 Контроль курса осуществляется выполнением итоговой работы:

 

«Моделирование и конструирование группы геометрических тел».

 

 

 

ТЕЗАУРУС

 

Деталь - изделие, изготовленное  из однородного по наименованию и марке материала, без применения сборочных материалов.

 

Инженерная графика-совокупность всех изобразительных средств в технике.

 

Изделие - любой предмет или набор предметов, подлежащих изготовлению.

 

Комплект - набор, каких либо предметов, отвечающих определенному назначению.

 

Линия наибольшего наклона - линии, лежащие в данной плоскости и перпендикулярные к главным линиям плоскости

 

 Метрические задачи- задачи на измерение отрезков, углов, определение истинной величины плоских фигур.

 

Моделирование - метод анализа составляющих характеристик и свойств геометрических тел на их моделях.

 

Позиционные задачи- задачи, в которых определяется взаимное расположение отдельных геометрических элементов относительно друг друга.

 

Преобразование - взаимно однозначное отображение плоскости или пространства на себя.

 

Прямые общего положения - прямая, не параллельная ни к одной из плоскостей проекций.

 

Прямые частного положения - прямые, параллельные или перпендикулярные к плоскостям проекции.

 

Развертка - фигура на плоскости, в которую преобразуется поверхность.

 

Сопряжение - плавный переход из одной линии в другую.

 

Стереометрия - часть элементарной геометрии, в которой изучаются пространственные фигуры.

 

Чертеж - это документ, содержащий изображение изделия, а также другие данные, необходимые для его изготовления и контроля.

 

Формообразование - технологический термин, означающий различные технологические процессы, необходимые для придания детали, спроектированной конструктором формы.

 

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Виноградов В.Н. Начертательная геометрия: учебник для студентов ХГФ педагогических  институтов. - М.: Просвещение.1989.-239с.: ил.

 

Боголюбов С.А. Инженерная графика.- М. 2006г. -234с.

 

Бубенников А.В. Начертательная геометрия:

 

Задачи для упражнений. - М. 1981г.-219с.

 

Гордиенко Н.А., Степакова В.В. Черчение: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. Москва: ООО «Фирма «Издательство АСТ»,1999г-272с.: ил.

 

Георгиевский О. В. Начертательная геометрия. Сборник задач с решениями типовых примеров. – М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2002.

 

Миронова Р. С., Миронов Б. Г. Инженерная графика: Учебник. – М.: Высш. шк., 2003.

 

Павлова А.А., Жуков С.В. Черчение: учебник для учащихся 9 кл. общеобразовательных учреждений. ВЛАДОС 2004 г.-272с.

 

 

Литература для учащихся

 

Павлова А.А., Жуков С.В. Черчение: учебник для учащихся 9 кл. общеобразовательных учреждений. ВЛАДОС 2004 г.-272с.

 

Павлова А.А, Корзинова Е.И. Графика и черчение: рабочие тетради (1-4 ч). Москва ВЛАДОС 2004г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн