Русакова Светлана Львовна – учитель физики МОУ Аксеновская СОШ Гусь-Хрустальный район, Владимирская область
Использование информационно - коммуникационных технологий при обучении физики в старших классах.
Введение.
В современном обществе использование информационных технологий становится необходимым практически в любой сфере деятельности человека. Овладение этими навыками еще за школьной партой во многом определяет успешность будущей профессиональной подготовки нынешних учеников.
Опрос учащихся нашей школы показал, что пятый школьник имеет домашний компьютер. В школе работает компьютерный класс, имеется выход в Интернет, класс, оснащенный мультимедийным проектором. Имеются сканер, принтер, цифровая видеокамера, телевизор, DVD плеер. Уроки информатики ведутся со второго класса, поэтому, учащиеся старшего звена умеют работать в программах MicrosoftWord, Excel, PayerPoint, Paint. Имеют навыки работы в растровых и векторных редакторах, с цифровой техникой. Учащиеся владеют Интернет технологиями. Учащиеся 9-11 классов осознают, что современный мир будущего не возможен без компьютеров. Тем более если ученик планирует учиться далее в вузе. Персональный компьютер в эпоху Internet является не только средством производства информации, но и доступа к ней.
В процессе преподавания физики понимаешь то, что
не всегда учитель находит возможность непосредственно произвести необходимые эксперименты. Но всегда можно найти множество иллюстраций, фотографий, мультимедийных программ, включающие в себя динамические модели, которые иллюстрируют процессы, протекающие в идеальных условиях и которые невозможно поставить в школьной лаборатории.
Самостоятельная работа учащихся с компьютером, использование материалов различных дисков, ресурсов Internet, некоторых компьютерных программ и утилиты позволяет им за более короткий срок создавать собственные проекты.
Существует много готовых программных продуктов, которые могут быть использованы учителем при проведении современного урока физики с применением новых информационных технологий.
Добавим сюда возможности в дальнейшем использовать дистанционное обучение, участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах; участие школьников и педагогов в сетевых проектах.
Все выше сказанное указывает на необходимость внедрения в работу учителя информационных технологий.
Цель: Используя современные компьютерные технологии повысить мотивацию у учащихся в изучении физики.
Задачи:
1. Изучить коллекцию существующих цифровых ресурсов для эффективного использования при обучении физики.
2. Пересмотреть тематическое планирование на возможность использования информационно-коммуникационных технологий.
3. Систематизировать свой опыт использования ИКТ.
Информационно-коммуникационные технологии в деятельности учителя.
Обзор цифровых образовательных ресурсов по физике. В своей работе использую следующие цифровые образовательные ресурсы: электронные издания (Электронные энциклопедии, подготовка к ЕГЭ, репетиторы, электронные учебные издания, виртуальные лабораторные работы); ресурсы сети Internet(научные сайты, методические сайты); ресурсы, созданные педагогами (учебные задания по предмету, практикумы, лабораторные работы, исследования учащихся, контрольные работы, тестирование, олимпиады, конкурсы, дидактические материалы и наглядные пособия, задания для самостоятельной работы, презентации и слайд – лекции).
Примерное тематическое планирование по курсу физики в 10 классе с использованием ИКТ (УМК Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев «Физика 10 класс»).
При подготовке материалов для проведения занятий в качестве структурной единицы рассматриваю не один урок, взятый изолированно, а учебную тему. В связи с этим в планирование добавляю пункт возможного использования ИКТ.
Раздел физики
|
Тема урока
|
Использование средств ИКТ
|
Источник
|
Основы молекулярно-кинетической теории
|
Основные положения молекулярно-кинетической теории. Размеры молекул
|
Слайд – лекция при объяснении нового материала
|
Банк цифровых ресурсов (автор)
|
Масса молекул. Количество вещества
|
|
|
Решение задач на расчет величин, характеризующих молекулы
|
Раздаточный материал для тестового контроля
|
Генератор тестов (электронный ресурс)
|
Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул
|
Видеозапись эксперимента «Диффузия газов» и «Броуновское движение» при объяснении нового материала.
|
Диск «Открытая физика» («Физикон», г. Долгопрудный)
|
Строение газообразных жидких и твердых тел
|
Анимация «Строение газообразных, жидких и твердых тел»
Заполнение обобщающей таблицы
(результат выводится на экран)
|
Библиотека наглядных пособий
|
Идеальный газ в молекулярно-кинетической теории
|
Раздаточный материал для проведения кратковременной самостоятельной работы.
Использование интерактивной кинетической модели идеального газа при объяснении нового материала
|
Банк данных тренировочных задач и тестов (автор)
Диск «Открытая физика» («Физикон», г. Долгопрудный)
|
Основное уравнение молекулярно-кинетической теории
|
|
|
Температура. Энергия теплового движения молекул
|
Температура. Тепловое равновесие. Определение температуры
|
|
|
Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии молекул
|
|
|
Измерение скоростей молекул газа
|
Видеофрагмент «Опыт Штерна» и анимационная модель опыта Штерна
|
Библиотека наглядных пособий
|
Практикум по решению задач
|
|
|
Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы.
|
Уравнение состояния идеального газа
|
|
|
Газовые законы
|
Организация самостоятельных исследований при постановки компьютерного эксперимента для установления зависимости между двумя термодинамическими параметрами при неизменном третьем.
Заполнение обобщающей таблицы
(результат выводится на экран)
Домашняя презентация «Газовые законы»
|
Диск «Открытая физика» («Физикон», г. Долгопрудный)
|
Решение задач на применение уравнения состояния идеального газа и газовых законов
|
Раздаточный материал с текстами графических задач.
Повторение знаний, используя результат домашней работы – презентация «Газовые законы».
|
Банк данных тренировочных задач и тестов (автор)
|
Лабораторная работа «Опытная проверка закона Гей-Люссака»
|
Домашнее задание. Подготовьте сообщение о биографии ученых (Шарля, Гей-Люссака, Мариотта, Бойля, Менделеева, Клайперона, Штерна, Броун).
|
Интернет сайты
Электронная энциклопедия «Кирилл и Мефодий»
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Основы молекулярно-кинетической теории»
|
Компьютерное тестирование.
|
Диск «1С:Репетирор.Физика)
|
Контрольная работа по теме «Основы молекулярно-кинетической теории»
|
Раздаточный материал с текстом контрольной работы.
|
Банк данных проверочных и контрольных работ (автор)
|
Использование информационных технологий позволяет мне вести документацию в электронном виде.
Паспорт класса
Управленческая папка учителя
Разработки уроков
Банк данных проверочных и контрольных работ
Коллекция цифровых образовательных ресурсов
Копилка интересных дел
Банк данных по исследовательским работам учащихся. Проекты.
Использование информационных технологий позволяет разнообразить домашнее задание учащихся.
Подготовка докладов и сообщений к уроку. Использование мультимедийного проектора и навыки учащихся, полученные в основной школе на уроках информатики привело к тому, что все учащиеся, которые берутся приготовить домашнее задание используют для иллюстрации своего рассказа компьютерные презентации.
Для развития общеучебного информационного умения поисковой и словарной работы в домашнее задание включаю следующую работу
- изучить информацию и выполнить задания, расположенные на указанном сайте;
-найти анимации к изученной на уроке теме и оставить по ней задания;
-на указанном сайте, найти текст и написать к нему рецензию.
-на указанном сайте из списка нобелевских лауреатов выпишите имена ученых- физиков, получивших эту премию за открытия в области …(указывается изучаемый раздел физики) и т.д.
Использование информационных технологий при постановке школьного физического эксперимента.
Постановка эксперимента в исследовательской форме. При традиционных подходах эта форма занимает много времени, и требуются точные приборы и сложные установки.
Использование эксперимента в качестве иллюстрации правдивости догадок и расчетов, сделанных учащимися. Такой эксперимент занимает мало времени и хорошо вписывается в урок.
Постановка сложного эксперимента, для которого нет оборудования в школьной лаборатории. Постановка трудоемких экспериментов.
Виртуальный эксперимент для наблюдений за слишком медленными процессами, слишком быстрыми процессами. Наблюдения за слишком малыми или большими объектами. Опасные опыты.
Примеры лабораторных работ
Исследование изобарического процесса
Цель работы: Исследовать зависимость объема от температуры при постоянном давлении для данной массы газа.
1.Какая зависимость называется изобарической?
2.Какому газовому закону она подчиняется?
3.Запишите его математически.
4.Поднимая и опуская поршень, наблюдайте за цветом газа. Сделайте вывод.
5.Рассмотрите графики зависимости объема от абсолютной температуры. Как называется такая зависимость?
6.Увеличьте температуру газа в два раза. Что произошло с объемом?
7.Почему данная зависимость не доходит до нуля?
8.Сформулируйте закон, которому подчиняется данная зависимость.
9.Приведите примеры проявления этого закона в окружающей нас жизни.
10.Изобразите данную зависимость в координатах P = f (T) и P = f (V).
Изучение связи внутреннй энергии газа от термодинамических параметров
Цель работы: Исследовать зависимость внутренней энергии от температуры, массы и объема газа.
1.Какие параметры газа называются термодинамическими?
2.Как вычислить внутреннюю энергию газа?
3Как зависит внутренняя энергия газа от:
температуры? массы? объема?
4.Увеличьте температуру газа в два раза. Что произошло с внутренней энергией?
5.Увеличьте температуру в три раза и сделайте вывод.
6.Почему на графике нет отрицательных температур?
7.Какие параметры имеет газ при "нормальных условиях"?
8.Рассчитайте внутреннюю энергию 1 килограмма кислорода при нормальных условиях.
9.Напишите единицы измерения всех физических величин, встречающихся в работе.
Мультимедийный урок
Выделим следующие этапы разработки учебной ситуации с использованием на уроке мультимедийной презентации:
Определение целесообразности использования мультимедлийной презентации на уроке; Если, взвесив все «За» и «Против», вы всё же решили использовать компьютерную презентацию на уроке, то следующий этап – анализ возможностей данной компьютерной среды для создания анимации к конкретному уроку.
Определение места работы с презентацией в структуре урока. «Сцепление» презентации с методическим приёмом.
Продумывание содержательной и технической составляющих конкретной презентации.
Прогнозирование результатов, т.е. того, что должно быть достигнуто благодаря использованию мультимедийных презентаций на уроке.
Весь урок не должен быть «завязан» на презентации. Слайды презентации можно использовать во время объяснения, закрепления или для создания проблемной ситуации.
! Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды, но не в виде простого текста. Вопросы могут быть представлены как небольшой видеоряд, фото с демонстрационным опытом, проводимым ранее, рисунком из учебника, требующим комментария и т.д.
! При объяснении нового материала наиболее обширны возможности самой презентации и ее оформления. На уроке не обязательно все объяснение должно сопровождаться слайдами презентации. Учитель вполне может включить и эксперимент, и записи на доске (особенно если их могут сделать учащиеся), и показ моделей.
! Первичное закрепление чаще проходит в виде беседы или при выполнении заданий. В первом случае предъявляемый материал для вопросов может быть оформлен на слайдах презентации. Здесь, кроме материалов к вопросам и самих вопросов уместно также вывести в обобщенном виде результирующий материал по ответам учащихся.
! В презентацию обобщающего урока можно включить схемы, таблицы, диаграммы. Используемые ранее фрагменты слайдов презентации можно перегруппировать с целью проведения сравнения или анализа и представить учащимся. Видеофрагменты применения тех или иных изученных объектов в быту или природе очень оживляют урок и актуализируют знания школьников. К обобщающему уроку можно предложить учащимся подготовить небольшой отчет о домашнем эксперименте или защиту минипроекта по пройденной теме также с использованием презентации.
Эффективность использования ИКТ в своей работе представляю через
справки по изучению мотивации, полученные от школьного психолога;
диагностику результативности (данные контрольных работ, тестирования, анкетирования, конкурса проектов, презентаций, исследовательских работ);
исследование активности учащихся в подготовке домашних заданий, связанных с информационными технологиями.
диагностика умений проводить компьютерные эксперименты, решать экспериментальные задачи, проводить исследования.
|