Чем отличается хорошее мышление от плохого?...Как улучшить мышление? Свое мышление? Мышление вообще?...
Уже больше двух тысяч лет многие лучшие умы в философии, логике, психологии, педагогикепытаются найти ответы на эти вопросы. История этих усилий, блестящих идей и огромного труда, затраченного на исследования и творческое обсуждение, представляет собой яркую, драматическую картину.
Макс Вертгеймер
ВXX в. широкая волна компьютеризации и автоматизации охватила весь мир и принесла замечательные плоды. Доля физического труда сократилась, умственного — возросла. В этот период были осознаны две важные истины:
- современный мир — продукт мысли и ума. В конечном счете, именно человеческий ум произвел все то, что мы видим и ощущаем вокруг себя. Цивилизация — это результат усилий человеческого ума;
- в конкурентном мире успех деятельности фирм и организаций зависит от профессиональных знаний и интеллекта специалистов, от интеллектуального потенциала фирмы, от умения увеличить силу ума работников. Улучшение работы ума специалистов превращается в важнейшую, приоритетную задачу.
Вообще говоря, эта идея не нова — на протяжении всей истории человечество безостановочно изобретало новые интеллектуальные средства, улучшающие и облегчающие работу ума. Рене Декарт подчеркивал, что научные открытия и изобретения следует производить не путем беспорядочного блуждания наугад по дорогам науки, а с помощью метода. “Под методом же я разумею достоверные и легкие правила, строго соблюдая которые, человек никогда не примет ничего ложного за истинное” и сможет добывать новое знание — все, что он способен познать — “без излишней траты умственных сил». Применительно к сфере образования эргономический критерий Декарта есть не что иное, как требование минимизации умственных усилий учащегося, затрачиваемых на единицу прочно усваиваемых знаний, умений и навыков.[9] Почему это важно?
Современное общество ставит перед школой задачи подготовки выпускников, способных:
· гибко адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях, умело решать возникающие проблемы;
· самостоятельно критически мыслить, уметь искать пути рационального решения проблем, используя современные технологии;
· быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
· грамотно работать с источниками информации: уметь находить нужные факты, выдвигать гипотезы решения проблем, устанавливать закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем;
· быть коммуникабельными, уметь сообща работать в различных ситуациях, выходить из конфликтов;
· самостоятельно работать над развитием нравственного, интеллектуального и культурного уровней.
Следовательно, учить мыслить – главная задача школы. Необходимы решения, основанные не на эмпирическом, а на теоретическом поиске, которые базируются на логическом мышлении. В логическом мышлении выделяют 3 основных компонента позволяющих человеку действовать «в уме» до практической реализации: анализ, синтез, внутренний план действий и рефлексия. [2]