Официальный сайт pepsilight 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Интегрированный урок музыки для 2 класса "Музыка и живопись"

Фото пользователя Татьяна Михайловна Киселёва
Submitted by Татьяна Михайловна Киселёва on пн, 26/04/2010 - 00:05
Данные об авторе
Автор(ы): 
Киселёва Татьяна Михайловна
Место работы, должность: 
МОУ "Красногородская общеобразовательная школа"
Регион: 
Псковская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Музыка
Предмет(ы): 
Другое
Цель урока: 
Цель: Научить детей понимать музыку, живопись и литературу как единое целое, называющееся искусством. Из выше названной цели, вытекают следующие задачи: 1. Приобрести навыки нахождения взаимосвязи между музыкой, живописью и литературой. 2. Научить детей, слушая музыку, создавать зрительный образ, воспринимать её как звучащую картину. 3. Рассматривая картину, научить детей умению находить созвучные с ней музыкальные образы и произведения. 4. Слушая стихи, ребёнок должен научиться подбирать подходящую к ним по смыслу музыку и живопись.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
18
Используемые учебники и учебные пособия: 

 1. Учебник "Музыка" для 2 класса Е.Критская, Г.Сергеева, Т.Шмагина.

2. Карточки "мажор" и "минор".

3. Рисунки на тему: весна, осень. зима.

4. Музыкальные загадки.

5. Вопросы для символической "музыкальной шкатулки".

6. Вопросы для устного теста на музыкальную тему.

Используемое оборудование: 

 

1.     DVD.

2.     Телевизор.

3.     Микрофон.

4.     Ноутбук.

5.     Аудиодиски:

-  К.Синдинг "Шелест весны";

-  Г.Свиридов "Весна" и "Осень", "Тройка";

-  П.Чайковский "Вальс снежных хлопьев" из балета "Щелкунчик", "На тройке";

-  В.Шебалин "Зимняя дорога";

-  Э.Григ "Утро";

-  В.Салманов "Утро в лесу";

-  А.Хачатурян "Вечерняя сказка";

-  М.Мусоргский "Рассвет на Москве-реке";

  минусовые фонограммы:

-  А.Тома, К.Ушинский "Вечерняя песня";

-  С.Соснин, И.Вахрушев "Солнечная капель.

6.     Мультимедиа-проектор.

7.     Переносной экран для показа слайдов.

8.  Презентация картин:

-  "Весна. Большая вода", "Грачи прилетели" А.Саврасова;

-  "Золотая осень" и "Вечерний звон" И.Левитана;

-  "Осенняя песня", "Роскошь лета", "Зимний лесной пейзаж", "Утро в сосновом бору", "Вечер в лесу" и "Вечер" И.Шишкина.

 

 

Используемые ЦОР: 

 Книги:

1. Сборник стихов А.Фета;

2.Стихи Ю.Лермонтова;

3. Стихи А.Пушкина.

 

Краткое описание: 
План урока: 1. Организационный момент. 2. Вхождение в тему. 3. Изучение нового материала. 4. Закрепление изученного материала. 5. Заключительный этап. 6. Вывод.

http://Интегрированный урок музыки для 2 класса "Музыка и живопись" 

Ход урока:

 

1.             Организационный момент.

 

1). Вход детей в класс под музыку К.Синдинга «Шелест весны».

2). Проверка домашнего задания /Дети должны были нарисовать рисунки на тему: весна, осень, зима. Сделать карточки со словами мажор и минор.

 

2. Вхождение в тему.

 

Учитель: Тема нашего сегодняшнего урока: «Музыка и живопись».

 

Цель урока: научиться понимать музыку, живопись и литературу как единое целое, называемое искусством.

 

Задачи: 1. Приобрести навыки нахождения взаимосвязи между музыкой, живописью и литературой.

2. Слушая музыку, создавать зрительный образ, воспринимать её как звучащую картину.

3. Рассматривая картину, научиться находить созвучные с ней музыкальные образы и произведения.

4. Слушая стихи, научиться подбирать подходящую к ним по смыслу музыку и живопись.

 

3. Изучение нового материала.

 

Учитель: ребята, в своей жизни люди испытывают разные чувства: радость, бодрость, веселье или уныние, грусть, печаль. Порой эти чувства зависят от различных жизненных факторов, если у человека случается что-то хорошее или плохое, радость или горе и т.д. Но также человеческий организм подвержен влиянию климатических и погодных условий, в результате которых, у нас может меняться настроение и самочувствие. Времена года тоже накладывают на наше здоровье, состояние души и настроение, свой отпечаток. Как природа уходит на зиму в спячку, так и организм человека готовится к зимним холодам, перестраивается на суровые климатические условия, тоже будто засыпает. С наступлением осенней сырости, бесконечных моросящих дождей, у человека меняется настроение: порой хочется плакать без причины, не хочется выходить на улицу, он начинает вести менее подвижный образ жизни, чем летом. А когда опадают листья, наступают первые холода, деревья, да и некоторые животные, засыпают до весны. В этот период человеку тоже труднее всего: хочется сидеть больше дома, много спать, преобладает грустное настроение. Некоторые люди с ослабленным здоровьем из-за этого начинают болеть не только простудными заболеваниями, но и испытывать простое физическое недомогание такое, как усталость, умственная утомляемость, частые головные боли, ноющее неприятное ощущение в костях и тому подобное. Хотя морозы ещё и не сильные, человеку, как и природе, в эту пору хуже, чем зимой.

Когда наступают зимние холода, человеческий организм уже успевает перестроиться, приготовиться к суровым климатическим условиям, поэтому он уже готов бороться с холодами и сильные морозы переносит, намного лучше, чем первые маленькие. И настроение человека становится переменчивым, то грустным, то радостным и чем ближе к весне, тем чаще появляются радостные моменты. А с наступлением весны человеческий организм, как и природа, начинает просыпаться: становится более активным и энергичным, улучшается настроение, несмотря на то, что идёт новое перестроение на тёплую погоду. Как растает последний снег, - оживает природа и вместе с ней люди тоже становятся бодрыми, жизнерадостными, суетливыми. Таким образом, мы нашли связь между временами года и жизненной активностью человека.

В музыке радостное, весёлое, энергичное настроение называется – мажорный лад. А грустное, печальное, лиричное называется – минорный лад. Запомните эти новые для вас термины, запишите в свои тетради и послушайте легенду о двух ладах. На её основе  и возникли два этих музыкальных термина.

А сейчас мы будем искать такую же взаимосвязь между музыкой, литературой и природой, изображённой на картинах знаменитых художников. Рассмотрите, пожалуйста, вот эти картины /на экране появляются слайды картин: «Весна. Большая вода» и «Грачи прилетели» А.Саврасова, «Золотая осень» И.Левитана/. (Дети рассматривают и обсуждают с учителем, какими красками художники изобразили на своих картинах весну и осень). Картина «Грачи прилетели» - это не простая картина. Она нарисована на подносе.

А теперь прочитайте, пожалуйста, стихи о весне и осени, которые вам было сказано выучить в качестве домашнего задания. (Учащиеся  читают стихи  А.Пушкина, Ю.Лермонтова  и А.Фета любые, которые они выучили по собственному желанию. Сравнивают настроение, переданное поэтами в стихах с пейзажами, изображёнными художниками. Находят общие мотивы между стихами и живописью при изображении весны и общее настроение при изображении осени.)  

Молодцы! Вы очень хорошо справились с этим заданием. А сейчас приготовьте, пожалуйста, карточки со словами «мажор» и «минор». Я буду показывать вам ещё раз эти картины и другие, а вы поднимайте карточку ту, которая будет соответствовать мажорному или минорному настроению картины. Ещё раз хвалю, вы опять всё правильно показали.

Сейчас давайте послушаем музыку. Я сначала не буду говорить вам, что это звучит, а  вы попытайтесь сами, определить какой, у этого музыкального произведения характер: мажорный или минорный и поднимите свои карточки. (Звучат музыкальные отрывки из произведений: К.Синдинга «Шелест весны», «Весна» и «Осень» Г.Свиридова). А теперь поднимите свои рисунки, с изображением времён года, на ту музыку, которой вы думаете, они соответствуют. Молодцы! Вы снова, почти все, правильно выполнили задание. А сейчас, Саша Хольный исполнит для вас песенку о весне, которая называется «Солнечная капель». Ребята, какие слова подобрал поэт для описания весны? Отличается ли музыка этой песни от «Весны» и «Осени» Г.Свиридова?

Ещё раз обратите своё внимание на экран: две следующие картины  - это Флорентийская мозаика. Они изображают времена года, но только они не нарисованы красками, а выложены из самоцветов. Умелые руки мастера их так хорошо выполнили, что они, на первый взгляд, почти не отличаются от нарисованных. Вы внимательно рассмотрите их и поднимите карточки и рисунки, соответствующие этим временам года, (на экране картины «Осенняя песня» и «Роскошь лета» И.Шишкина). Дети поднимают карточки и отвечают на вопросы учителя. При помощи, каких красок художник изобразил лето и осень? Что было бы, если б были использованы другие краски? Какими словами можно охарактеризовать настроение этих картин? Какая из прослушанной музыки, подходит к ним? Почему именно эта, а не другая музыка, соответствует данным картинам? И другие вопросы. Дети снова, почти все, справляются с уже усложнённым заданием.

А сейчас посмотрите, пожалуйста, ещё одну картину. /На экране картина И.Шишкина «Зимний лесной пейзаж»/.

Кто подготовил стихотворение, соответствующее данной картине? (Ребята читают стихи о зиме. Сравнивают их с картиной. Потом слушают музыкальные отрывки из произведений П.Чайковского «На тройке», Г.Свиридова «Тройка», «Зимняя дорога» В.Шебалина, «Вальс снежных хлопьев» из балета П.Чайковского «Щелкунчик». Рассматривают картину из учебника на странице 118-119. На ней составители книги нарисовали тройку и зимнюю дорогу, то есть создали зрительный образ «Тройке» Г.Свиридова и «Зимней дороги» В.Шебалина). Картина очень точно передаёт музыкальное содержание этих двух произведений. Затем дети делают сравнительный анализ музыки, картин и стихов). Скажите, дети, изменится ли аккомпанемент в Тройке» Г.Свиридова, если по полю поскачет конница? (Дети отвечают). Хорошо, молодцы!

Вы, наверное, устали. Давайте сделаем небольшую разминку. Я вам буду загадывать загадки, а вы отвечайте.

 

Музыкальные загадки:

 

Начало моё – нота,

Потом – краса оленья.

А в целом –  это место

Оживлённого движенья.

(Дорога).

 

Начало – голос птицы,

Конец – на дне пруда.

А целое – в музее

Найдёшь ты без труда.

(Картина).

Первый слог мой – нота,

И второй слог –  тоже.

Вместе оба слога

На бобы похожи.

(Фасоль).

Площадь – первый слог мой.

Нота – слог привычный.

В целом получается

Инструмент отличный.

(Арфа)

 

А сейчас, мы рассмотрим ещё несколько картин. («Утро в сосновом бору», «Вечер в лесу»,  «Вечер» И.Шишкина и «Вечерний звон» И.Левитана. «Утро в сосновом бору» показано в двух вариантах: как картина и как расписной поднос. Картина «Вечерний звон» изображена на подносе, а «Вечер» - это расписное блюдо.). (Ученики сравнивают цвета красок, которыми изобразил художник утро и вечер. Затем слушают музыку, ещё не зная её названия, пытаются определить к какой картине она подойдёт. После этого называю детям названия прослушанных музыкальных произведений.). Прозвучали: «Утро» Э.Грига, «Утро в лесу» Салманова, «Вечерняя сказка» А.Хачатуряна и «Рассвет на Москве-реке» М.Мусоргского.

 

4. Закрепление изученного материала.

 

Послушайте, пожалуйста, ещё одну песенку. О чём поётся в песне? Какое время суток изобразили композитор и поэт? Какие изобразительные средства они использовали? Используя какие слова, поэт описал вечер? Песня написана в мажоре или в миноре? Эта песенка называется «Вечерняя песня». Написана она композитором А.Тома и поэтом К.Ушинским. А теперь, давайте разучим эту песенку.

 

«Вечерняя песня»

 

1. Слети к нам, тихий вечер,

На мирные поля,

Тебе поём мы песню,

Вечерняя заря.

 

3. Темнеет уж в долине,

И ночи близок час,

На маковке рябины

Последний луч погас.

2. Как тихо всюду стало!

Как воздух охладел!

И в ближней роще звонко

Уж соловей пропел.

 

4. Слети к нам, тихий вечер,

На мирные поля,

Тебе поём мы песню,

Вечерняя заря.

5.Заключительный этап.

 

А сейчас, мы поделимся на 2 команды. Первый ряд – команда №1, второй ряд – команда №2. Каждая команда по очереди будет отвечать на вопросы устного теста. Я буду предлагать 3 варианта ответа, а вам нужно будет выбрать один правильный.

 

Тест.

1. Музыкальный спектакль, в котором все танцуют – это?

 

* дискотека;

* карнавал;

* балет.

 

2. Как называется балет П.Чайковского?

 

* «Щелкунчик»;

* «Деревянный принц»;

* «Буратино».

 

3. Чем внешне отличаются дирижёр хора от дирижёра оркестром?

 

* костюмом;

* обувью;

* отсутствием в руке дирижёрской палочки.

 

4. С чего начинает художник работу над картиной?

 

* с антракта;

* с эскиза;

* с физкультминутки.

 

5. Как называется торжественная государственная песня?

 

* ода;

* гимн;

* кантата.

 

6. Какие литературные произведения в древности принято было не рассказывать, а петь?

 

* былины;

* сказки;

* загадки.

7. Как называется здание, в котором, располагается, большое количество картин?

 

* Большой театр;

* Макдональдс;

* Картинная галерея.

 

8. Большой концертный музыкальный инструмент на трёх ножках?

 

* фортепиано;

* аккордеон;

* рояль.

 

9. Как называется опера Н.Римского-Корсакова о растаявшей девочке?

 

* «Ледяная принцесса»;

* «Снегурочка»;

* «Снежная королева».

 

10. «Три кита» в музыке – это?

 

* опера, сказка, балет;

* песня, танец, марш;

* симфония, этюд, песня.

 

Молодцы – ребята, все ответили правильно. Победила дружба. Вы все сегодня хорошо подготовились к уроку.

А теперь запишите домашнее задание: знать значение слов мажор и минор. Повторить материал, изученный на сегодняшнем уроке.

 

6.Вывод.

 

На сегодняшнем уроке мы научились понимать музыку, живопись и литературу, как единое целое, называющееся искусством.

До свидания. Урок окончен. Спасибо за внимание   

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн