Поэты о Великой Отечественной войне. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»
Submitted by Екатерина Витальевна Панкратова on Fri, 23/04/2010 - 18:09
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
В этом году мы празднуем 65-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне. Война, которая шла долгих 4 года получила название Великой Отечественной. Как, по-вашему, можно объяснить такое название?
Война получила определение Великой Отечественной, так как она была долгой, трудной, в ней, так или иначе, участвовал каждый советский человек. Вов была освободительной, солдаты сражались за свою Родину.
Известно, что война затронула каждого, не обошла ни женщин, ни стариков, ни детей. В этой войне погибло 13 миллионов детей. У одних она отняла жизнь, у других – родителей, у многих – детство. Война заставила рано повзрослеть мальчиков и девочек, таких же, как вы, ваших сверстников.
Слайд 1. Слайд 2.
Сегодня мы познакомимся со стихотворениями двух выдающихся поэтов: Константина Михайловича Симонова и Александра Трифоновича Твардовского.
В годы войны оба поэта были военными журналистами. Нам военных дорогах они часто встречали детей. Эти встречи надолго оставались в памяти и стали основой для стихотворений.
Мальчик помог солдатам в бою, совершил настоящий подвиг. Он разведал, где находится вражеское орудие и помог танкистам его уничтожить.
- Что мы узнаем о мальчике? Почему его называют «бедовым»?
Мы знаем приблизительный возраст мальчика. Ему десять-двенадцать лет. Он часто возглавляет детские компании, он озорной и смышленый. Внешность мальчика не описывается. Мы видим только рубаху пузырем.
- Почему командир принял помощь ребенка? Не прогнал, а посадил в танк и продолжил бой?
Бой был трудный и жестокий, и помощь мальчика, возможно, спасла многие жизни.
- Найдите и прокомментируйте описание боя.
Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,
Мы прорывались к площади вперед.
А он гвоздит – не выглянуть из башен,
И черт его поймет, откуда бьет.
Ситуация была драматическая, некогда было предаваться рассуждениям. Слишком большую плату приходилось платить за любое промедление.
Слайд 4.
- После уничтожения пушки с расчетом командир пожимает руку мальчику, как товарищу и говорит «спасибо». Объясните такое отношение танкиста к ребенку.
Помощь мальчика оказалась очень важной. Танкист пожимает ему руку без снисхождения, с уважением и благодарностью.
- Стихотворение называется «Рассказ танкиста». От чьего имени ведется повествование? Какие слова передают живую речь танкиста?
Поэт рассказывает историю от лица бывалого танкиста, участника этого боя. Мы слышим живую речь, так как рассказчик употребляет слова разговорного стиля (нынче, спросонку, мальчонка, городишко, гвоздит, хлопец и др.).
- О чем жалеет танкист? Почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить мальчика, как его зовут?
Танкист чувствует себя неблагодарным, потому что не знает имени того, кому, может быть, обязан своей жизнью и жизнью своих товарищей. Он забыл спросить имя мальчика, потому что не думал о славе, просто выполнял свой долг – защищал Родину. Он узнал бы этого мальчика теперь среди тысячи лиц, но найти его невозможно.
- Стихотворение начинается и заканчивается одинаково (кольцевая композиция). Как вы думаете, почему?
Такое построение подчеркивает трудность военного пути, еще не скорую, но обязательную победу.
- Жанр стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» – баллада. Вспомните определение баллады и докажите принадлежность стихотворения к этому жанру.
Слайд 5.
стихотворение К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»
Слайд 6.
Сейчас вы услышите стихотворение К.М.Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…». Читает его сам автор, который видел войну своими глазами, участвовал в ней как военный корреспондент. Я думаю, что голос поэта и очевидца тронет вас и заставит сильнее ощутить военную драму.
Слайд 7.
(Запись авторского чтения стихотворения).
5. Беседа.
В 1941 году поэт был потрясен седым мальчишкой, которого отец- майор на пушечном лафете вывез из Брестской крепости.
- Что поразило, ранило в сердце К.М.Симонова в облике мальчика?
Спящий мальчик был абсолютно седой. Ощущение драмы подчеркивает прижатая к груди спящая игрушка (видимо мальчик был совсем небольшой).
- Почему мальчик поседел?
За десять дней мальчик пережил страшные моменты: на его глазах погибла мама.
- На сколько частей можно разделить стихотворение? Определите, о чем каждая часть.
Стихотворение можно разделить на две части. В первой рассказывается о встрече с седым мальчиком, а во второй автор размышляет над увиденным.
Слайд 8.
- Во второй части поэт обращается к воображаемому собеседнику. Обратите внимание на строки:
Ты это горе знаешь понаслышке…,
За тридевять земель, в горах Урала твой мальчик спит…,
Я верю: мы во что бы то ни стало в конце концов увидимся с тобой.
-К кому обращается Симонов?
Поэт обращается к своей далекой жене, матери своего сына, которая находится далеко от линии фронта, в эвакуации на Урале.
- Как вы понимаете строки: Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Война не будет закончена, пока люди страдают, пока дети лишаются родителей и родины. Солдат вернется домой только тогда, когда «тот мальчишка возвратиться с нами и поцелует горсть своей земли».
- Объясните последнее четверостишье:
Но если нет, когда наступит дата
Ему, как мне, идти в такие дни
Вслед за отцом, по праву, как солдата,
Прощаясь с ним, меня ты помяни.
Если война не будет закончена, и время встречи не настанет, то долг сына – продолжить дело отца, встать на защиту Родины и воевать до тех пор, пока не будет освобождена последняя пядь родной земли.
Домашнее задание: выучить наизусть понравившееся стихотворение, написать сочинение «Великая Отечественная война в жизни моей семьи».
На: Поэты о Великой Отечественной войне. А. Т. Твардовский. «Рас