Submitted by Юлия Щукина on Fri, 23/04/2010 - 16:24
Воспитательная система предполагает единство в
трех сферах
· В процессе обучения
· Во внеурочное время
· В социуме.
В тоже время не стоит забывать, что семья есть и будет главным фактором и условием развития и воспитания детей. На каких основах должны складываться отношения школы и семьи, чтобы воспитание было успешным? Ответ на этот вопрос мы находим у В.А Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей «сильной рукой для предупреждения об опасностях, «если так будет дальше продолжаться», - и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам». Возможно данный стиль работы с семьей будет возможен только в том случае, если эта работа будет строится на сотрудничестве семьи и школы.
Содержание сотрудничества психолога и родителей включает следующие направления:
· Психолого-педагогическое просвещение родителей;
· Оказание психолого-педагогической помощи;
· Диспетчерская деятельность;
· Участие родителей в психолого-педагогическом сопровождении учащихся.
Общая цель различных форм деятельности по отношению к родителям – и просвещение, и консультирование – видится нам в создании социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения. В первую очередь это помогает решать возникающие проблемы и помогает создавать ситуации сотрудничества.
Оказание психолого-педагогической помощи происходит на групповых и индивидуальных консультациях. На индивидуальных консультациях с родителями чаще всего обсуждались следующие вопросы:
1.Как решать проблемы адаптации.
2.Влияние родительского отношения на успешность обучения.
3.Особенности личностного развития детей в подростковом и юношеском возрастах.
4.Особенности эмоциональной сферы ребенка.
5. Особенности развития познавательной сферы дошкольника.
6. Психологический климат в классе.
7.Проблемы ранней дифференциации детей.
8.Формирование ценностной ориентации подростков. Стили влияния родителей на детей.
9.Проблемы сохранения психологического и физиологического здоровья, предупреждение наркомании и алкоголизма.
10.Психологические проблемы подготовки к ЕГЭ.
Но не все родители приходят на консультации по разным причинам, но от этого вопросов не становится меньше. Следовательно, необходимо было привлечь как можно больше родителей к решению данных проблем.
Психолого-педагогическое просвещение осуществляется через ряд проектов деятельности (всеобуч, родительские собрания), хороший результат дает внедрение проекта «Семейный клуб».
Цель проекта
«Семейный клуб»:
• повышение эффективности взаимодействия родителей с собственными детьми, формирование условий для нормальной сепарации, передача ответственности.
• формирование представления родителей о распределении ответственности за воспитание детей между школой и семьёй:
• раскрытие позиции школы: ответственность педагогов за развитие детей не является всеобъемлющей, часть её лежит на родителях.
Задачи «Семейного клуба»:
• повышение информированности родителей о психологических особенностях подросткового возраста;
• раскрытие личностных возможностей родителей;
• отработка навыков общения для повышения эффективности процессов коммуникации,
• регулирование детско-родительских отношений.
Темы заседания:
Начальная школа.
1. В школу с радостью и тревогой
2. Моя семья (презентация семьи)
3. Такие разные дети
4. Непослушные дети
Заседания клуба – это не толь изложение теоретического материала, но и обязательная практическая часть.
Например, тема заседания клуба «Непослушные дети» включает в себя элементы самодиагностики, теоретический материал, тренинговые упражнения. В конце заседания совместно с родителями и классным руководителем разрабатываются пошаговые рекомендации «Как справиться с проблемой». Результатом данного заседания стала возникшая уверенность родителей, что с непослушанием можно справиться, не прибегая к наказаниям.
5. Кризис подросткового возраста или как сберечь нервы и сохранить любовь?
6. Здоровая семья - здоровый ребенок
7. Профориентация учащихся и выбор профиля.
8. Способы решения конфликтов
9. Как помочь ребенку подготовиться к ЕГЭ
Ожидаемые результаты:
1. Привлечение родителей к школьным делам.
2. Распределение ответственности за воспитание детей между школой и семьей.
3. Эффективное взаимодействие в триаде: учитель-ребенок- родитель.
Размещено Sat, 01/05/2010 - 13:20 пользователем Елена Клементьевна Возная.
Уважаемая Юлия!Вы говорите о самых известных методах работы с родителями. Хотелось бы узнать, какие инновационные методы в этом направлении вы применяете и нам бы посоветовали. Спасибо за сотрудничество!
На: Мастер-класс Работа с родителями