МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 п. Каменский Красноармейского района Саратовской области»
Согласовано:
Зам. директора по УР
________Галинова Е.Н.
«__» __________ 200_г.
|
Утверждаю:
Директор школы
_____Гермоний В.В.
«__» _________ 200_г.
|
Программа
опытно – экспериментальной работы
творческой группы
учителей начальных классов
по теме:
«Информационно – коммуникационные
технологии в начальной школе».
200_ - 20__ учебный год
I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
|
«ИКТ в начальной школе»
|
Дата принятия решения о разработке Программы
|
Решение педагогического совета Протокол № 1 от 28 августа 2008 г.
Решение методического совета МОУ СОШ № 10 п. Каменский. Протокол № 1 от 22 октября
|
Основание для разработки Программы
|
Приказы по управлению образования №№ 332, 333 от 29.08.2008
Приказы по МОУ СОШ 10 п. Каменский №213 от 30.08.2008, №49 от 27 ноября 2009, № 50 от 27 ноября 2009
|
Основные разработчики Программы
|
Творческая группа под руководством
Козлицкой Ирины Владимировны, учителя начальных классов
МОУ СОШ № 10 п. Каменский
|
Исполнители Программы
|
Ульман Вера Трофимовна, учитель начальных классов
МОУ СОШ № 10 п. Каменский
|
Цель Программы
|
Апробация новых методик и технологий в обучении и воспитании младших школьников
|
Задачи Программы
|
Апробация модуля «Практика работы на компьютере» в курсе «Технология» в младших классах.
Разработка рекомендаций по использованию в учебно-воспитательном процессе учебников А.В.Горячева «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер».
Создание электронного пакета документов, необходимых учителю начальных классов для организации обучения младших школьников работе на компьютере.
|
Сроки реализации
|
29 августа 2008 года – 25 мая 2010 года.
|
Численность учащихся
|
22 ученика (3 класс – 12, 4 класс – 10)
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
|
Повышение уровня качества начального образования.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся путем освоения и использования средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
|
Организация контроля над выполнением Программы
|
Управление образованием г. Красноармейска:
методист Варзина Светлана Юрьевна
Администрация школы: зам. директора по УР Галинова Елена Николаевна.
Руководитель МНЛ СОШ № 10: Гермоний Ирина Анатольевна.
|
II. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Школа основана в 1956 году. В 1986 году было построено новое современное здание для школы. С 1989 года школа перешла на 4-х летнее начальное общее образование, с 1991 года – на одиннадцатилетнее среднее (полное) общее образование. В 1996 году школа приобрела статус муниципального учреждения и стала именоваться «Муниципальная Каменская средняя общеобразовательная школа №10 п. Каменский Красноармейского района Саратовской области».
На основании Постановления Администрации ОМО Красноармейского района Саратовской области № 337 от 15.03.2002 года школа переименована в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 п. Каменский Красноармейского района Саратовской области».
Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10 п. Каменский Красноармейского района Саратовской области».
Юридический и фактический адреса школы: 412815 Саратовская область, Красноармейский район, п. Каменский, ул. Советская,37, телефон: (84552)3-43-17
e-mail Адрес сайта в Интернете http://www.sclkamenski.ucoz.ru/ Директор школы Гермоний Владимир Владимирович.
Численность учащихся начальной школы, участвующих в эксперименте - 22 человека (3 класс – 12, 4 класс – 10). Занятия проводятся в одну смену. Режим занятий – шестидневная рабочая неделя. Продолжительность занятий – 45 минут.
Количество учителей начальной школы, участвующих в эксперименте – 2.
№ п/п
|
Ф.И.О.
|
Занимаемая должность, звание, образование
|
1.
|
Козлицкая Ирина Владимировна
|
Учитель начальных классов, «Отличник народного просвещения»
Среднее специальное
|
2.
|
Ульман Вера Трофимовна
|
Учитель начальных классов, «Почётный работник общего образования»
Среднее специальное
|
Материально-техническая база эксперимента.
В двух кабинетах начальной школы: 3 компьютера, 1 ноутбук Toshiba, 1 принтер-сканер HP, 2 проектора, 1 экран, 1 интерактивная доска Clasus, учебники А.В.Горячева «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер» для 3 и 4 класса (по числу учащихся и учителей). В кабинете информатики: 10 ПК учащихся и ПК учителя, соединённых в локальную сеть; проектор, интерактивная доска, принтер, сканер, модем.
III. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПРОГРАММЫ
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1) Приказ № 332 по Красноармейскому управлению образования от 29.08.2008 «Об организации опытно – экспериментальной деятельности в общеобразовательных учреждениях Красноармейского района».
2) Приказ № 333 по Красноармейскому управлению образования от 29.08.2008 «Об организации работы муниципальных экспериментальных площадок в Красноармейском муниципальном районе в 2008 – 2009 учебном году».
3) Приказ № 213 по МОУ СОШ № 10 п. Каменский «Об организации в 2008 – 2009 учебном году опытно – экспериментальной работы в МОУ СОШ № 10 п. Каменский».
4) Приказ Министерства образования Саратовской области № 1994 от 12.10.2009 «Об организации в 2009/2010 учебном году деятельности муниципальных научных лабораторий».
5) Приказ № 49 по МОУ СОШ № 10 п. Каменский от 27 ноября 2009 года «О создании научной лаборатории «Педагогический поиск»».
6) Приказ № 50 по МОУ СОШ № 10 п. Каменский от 27 ноября 2009 года «О создании научной лаборатории «Педагогический поиск»».
IV.АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ЭКСПЕРИМЕНТА
Компьютеризация охватила все стороны жизни человека: производство и культуру, быт и науку, искусство и образование. Обязанностью школы является подготовка детей к жизни в современном обществе, которое характеризуется созданием мировой информационной структуры, превращением информации в экономическую категорию, развитием различных информационных технологий. Согласно Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, одним из приоритетов образовательной политики является обеспечение всеобщей компьютерной грамотности. Планируется введение обязательного экзамена по информационным технологиям за курс основной школы. Согласно новому Базисному Учебному Плану (БУП) информатика в начальной школе будет преподаваться в рамках предмета "Технология" в 3—4-х классах как модуль «Практика работы на компьютере». Поэтому понятны причины, побуждающие педагогов использовать новейшие информационные, в частности, компьютерные технологии в практике начальной школы. Попробуем сформулировать эти причины.
Во-первых, в информационном обществе, наполненном фундаментальными открытиями и новейшими технологиями, важнейшей социальной задачей стало формирование нового стиля мышления. А наиболее интенсивно развитие интеллекта происходит в младшем школьном возрасте. Учащиеся начальных классов легче и быстрее, чем старшеклассники, осваивают новые технологии, так как у них ещё не сложился стереотип мышления.
Во-вторых, с каждым годом растёт количество школьников, имеющих свой персональный компьютер, а распространённость компьютеров в мире настолько велика, что умение использовать их в повседневной жизни формирует новый стиль жизни и становится элементом общей культуры человека. У учащихся начальных классов наблюдается большой интерес к компьютерным играм, а следовательно, и мотивация к изучению азов компьютерной грамотности.
В-третьих, совершенствование образовательного процесса и введение профильного обучения предполагает углубленное изучение отдельных предметов школьной программы и реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении. Роль компьютера как средства модернизации процесса образования при этом неуклонно возрастает, что ставит учащихся перед необходимостью быть его грамотными пользователями.
В-четвёртых, внедрение информационных технологий в учебный процесс и объединение их с традиционными методами преподавания ставит школьников перед необходимостью быть готовыми к меняющимся формам обучения, к восприятию усовершенствованного содержания предметов, к самостоятельному поиску межпредметных связей.
V. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЭКСПЕРИМЕНТА.
ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Цель эксперимента: апробация новых методик и технологий в обучении и воспитании младших школьников.
Задачи:
1) Апробация модуля «Практика работы на компьютере» в курсе «Технология» в младших классах.
2) Разработка рекомендаций по использованию в учебно-воспитательном процессе учебников А.В.Горячева «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер».
3) Создание электронного пакета документов, необходимых учителю начальных классов для организации обучения младших школьников работе на компьютере.
Предмет исследования: модуль «Практика работы на компьютере» в курсе «Технология».
Объект исследования: учащиеся 3 – 4 классов общеобразовательной школы.
VI. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
повышение уровня качества начального образования;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся путем освоения и использования средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения обучающихся к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение учащимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Критерии оценивания ожидаемых результатов:
1) создание и разработка собственных инновационных программ, методик и пособий: электронный пакет документов, необходимых учителю начальной школы для организации обучения школьников 3-4 классов работе на компьютере, куда входят:
& апробированные рабочие программы модуля «Практика работы на компьютере;
& подробные поурочные разработки;
& приложения в виде презентаций и тестов.
2) Результаты участия педагогов в конкурсах педагогического мастерства, конференциях, мастер - классах, доля получения ими грамот и сертификатов:
& Выступление на конференции «Актуальные задачи современной модели образования» (тема «Информатизация процесса обучения как составляющая нового качества школьного образования»), г. Красноармейск, август 2008 года. – Козлицкая И.В.
& Региональный конкурс методических разработок «Методическая шкатулка» - 2008 (Козлицкая И.В., Ульман В.Т. – лауреаты).
& Мастер-класс «Анимационные и звуковые эффекты в мультимедийной презентации» (2008 год). – Ульман В.Т.
& Мастер-класс «Создание теста на основе шаблона – презентации в программе MS PowerPoint» (2009 год). – Козлицкая И.В.
& Открытое итоговое мероприятие по информатике в 3 классе «Лучший знаток информатики» (май 2009 года). – Козлицкая И.В.
& Мастер-класс «Работа в сетевом образовательном сообществе» (2009 год). – Козлицкая И.В.
& Региональный конкурс методических разработок «Педагогический Олимп. Начальное образование» - 2009. Призовые места в номинации «ИКТ: Интерес! Компетентность! Творчество!» (1 место – Козлицкая И.В., 3 место – Ульман В.Т.)
& Открытый урок в 3 классе с использованием интерактивной доски (2010 год). – Ульман В.Т.
3) Результаты участия обучающихся в классах в районных и областных олимпиадах, конкурсах, смотрах и т.д.:
& во Всероссийском игровом конкурсе «КИТ – компьютеры, информатика, технологии» ученица 3 класса Курбатова Екатерина в 2008 – 2009 учебном году заняла первое место в регионе (сертификат от 3 февраля 2009 года).
VII. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТА
Эксперимент начат 29 августа 2008 года, предполагаемый срок завершения – 25 мая 2010 года. Численность учащихся: 22 ученика (3 класс – 12, 4 класс – 10).
Эксперимент будет проходить в 3 этапа:
1этап: организационно - подготовительный (первое полугодие 2008-2009 г)
Цель: анализ ситуации, подготовка нормативно-правовой базы.
1) Изучение программы начального общего образования по технологии (труд).
2) Изучение программы по информатике и ИКТ для начальной школы (автор А.В.Горячев).
3) Изучение Базисного учебного плана.
4) Знакомство с Федеральным перечнем учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2008/2009 учебный год.
5) Семинар «Преподавание «Информатики и ИКТ» в начальной школе» на базе СарИПКиПРО 1 октября 2008 года. – Козлицкая И.В.
6) Семинар «ПНП «Образование» - фактор повышения профессиональной компетенции педагогов» на базе СарИПКиПРО 6 ноября 2008 года. – Ульман В.Т.
7) Разработка рабочих программ по Технологии (модуль «Практика работы на компьютере») для учащихся 3 и 4 классов.
2 этап: содержательно - деятельностный (январь 2009 – май 2010 г). Цель: отработка основных направлений деятельности эксперимента, обеспечивающих его реализацию.
1) Апробация и внедрение в учебно-воспитательный процесс УМК А.В. Горячева «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер».
2) Организация проектной деятельности в школьной информационной среде.
3) Подготовка к изданию материалов, отражающих результаты проводимых исследований (подробных конспектов уроков, презентаций, электронных и печатных тестов, проектных работ учащихся).
4) Для того чтобы учитель начальных классов мог вести уроки информатики в начальной школе, ему нужно овладеть определёнными умениями и навыками работы на компьютере: с текстовым и графическим редактором, программой для создания презентаций и тестов и т.д. Кроме того обязательным является умение работать в сети Интернет. Поэтому важной составляющей экспериментальной работы является информационно – консультационная деятельность педагогов-экспериментаторов в образовательном учреждении:
& Доклад на заседании МО учителей начальных классов «Модуль курса «Технология» «Практика работы на компьютере» (2008 год). – Козлицкая И.В.
& Мастер-класс «Анимационные и звуковые эффекты в мультимедийной презентации» (2008 год). – Ульман В.Т.
& Мастер-класс «Создание теста на основе шаблона – презентации в программе MS PowerPoint» (2009 год). – Козлицкая И.В.
& Открытое итоговое мероприятие по информатике в 3 классе «Лучший знаток информатики» (май 2009 года). – Козлицкая И.В.
& Мастер-класс «Работа в сетевом образовательном сообществе» (2009 год). – Козлицкая И.В.
& Открытый урок в 3 классе с использованием интерактивной доски (2010 год). – Ульман В.Т.
5) Немаловажными мы считаем и такие мероприятия, как обмен опытом с учителями РФ и его распространение через сетевое взаимодействие:
&Выступление на конференции «Актуальные задачи современной модели образования» (тема «Информатизация процесса обучения как составляющая нового качества школьного образования»), г. Красноармейск, август 2008 года. – Козлицкая И.В.
& Публикация рабочей программы для 3 класса в Сети творческих учителей (библиотека сообщества «ИКТ в начальной школе» "Козлицкая И.В. Рабочая программа по технологии (ИКТ)" URL: http://it-n.ru/attachment.aspx?id=47260);
& Помощь учителям Воронежской области в разработке рабочей программы для 4 класса (Наталья Терпугова <[email protected]>);
& Публикация рабочих программ для 3 и 4 классов, отдельных разработок уроков и проектных работ в сетевом образовательном сообществе Открытый класс ( http://www.openclass.ru/drupalit/count-vote/53904/1 - программа по технологии (модуль "Практика работы на компьютере"), 3 класс. http://www.openclass.ru/stories/65329 - программа по технологии (модуль "Практика работы на компьютере"), 4 класс.)
& Обсуждение в блоге Открытого класса «Компьютер в начальной школе: урок, кружок или факультатив?» http://www.openclass.ru/blogs/83051
& Публикация в образовательном сообществе Педсовет материала «Внедрение информационных технологий в образовательный процесс начальной школы». Ссылка:http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,13407/
3 этап: презентационно - контрольный (май 2011г). Цель: подвести итог и выявить перспективы дальнейшей работы.
После подготовки полного пакета документов планируется отчёт на заседании методического совета о результатах апробации модуля «Практика работы на компьютере» и разработка рекомендаций:
& о сроках и времени изучения модуля,
& о целесообразности использования учебников и пособий,
& о мерах по соблюдению преемственности в изучении «Информатики и ИКТ» между 4 и 5 классами ОУ.
IX. СОСТАВ УЧАСТНИКОВ И ИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ В РАМКАХ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Участники эксперимента – обучающиеся 3 и 4 классов ОУ
Автор программы – Козлицкая Ирина Владимировна
Экспериментатор-исполнитель - Ульман Вера Трофимовна, организует учебно-воспитательный процесс в нужном направлении, осуществляет педагогическое воздействие.
Руководитель МНЛ – Гермоний Ирина Анатольевна, осуществляет научно-методическую, консультационную и организационную функцию.
Администрация – Галинова Елена Николаевна, несёт ответственность за результаты эксперимента.
VIII. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В РЕЖИМЕ ЭСПЕРИМЕНТА
П Л А Н Р А Б О Т Ы
творческой группы в составе МНЛ Красноармейского района на базе МОУ СОШ № 10
п. Каменский Красноармейского района Саратовской области
на 2008/2009 учебный год
№
|
Мероприятия
|
Сроки
|
Ответственный
|
1. Организационная деятельность
|
1.
|
Подготовка нормативно-правовой базы (приказы, положения, протоколы)
|
сентябрь 2008
|
Козлицкая И.В.
|
2.
|
Изучение программы начального общего образования по технологии (труд)
|
1 полугодие 2008
|
Козлицкая И.В., Ульман В.Т.
|
3.
|
Изучение программы по информатике и ИКТ для начальной школы (автор А.В.Горячев)
|
1 полугодие 2008
|
Козлицкая И.В., Ульман В.Т.
|
4.
|
Изучение БУП, Госстандартов, знакомство с Федеральным перечнем учебников на 2008/2009 уч. год.
|
1 полугодие 2008
|
Козлицкая И.В., Ульман В.Т.
|
5.
|
Повышение квалификации на семинарах на базе СарИПКиПРО
|
01.10.2008
06.11.2008
|
Козлицкая И.В.,
Ульман В.Т.
|
2. Сетевое взаимодействие
|
1.
|
Доклад на муниципальной конференции "Актуальные задачи современной модели образования" (тема "Информатизация процесса обучения как составляющая нового качаства образования")
|
август 2008
|
Козлицкая И.В.
|
2.
|
Размещение материалов в "Сети творческих учителей" (сообщество "Интерактивные технологии в ОП")
|
05.2009
06.2009
|
Козлицкая И.В.,
Ульман В.Т.
|
3.
|
|
|
|
4.
|
|
|
|
5.
|
|
|
|
3. Информационно-консультационная деятельность
|
1.
|
Доклад на заседании МО учителей начальных классов "Модуль курса "Технология" "Практика работы на компьютере"
|
октябрь 2008
|
Козлицкая И.В.
|
2.
|
Мастер-класс "Анимационные и звуковые эффекты в мультимедийной презентации"
|
ноябрь 2008
|
Ульман В.Т.
|
3.
|
Мастер-класс "Создание теста на основе шаблона-презентации в программе MS Power Point"
|
февраль 2009
|
Козлицкая И.В.
|
4.
|
Открытое итоговое мероприятие по информатике в 3 классе "Лучший знаток информатики"
|
май 2009
|
Козлицкая И.В.
|
5.
|
|
|
|
4. Опытно-экспериментальная деятельность
|
1.
|
Разработка рабочей программы по технологии (модуль "Практика работы на компьютере") для 3 класса
|
декабрь 2008
|
Козлицкая И.В.
|
2.
|
Разработка подробных поурочных планов-конспектов
|
2 полугодие 2008-2009 уч. года
|
Козлицкая И.В.
|
3.
|
Подготовка приложений к урокам: презентаций, тестов, проектов
|
в течение года
|
Козлицкая И.В., Ульман В.Т.
|
4.
|
Участие учащихся 3 класса во Всероссийском игровом конкурсе "КИТ - компьютеры, информатика, технологии"
|
ноябрь 2008
|
Козлицкая И.В.
|
5.
|
|
|
|
|
На: Программа опытно – экспериментальной работы творческой груп
Здравствуйте, очень интересная программа, будут ли потом результаты представлены?
На: Программа опытно – экспериментальной работы творческой груп
Уже ознакомилась с резудьтатами.