Тарасов А.В.
Главными задачами организации учебно-исследовательской работы в образовательных учреждениях являются:
- выявление одаренных детей и обеспечение реализации их творческого потенциала;
- развитие художественных и научных способностей на основе углубленного изучения предметов гуманитарного цикла;
- развитие аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и проведения исследований.
Нормативно-правовая база:
- Концепция модернизации российского образования до 2010 года.
- Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010г., подпрограмма «Одаренные дети».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17.06.04 №288, Указ Президента Российской Федерации от 06.04.06 №325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи»,
- приказ Федерального агентства по образованию от 29.03.07 №585 «О предметных и межпредметных олимпиадах учащейся молодежи в рамках Российской научно-социальной программы «Шаг в будущее».
- Решение Коллегии министерства образования РФ от 10.01.1996 года №1/1 «О развитии учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе дополнительного образования»
- Программа развития МОУ "Михайловская СОШ" 2006-2010
В рамках программы поддержка инновационных проектов в сфере образования; поддержка одаренных детей; создание образовательных программ, отражающих индивидуальную траекторию развития ребенка.
В школе созданы условия для успешной проектно-исследовательской деятельности учащихся. Это не отдельный элемент образовательной среды, а система, отражающая ориентированность ОУ на творческий поиск. Разработана программа развития школы, организована экспериментальная деятельность, ОУ принимают активное участие в реализации национального проекта «Образование». В школе действует научные общества, создан банк ЦОР. Традиционно учащиеся активно участвуют в районных, областных, Всероссийских конкурсах, олимпиадах.
Из опыта разработки проектов по истории.
Этапы разработки:
1. Каждый проект начинается с идеи. Если она пришла в голову ученикам, то это замечательно. Но, считаю, что инициировать исследовательскую деятельность должен учитель, пусть даже и не явно. Он должен навести учащихся на мысль, на противоречие, на животрепещущий вопрос. Исходя из этих предпосылок, формулируется тема проекта.
2. Затем осуществляется изучение уровня предварительных представлений и опыта учащихся по теме проекта. Можно познакомить учащихся с направляющими вопросами проекта, чтобы узнать, что по этому поводу они думают. Это - своего рода оценивание, которое не носит окончательный характер, так называемое формирующее оценивание.
3. Проекты нацелены на достижение учебных целей, соответствующих стандартам обучения. Проект имеет ясные цели, которые соответствуют образовательным стандартам и сосредоточен на том, что будут знать ученики в результате обучения.
4. "Хороший" проект должен быть связан с реальной жизнью, с опытом ученика, с местным сообществом. Задания в рамках проекта должны быть посильны ученику.
5. В итоговых работах по проекту ученики демонстрируют понимание вопроса и усвоение стандартов. Для этого они работают с различными источниками информации.
6. Значимым моментом при подготовке проектов является сотрудничество учащихся. Это дает им возможность общения, возможность быть оцененным в коллективе сверстников не только по досуговым показателям, но и и по умственным и трудовым.
7. Ситуация успеха, складывающаяся по окончании проекта способствует поднятию самооценки ученика, мотивации к изучению предмета.
8. Возможность защиты своей работы помогает формированию навыков публичных выступлений, накоплению опыта разнообразной учебной деятельности, снижает в дальнейшем страх перед необходимостью выступать на аудиторию.
Результатом проектно-исследовательской деятельности можно считать следующие достижения моих учащихся (только федеральный уровень):
2006-2007.
Межрегиональная общественная организация «Объединение преподавателей истории» Интернет-проект «СОМ в помощь учителю» - диплом участника.
Всероссийский открытый конкурс школьных работ «Встреча культур (история в поликультурном обществе)» - сертификат участника.
Государственный Университет – Высшая Школа Экономики. Социологический клуб «Город». Проект «Выездные социологические школы» - диплом победителя.
Всероссийский конкурс МГУ «Покори Воробьёвы Горы» - диплом победителя.
Игровой конкурс учащихся по истории «Золотое Руно» - диплом победителя.
2007-2008.
Государственный Университет – Высшая Школа Экономики. Социологический клуб «Город».
Проект «Выездные социологические школы» - диплом лауреата.
Международный игровой конкурс учащихся по истории «Золотое Руно» - диплом победителя.
2008-2009.
Международный игровой конкурс учащихся по истории «Золотое Руно» - диплом победителя.
|
На: Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории и
На: Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории и
Спасибо Юлия Римовна. Кстати ваша работа мне тоже понравилась.
На: Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории и
Алексей Владимирович, Вам отлично удаётся изложить материал, коротко отразив в нем всё самое необходимое.Здорово!
На: Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории и
Приятно читать сей комментарий, спасибо Ольга Валерьевна.
Не стану скрывать материала у меня действительно очень много. Но необходимо кратко и сжато показать главное.
Кстати ваш материал тоже интересен!
На: Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории и