Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}
Организация групповой деятельности младших школьников.
Из опыта работы
Петрикова С.С.- учитель начальных классов МОУ СОШ №2 села Александровского
В школе я работаю 12 лет, из них 3 года в начальной школе.
Используя различные формы работы с детьми, отдаю предпочтение групповой форме организации деятельности учащихся.
Для полноценного совместного учебного действия очень важны такие формы работы, как групповая: взаимная проверка заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия.
Так, в ходе взаимной проверки группы на уроке я осуществляю формы проверки, которые ранее выполнялись мною.
На первых этапах введения этого действия, одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю (выявляются причины ошибок, разъясняется их характер).
Одной из главных целей организации групповой деятельности является развитие мышления учащихся. Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, мои учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса. У робких и слабых детей развивается школьная тревожность, у лидеров – искажение становления характера. Каждый ребенок имеет возможность утвердиться в себе в микроспорах, где нет подавляющего авторитета учителя и внимания всего класса.
В групповой деятельности учащиеся приобретают опыт выполнения тех рефлексивных функций, которые составляют основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание, планирование). Ещё хочется отметить то, что работа в группе позволяет повысить мотивацию, вовлечь в содержание обучения как можно больше учащихся класса.
Особо хочу обратить внимание на воспитательные моменты. При правильной организации групповой деятельности школьники учатся общаться, отстаивать свою точку зрения, слышать и принимать мнение другого, приходить на помощь товарищу в затруднительной ситуации.
Цели групповой работы я открыто объявляю и объясняю самым тщательным образом. От этого зависит самоопределение учащихся, серьезность их намерения работать в группе.
В основе разделения на группы не должны лежать сложившиеся между учащимися дружеские отношения, в противном случае есть опасность выделения, обособления внутри группы сильной доминирующей пары (тройки) учащихся, между которыми существует известная сплоченность.
Всегда в начале работы по группам, я учитываю личные склонности, но следует учитывать и то, что “слабому” ученику нужен не столько сильный, сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцев можно посадить вместе. Самых развитых не стоит на долго прикреплять к слабым, т.к. для успешного роста им тоже нужен равный партнёр или даже более сильный. Опасно объединять двух озорников или тихонь. Хорошо, если в группе есть человек, который может организовать работу, пусть он не будет при этом генератором идей. Ни в коем случае не стоит вместе собирать “слабых” учеников.
Для того, чтобы группа сработалась, часто пересаживать учащихся не стоит, но и не редко. Способов пересадки может быть много: я сама рассаживаю школьников на своё усмотрение; выбираю 3 -4 капитана, которые набирают себе команду; предлагаю найти в классной комнате место, где наиболее удобно и комфортно ( в этом случае, когда все рассядутся, нужно обратить внимание на соседей “Вам действительно приятно в этой компании?”).
Я считаю, что: НЕ допускается при организации групповой работы:
1. Принуждать, высказывать неудовольствия, если кто-то не хочет работать в группе. Лучше после выяснить причину отказа от работы.
2. 10-15 минут совместной работы – это максимальное время. Если время работы больше, то участники утомляются и эффективность снижается.
3. Требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием. Для того, чтобы уровень шума был оптимальным, можно придумать “шумомер”.
4. Наказывать лишением работы в группе.
В заключении хотелось бы отметить, что групповая работа, конечно, не является панацеей от всех бед. Есть и проблемы, такие как:
- взаимоотношения детей сложно налаживать;
- не всегда учитель может проследить, на сколько продуктивно работают все учащиеся;
- дети много говорят не по существу.
Но эти проблемы можно решить, занимаясь такой работой в системе, хорошо представляя задачи и цели, которые нужно достичь. Нет смысла ставить и тем более обсуждать вопрос о том, какая из форм организации работы предпочтительнее: фронтальная, индивидуальная или групповая.
Каждая хороша в рамках тех задач, которые она должна решить.
|