Официальный сайт aksakal 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Концепция педагогической деятельности

Фото пользователя Сакина Хурматовна Тутманова
Размещено: Сакина Хурматовна Тутманова - вт, 20/04/2010 - 17:19
Данные об авторе
Автор(ы): 
Тутманова Сакина Хурматовна
Место работы, должность: 
Башкирская республиканская гимназия - интернат №1 имени Рами Гарипова, учитель математики
Регион: 
Республика Башкортостан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Математика
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
Концепция содержит все направления педагогической деятельности учителя. Основное место уделено применению технологии академика В.М.Монахова в курсе алгебры и начал анализа.

 

 

Концепция педагогической деятельности

Тутмановой Сакины Хурматовны

Тема: Технология академика Монахова в применении к курсу  алгебры и начал анализа


 

 

 

 

 

 

Краткая информация о себе и своей педагогической деятельности

Тутманова Сакина  Хурматовна

 

в 1983 году закончила математический факультет БГУ,

 

 

учитель математики высшей категории  БРГИ №1 имени Рами Гарипова, г. Уфа.

   Математика – опорный предмет для смежных дисциплин. Она формирует логическое мышление, развивает творческую личность, вносит вклад в формирование общей культуры, способствует пониманию красоты и изящества рассуждений, восприятия геометрических форм, развивает воображение, пространственное представление.

 

   Основная задача обучения математике – обеспечить прочное усвоение учащимися системы математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Для этого я должна:

 

·        обеспечить преемственность;

·        формировать у учащихся устойчивый интерес к предмету;

·        показать красоту и гармонию математики;

·        выявлять и развивать математические способности;

·        готовить к поступлению и обучению в ВУЗе.

   Цель моей педагогической деятельности – воспитание творческой, мыслящей личности.

   Принципы, на которых строится моя педагогическая деятельность:

 

·        преемственность развития содержательных линий при обучении математике; преемственность на всех ступенях обучения: начальная школа-среднее звено - старшее звено;  

·        сочетание и взаимосвязь  различных форм организации учебного процесса (уроки, факультативы, внеклассные мероприятия и т. д.);

 

·        успешность обучения;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 

·        гуманизация, дифференциация обучения;

·        понятное, целостное изложение материала;

·        технологизация;

  Основная работа в обучении математике направлена на формирование тех или иных понятий. Важным условием осознанного овладения и использования понятий является поэтапное их формирование, при котором учащиеся переходят от одной ступени абстракции к другой, более высокой, т. е. реализация принципа преемственности содержательных линий. Необходимым условием успешной работы в среднем и в старшем звене является обеспечение преемственных связей отдельных звеньев системы математического образования. Я в течение нескольких лет изучала разные методические аспекты проблемы преемственности в обучении математике и, обобщив опыт своей работы, вступила на районном семинаре учителей математики.

   Неотъемлемой частью образовательного процесса по математике являются факультативные, кружковые занятия. В сельских условиях, где мало возможностей образовать математические классы, они необходимы для углубленного изучения математики, подготовки учеников к поступлению в СУЗы и ВУЗы, повышения уровня общей математической подготовки. Продуманные во всех деталях, хорошо организованные факультативные занятия помогают развивать математическую культуру, формировать у учащихся устойчивый интерес к предмету. Результатом многолетней поисковой работы стала разработанная мною программа факультативного курса для 8,9 классов.     

   В соответствии с концепцией  формирования и развития ученика как личности занимаюсь также проблемами содержания математического образования с учетом специфики класса, индивидуальных возможностей и способностей учащихся. В 10б и 11г классах работаю по расширенной программе.

  Весьма существенным компонентом педагогического процесса является эстетическое воспитание. Для эстетического воспитания на уроках математики

·        показываю ученикам гармонию и стройность формул, доказательств, красоту различных фигур;

·        решаю задачи и доказываю теоремы различными методами и сравниваю эти методы по оригинальности приемов;

·        привлекаю биографические сведения о математиках, об их разносторонних дарованиях.

Мои любимые высказывания: «Поэт следует своему чувству, между тем он незримо руководствуется законами математики» (Лобачевский Н.И). И наоборот «Математик, который не есть поэт, не будет никогда подлинным математиком» (Карл Вейерштрасс). Кроме воспитательной цели эти нехитрые приемы оживляют урок, являются хорошей мотивацией.

    Я сама люблю поэзию, пишу стихи. Готовится к выпуску сборник стихотворений «Күңелемдә йыр уянды».

 

  Для реализации принципа целостного и интересного изложения математики при изучении многих тем я применяю историко-генетический метод. Использование на уроках элементов истории математики повышает интерес учащихся, имеет большое мировоззренческое и общекультурное значение. А в основе историко-генетического метода лежит следующее: изучая математику, учащиеся кратко повторяют путь человечества, который оно прошло, добывая математические знания. Словами американского математика М. Клайна: «Нет никакого сомнения, что затруднения, которые встретили великие математики, являются теми же камнями преткновения, какие встречают учащиеся, и что никакие попытки смазать  эти трудности с помощью логической словесности не достигнут цели. Больше того, учащимся придется преодолеть эти трудности почти тем же путем, каким это преодолели математики, постепенно привыкая к новым понятиям, оперируя с ними и используя все интуитивные средства, которые учитель может им преподнести». Зная этот путь, зная историю математики, используя эти знания, можно координировать учебный процесс, делая его более эффективным, а математику более понятной. Ведь, реализуя этот метод в своей работе, я вместе с учащимися повторяю путь развития науки, веду их по пути новых открытий. (Разработка одного урока, построенного с использованием историко-генетического метода, прилагается.)

    В последнее время в классах много неуверенных в себе, страдающих неврозами детей. Если первая причина этого явления кроется в семье, то вторая причина – в значительном увеличении объема информации, включаемой в содержание образования, в то время как возможности человека в усвоении этой информации остаются прежними. Возникает противоречие, которое получило форму перегрузки учащихся учебным материалом, ведущей к ослаблению здоровья учащихся. Чтобы  понять их и помочь, я начала изучать дианетику, современную науку о разуме. Принцип успешности обучения одно из положений дианетики. Этот принцип состоит в том, что у каждого ученика должен быть свой, пусть маленький, но собственный успех. Успех рождает вдохновенье, уверенность в своих силах. Задача учителя - помочь каждому ученику достичь такого успеха.  В соответствии с дианетикой также считается, что человек в своей основе хороший. И, чтобы вновь поднять человека на более высокий уровень порядочности и способностей, нужно усилить его хорошие качества, вместо того, чтобы пытаться исправить его плохое поведение.  Эти и другие основные положения применяю в своей педагогической деятельности.

   На уроках широко используются игровые формы (в средних классах), лекции, семинары, зачеты (в старших классах). Но  существенного повышения эффективности обучения можно добиться за счет применения новых технологий обучения.

Формирование концепции

   Во второй половине ХХ века к числу важнейших проблем реформирования школьной математики начали относить вопросы совершенствования содержания математического образования, формирования качеств личности и мышления школьников. Стало очевидным, что методика должна интересоваться деятельностью на уроке не только учителя, но и ученика. Традиционная модель обучения математике отвечала системе: «государство - общество-школа-ученик». Сегодня же последовательность этой цепочки иная. В центре внимания – ученик, его саморазвитие. Главное в новой педагогической парадигме – личностно ориентированное обучение. Условиями же гуманизации математического образования являются дифференциация обучения и мотивация. Проблема дифференциации решалась в основном применительно к разделению учебных программ в зависимости  от успеваемости (сильные, средние, слабые).  Между тем дифференциация должна исходить из индивидуальности ученика, учитывать уровни мотивации и волевых условий при овладении знаниями.  Именно эти проблемы заставляют нас совершенствовать стиль своей работы,  изучать и применять в работе новые технологии, постепенно формировать свою концепцию педагогической деятельности.

  Работая в старших классах, как педагог перед собой поставила задачи:

·               создавать условия для проявления познавательной, творческой активности учащихся;

·        научить воспринимать целостную информацию;

·        развивать способности к самообучению.

 Для реализации этих целей  начала системную работу по модульной технологии, элементы которой я применяла и в

8-х, 9-х классах. Модульная педагогическая технология (технология академика Вадима Макарьевича Монахова) конструируется на основе ряда целей. Важнейшая из них – создание комфортного темпа работы для каждого ученика. Каждый ученик получает шанс определить свои возможности в учении и приспособиться к тем уровням изучения материала, которые предложены учителем.

  Педагогическая технология В.А. Монахова – это, прежде всего продуманная во всех деталях деятельность педагога по проектированию учебного процесса, реализации проекта, осмыслению сделанного. По этой технологии центральное место в системе « учитель-ученик» занимает учащийся. А учитель осуществляет мотивационное управление его учением, т.е. мотивирует, координирует, консультирует и контролирует.

 Информационная модель учебного процесса в модульной технологии формируется параметрически (модулями). Эти параметры – целеполагание (система микроцелей), диагностика, дозирование самостоятельной деятельности учащихся, логическая структура, коррекция. Они целостно описывают все закономерности и природу учебного процесса. Коротко расскажу об этих модулях.

 

·        Целеполагание – представляет информацию о цели и направленности учебно-воспитательного процесса в виде системы микроцелей.

 

 

·        Диагностика – дает информацию о факте достижения  или не достижения конкретной микроцели.

 

·        Логическая структура – содержит информацию о переводе методического замысла учителя в целостную наглядную модель учебного процесса, встраивая в нее методические программы развития (речи, памяти, внимания, и т.д.).

 

 

·        Коррекция – представляет информацию о педагогическом «браке» (о тех учащихся, которые не смогли пройти диагностику) предлагает пути ее исправления.

 

·        Дозирование – формирует содержательную и количественную информацию об объеме, характере, особенностях самостоятельной деятельности учащихся, достаточной для успешного прохождения диагностики.

 

  Учебный процесс в технологии Монахова организуется по циклам. Каждый цикл – это учебная тема. В одном цикле от 6-8 до 20-24 уроков. Именно такая длительность обеспечивает целостность восприятия материала учениками.

 Информационной моделью этой технологии является технологическая карта, которая  составляется на каждую учебную тему. В ней и представлены  вышеназванные пять модулей учебного процесса и их взаимосвязи. Поурочная разбивка осуществляется при помощи информационных карт урока.

Структура технологической карты:

Логическая структура

Целеполагание

Диагностика

Коррекция

Дозирование

 

  

 

Структура карты урока:

 

Задачи урока

Содержание учебно-позновательной

деятельности

 

Методический инструментарий учителя

Результаты взаимодействия «учитель- ученик»

 

 

 Работая по этой технологии, мною разработаны технологические карты по следующим темам  курса алгебры и начал анализа в 10-11 классах: «Тригонометрические функции. Тригонометрические уравнения и неравенства.», 10 класс. Технологический цикл состоит из  18 уроков.  «Пределы и производная», 10 класс, цикл состоит из 9 уроков»,  «Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения и неравенства», 11класс,  в цикле 12 уроков, «Показательная функция. Показательные уравнения и неравенства», 11 класс, в цикле 8 уроков. Определяя цели и задачи для  учащихся, я распределяю эти цели по трем уровням: I уровень – самый общий, т.е. знаниями этого уровня должны овладеть все учащиеся, II- уровень включает все, что достигнуто на первом, но в более сложном виде,  III уровень –  все, что достигнуто в I и  II уровнях, но теперь должно применяться в нестандартных ситуациях. Тем самым определяется для каждого ученика своя зона ближайшего развития, осуществляется индивидуальный подход к учащимся, формируется поле для развития личностных качеств ученика. В результате применения  технологии при изучении этих тем я добилась определенных успехов. В частности, ученики 10б класса на высоком уровне усвоили тему «Тригонометрические функции, тригонометрические уравнения и неравенства». Я считаю, что создание комфортного темпа работы для каждого ученика обеспечило такой результат. Каждый ученик получил шанс определить свои возможности в учении и приспособиться к тому уровню изучения материала, которые были предложены мной.

    Преимущества модульной технологии по сравнению с традиционным преподаванием математики:

·        В старших классах у школьников появляется желание и способность представить себе изучаемую главу в целом. В традиционном преподавании часто не учитывается эти возможности. Теоретической материал дается небольшими порциями – изучение теории какого-либо вопроса растягивается на неделю, перемежаясь отвлекающими упражнениями; если надо вывести 2-3 формулы, распределяют их по одной на урок. Т.е. учащихся «кормят» маленькими порциями.  Такое «кусочное» восприятие материала приводит к дефекту: школьники не приучены воспринимать целостную информацию большими порциями. А  технология Монахова изначально предусматривает целостность восприятия учебного материала одного цикла.

·        При работе по традиционной методике учитель  к каждому уроку ставит свои цели. Но отсутствие технологической связи между уроками одной темы исключает возможность постановки четкой цели ко всей теме, учитывающей все аспекты. В модульной технологии модуль «Целеполагание» предполагает построение системы микроцелей, проанализировав требования ГОСа к данной теме, содержание действующей программы и  личный  методический опыт (это особенно важно при личностно-ориентированном обучении), определяя содержание и объем педагогической помощи учащимся, учитывающий цели учащихся.

·        Если традиционная методика предполагает одну контрольную работу по окончании главы и самостоятельную работу контролирующего или обучающего  характера в теме, то в технологии Монахова система самостоятельных работ продумана до деталей. Ведь одной из принципов  технологии Монахова является самообучение, самоорганизация.      Для каждой микроцели составляется свой образец самостоятельной работы, диагностирующей достижение данной микроцели учащимися. В эту промежуточную диагностику рекомендуется включить 4 задания: 2 задания на уровне стандарта, 1 задание на уровне «хорошо», 1 – на уровне «отлично». Она проводится в каждом учебном элементе, рассчитана на 8-15 минут. Цель диагностики выявить тех, кто не смог полноценно освоить материал, и кому нужна дополнительная коррекционная работа. 

·        Самое выигрышное в технологии Монахова – это модуль «коррекция». В традиционном преподавании математике  к этой составляющей особое внимание не уделяется.

·        Модули можно вписывать в любую систему обучения и тем самым усиливать ее качество и эффективность. Задача учителя - мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью через модули, консультировать их. Учитель готовится не к тому, как лучше провести объяснение нового, а к тому, как лучше управлять деятельностью учащихся.

·        Отпадает проблема формирования познавательного интереса на каждом уроке. Познавательный интерес формируется уже на первом учебном элементе и поддерживается в последующих уроках. Достигается высокий уровень заинтересованности предметом и мотивации познания.

·        Комфортная технологическая среда создает атмосферу взаимного доверия между учителем и учеником, побуждает учащихся к сознательной, самостоятельной, активной деятельности на уроках и во время подготовки к ним. И это тоже играет большую роль, в успешном  овладении учебным материалом.

  Технология Монахова позволяет вводить свои корректировки, относиться творчески к структуре традиционных учебных тем. Это связано с тем, что система микроцелей как бы растворяет границы между учебными темами. А так же, сама технология гибкая, легко видоизменяется. Я ввела свои дополнения, изменения, от которых  она только обогащалась. Каждую крупную тему я разбиваю на учебные элементы, иногда учебный элемент это 1 урок, иногда на одном уроке 2 учебных элемента, иногда на нескольких уроках один учебный элемент. Это зависит от объема учебного материла и от поставленных микроцелей. На каждый учебный элемент определяется свои микроцели учащихся и приемы обратной связи, составляются опорные конспекты, промежуточные диагностики с разноуровневыми заданиями. В предпоследнем  учебном элементе  темы всегда больше времени отводится на коррекцию для слабых учеников и применению полученных знаний в нестандартных ситуациях для сильных учеников. А в последнем учебном элементе – итоговая диагностика. Итоговую диагностику я составляю с учетом уровневой дифференциации, что позволяет учащимся осознанно определить, тот минимум знаний, который необходим для получения оценки, не который он рассчитывает.

  Дальнейшее развитие этой темы моей педагогической концепции я вижу в применении технологии Монахова  в обучении математике в средних классах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


»  Тэги к этому документу:

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн