1. Минутка радости.
- Поздоровайтесь с нашими гостями. Подарите им улыбки.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
- Как вы думаете, почему наш урок я начала с этих стихов?
2. Словарная работа.
Багаж, вчера, вокзал, вагон, завтра.
-На какие группы распределим слова, и по какому признаку?
Запись в тетрадь. Багаж вчера
вокзал завтра
вагон
-Что общего у слов каждой группы?
3. Постановка проблемы.
-Что такое склонение?
-Что изменяется?
Узнал по улыбке (Д.п.)
обратился к помощи (Д.п.)
пожелал дедушке (Д.п.)
оделся к зарядке (Д.п.)
полезно организму(Д.п.)
следовать добру(Д.п.)
благодаря любви(Д.п.)
-Определите падеж. Выделите окончания у существительных.
-Как вы думаете, почему падежи одинаковые, а окончания отличаются?
-Вот на этот вопрос нам предстоит сегодня ответить на уроке.
4.Работа по теме урока.
-Выпишем словосочетания по группам, где у существительных одинаковые окончания.
пожелал дедушке следовать добру
узнал по улыбке полезно организму
оделся к зарядке благодаря любви
обратился к помощи
-Дадим характеристику существительных каждой группы, а для этого поставим их в единственное число именительного падежа.
М. р. Ж. р. Ср. р. М. р. Ж. р.
дедушка добро любовь
улыбка организм помощь
зарядка
-Какие существительные склоняются одинаково?
Все существительные распределены по склонениям.
I скл. II скл. III скл.
5. Физминутка.
Пописали, почитали,
Поднимитесь, пошагайте,
Покричите, помолчите,
Потанцуйте, постучите,
Помашите, потянитесь,
Поморгайте, улыбнитесь,
Посидите, пошепчите,
Успокойтесь, подремлите…
А теперь все поднимайтесь
И за дело принимайтесь.
6. Закрепление знаний.
-Как определить к какому склонению относится существительное?
Учебник страница 77, вывод.
Список существительных.
Огурец, помидор, капуста, смородина, редис, малина, чеснок, свекла, лук.
Первый вариант записывает существительные
I склонения. Второй вариант записывает существительные II склонения.
У нас получилось две корзины.
-Какие овощи и ягоды нужно употреблять для профилактики простудных заболеваний?
Человеку нужно есть.
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтоб расти и развиваться,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
7. Самостоятельная работа.
Карточки по уровням.
1 уровень.
Записать слова в три столбика.
Полотенце, дверь, платье, молоко, собака, погода, стул, сирень, дочь, камень, помощь, звезда.
2 уровень.
Записать слова в три столбика.
Без кисти, по капле, с неба, о речке, после дождя, к дубраве, на колос, над лесом, у горы, под землёй.
Проверка.
8. Итог урока.
-Вернемся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах разные окончания?
-С какой целью необходимо хорошо научиться узнавать склонение существительных?
|