Программа элективного курса. «Здоровье дальневосточников и экология»
Размещено: Ольга Викторовна Белозерова - пн, 19/04/2010 - 07:32
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4.
Программа элективного курса.
«Здоровье дальневосточников и экология»
17 часов.
Автор: Белозерова Ольга Викторовна
учитель биологии МОУ СОШ№4.
Город Николаевск-нА – Амуре.
2009 год
Паспорт программы.
Название программы
Здоровье дальневосточников и экология.
Цель программы
Цель: Создание условий для развития потребностей девятиклассников в здоровом образе жизни
Задачи программы
1.Развитие мотивов личности ребенка к познанию и творчеству в экологической деятельности.
2.Обеспечение условий для личностного развития ребенка, укрепления его здоровья, творческого труда и профессионального самоопределения.
Сроки реализации программы
Учебный год.
Источники финансирования программы
Бюджет Хабаровского края.
Ожидаемые результаты реализации программы
К концу года обучения учащиеся должен знать:
1.Как климатические и географические особенности влияют на общее состояние здоровья жителей Хабаровского края.
2.Правила сохранения своего здоровья.
3.Как правильно выбрать решение в экстремальных ситуациях, связанных со здоровьем человека.
.
Исполнители программы
Педагоги дополнительного образования, учителя биологии и экологии.
Пояснительная записка.
Цель:Создание условий для развития потребностей девятиклассников в здоровом образе жизни
Задачи:
1. Развитие мотивов личности ребенка к познанию и творчеству в экологической деятельности.
2.Обеспечение условий для личностного развития ребенка, укрепления его здоровья, творческого труда и профессионального самоопределения.
Программа «Здоровье дальневосточников и экология» является предметно-ориентированной и предназначена для осуществления предпрофильной подготовки девятиклассников. Она расчитанна на 17 учебных часов по одному часу в неделю.
Данный курс, являясь интегрированным, включает в себя основы химии, экологии, анатомии, общей и возрастной физиологии.
В содержание программы включены знания, необходимые девятиклассникам для сохранения их здоровья, т.к. результаты мониторинга школьников показали, что в Хабаровском крае 70% детей имеют нарушения здоровья. Это и определяет актуальность программы. Кроме этого в содержание элективного курса включает вопросы, относящиеся к механизмам сохранения своего здоровья, что для учащихся 9-х классов является новизной. Содержание курса направлено на развитие креативных способностей школьников и создание условий для саморазвития детей.
Рекомендуется при реализации данной программы использовать такие формы проведения занятий как: экскурсии, тематические встречи, научно-
практические конференции, групповые и индивидуальные консультации и др.
Реализация содержания осуществляется с помощью индуктивно – дедуктивного и проблемно-поискового методов обучения, что способствует развитию умений планировать и осуществлять исследовательскую деятельность (познавательная компетентность). Использование различных форм деятельности (коллективная, групповая, индивидуальная), различных способов деятельности способствует формированию таких ключевых компетентностей девятиклассников как организаторские, коммуникативные, информационные.
Использование же методов стимулирования, соревнования, познавательной игры, дискуссии, создание эмоционально-нравственной ситуации успеха, способствует развитию положительной мотивации школьников к предмету и процессу обучения в целом.
Таким образом, отличительной особенностью программы «Здоровье дальневосточников и экология» является:
·Интегрированный характер.
·Деятельностный подход.
·Исследовательская деятельность.
·Информационная культура.
Памятка ЗОЖ
1.Соблюдать приемы рационального питания;
2.Обязательна консультация врача-диетолога при выборе диеты;
3.Грамотно выбирать продукты питания;
4.Не злоупотреблять алкоголем, кофе и газированными напитками;
1.Каждый ребенок должен иметь возможность высказаться, поэтому количество детей в группе не должно превышать 10-12 человек.
2.Дети должны иметь возможность реализовать свои творческие способности, применять полученные знания и умения.
3.Необходимо организовывать экскурсии и наблюдения, проводить практические и творческие работы с использованием компьютерных технологий.
4.Для реализации практической части программы необходимо техническое и лабораторное оборудование (смотри средства работы).
ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ПРОГРАММЫ.
1.Программа факультативов с региональным содержанием («Растительный мир Приамурья» Авторы: Тихонова А.Е. и Нащечина М.М.).
2.Факультатив «Дальневосточник и его здоровье» Тихонова А.Е.
3.Серия книг «Твой родной край», «Живой мир Приамурья».
4.Учебный курс 8 класса «Человек» Сонин И.И. и Плешаков П.А.
Факультативный курс рассчитан на 17 часов. Может изучаться в течение всего учебного года или одного полугодия. В каждой конкретной школе электив должен решаться в зависимости от ситуации, заинтересованности учеников, готовности учителя и т.д. Эта программа также поможет обеспечить реализацию регионального компонента в 11-летней школе. Отдельные темы могут быть использованы, как предметно-ориентированные курсы по выбору в 9 классе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Тема 1. Введение. Человек и природная среда Хабаровского края
Определение экологии как науки о закономерностях взаимоотношений организмов с условиями окружающей среды. Влияние природной среды на человека.Коренные жители Дальнего Востока.
Тема2.Обмен веществ и питание.(5часов)
Нарушение обмена веществ. Геохимические особенности Хабаровского края (недостаток кальция, калия, йода, бора, меди и фосфора). Длительное употребление обедненных по минеральному составу продуктов и воды. Низкое содержание фтора в питьевой воде – главный признак распространения кариеса зубов у местного населения. Таежные витамины к нашему столу. «Дикий огород» (щавель, папоротник, одуванчик, кислица, рогоз).
Практическая работа №1:Составление таблицы «Таежные витамины к нашему столу».
Растения
Жизненная форма
Витамин
Другие полезные вещества
Виды заготовок впрок
Жимолость съедобная
Кустарник
С
Сахар и органические кислоты
Варенье и настойки
И т.д.
Практическая работа № 2«Расчет рациона питания»
Практическая работа №3«Определение нитратов в питьевой воде».
Практическая рабрта№3. «Определение нитратов в продуктах»
Тема 3.Система здравоохранения Хабаровского края (1 час).
Госпитализация, диспансеры, лечебно-профилактические работы, санитарно-эпидемиологические службы. Воды открытых водоемов. Современная медицинская техника. Медицинские училища Хабаровского края. Хабаровский медицинский институт.
Тема4.Заболевания у школьников.(4 часа)
Наркомания. Рост алкоголизма в Хабаровском крае. Заболевание желудочно-кишечного тракта. Вегетососудистая дистания, болезнь эндокринной системы. Общее состояние здоровья у подростков в экологических условиях Приамурья.
Практическая работа №4.Выпуск листовок против курения.
Практическая работа №5.Составление презентации на тему» Вред наркомании» выступления с профилактической целью в 8-9 классах.
Тема5.Деятельность человека и природа Хабаровского края.(2часа)
Зона ультрафиолетового комфорта Хабаровского края. Терминальные источники. Определенные требования к одежде дальневосточников. Зависимость типа одежды от продолжительности климатических сезонов в дальневосточной зоне. Охраняемые территории. Система мониторинга. Селекционные работы в крае. Достижения местной селекции.
Практическая работа №6:« Зависимость типа одежды от продолжительности климатических сезонов в различных сезонных пунктах». ( По таблице объяснить зависимость региона от тёплой одежды.)
Подобрать одежду дальневосточнику на каждый сезон.
Сезонный вид одежды
Хабаровск
Недели
Одесса
Недели
1. Зимний
20
12
2. Переходный
19
18
3. Летний
13
22
4. Легкая одежда
2
10
5. Костюм
4
14
6. Легкое пальто
9
12
7. Демисезонное пальто
13
12
8. Теплое пальто
7
4
9. Шуба, дубленка
17
-
Тема 6 .Итоговое занятие. Подготовка презентаций к конференции, защита презентаций.
Темы для презентаций.
1.Болезни, вызванные неправильным питанием и нарушением технологии приготовления пищи.
2.Выбор вида питания.
3.Роль витаминов и ферментов в организме человека.
4.Влияние нитратов на организм.
5.За счет чего достигается товарный вид многих продуктов питания, безопасно ли это для здоровья.
6.Вред курения, алкоголя, наркотиков.
7.Одежда и комфорт
8.Система здравоохранения Хабаровского края.
9.Болезни школьников и их профилактика.
10.деятельность человека и природа.
СРЕДСТВА РАБОТЫ.
1.Технические (видео, т, лупа, компьютер, интернет).
2.Методические (методическая и учебная литература, методические разработки).
3.Объекты живой и неживой природы.
4.Учебные пособия: «Здоровье человека и экология Хабаровского края» 2004г. Г.Хабаровск.
Диагностика результатов.
1.Наличие интересов к своему здоровью, диагностируется путем наблюдения за ребенком и во время общения.
2.Наличие творческой активности диагностируется через поведение ребенка на занятиях и подготовке к ним.
3.Степень владения теоретическим материалом в основном оценивается через проведение бесед, деловых игр, викторины и т.д.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ МАТЕРИАЛ.
К концу года обучения учащиеся должен знать:
4.Как климатические и географические особенности влияют на общее состояние здоровья жителей Хабаровского края.
5.Правила сохранения своего здоровья.
6.Как правильно выбрать решение в экстремальных ситуациях, связанных со здоровьем человека.
Должны уметь:
1.Сохранять гармоническое взаимоотношение с природой.
2.В нестандартных ситуациях применять навыки сохранения своего здоровья, через опыт, полученный на занятиях.
3.Уметь сказать нет, все пагубным привычкам, обосновать сое поведение в обществе, пропагандировать здоровый образ жизни.
·знаниелогики познания в естественных науках (факты, гипотезы, эксперимент, следствие); правила пользования оборудованием и реактивами; вещества положительно и отрицательно влияющие на организм; химические элементы, входящие в состав пищи;
·умениянаблюдать и описывать результаты наблюдения; осуществлять исследовательскую деятельность; составлять суточный рацион питания, пользуясь памяткой ЗОЖ; предъявлять результаты работы, участвовать в дискуссии.
11.Слайды, ролики, картины охраняемых растений (лилия двурядная, лотос Комарова, женьшень и т.д.).
12.Портреты (А.М.Лукашов, П.Г.Шуранов, С.И.Тимошин, Г.Т.Казьмин, А.В.Болоняев и др.).
13.Секундомер
14.Набор психологических тестов и анкет.
15.Слайдопроектор
16.Видеомагнитофон
17.Коврики для гимнастики
18.Тонометр
Приложение.
Методическое руководство к практическим занятиям.
Практическая работа №2.
Расчет рациона питания.
Главный этап практической работы: определение содержания количества пищевых веществ, белков, жиров, углеводов реально поступающих в организм с рационом питания для чего проводится перерасчет по справочной таблице.
наименование
белки
Жиры
углеводы
Баранина
20,8
9.0
Говядина
20.2
7,0
Индейка
21,5
12,0
0,8
Колбасы
10-20
11-35
1,0-4,2
Кролик
21,1
11,0
Курица
18,2
18,4
7
Печень
17.9
3.7
Свинина
14.3
33,3
Утка
15,8
24.3
Молочные продукты
Кефир нежирный
3.0
0,05
3,8
Молоко
2,8
2,5
4.75
Сыр
23,7
30
Творог
18
0,6
1,8
Крупы
Гречка
12.6
3,3
62.1
Манка
10
1
67
Овсянка
Перловка
11
6.2
50
Манка
12
0.7
50
Рис
7.5
2.6
56.1
Хлеб
6.8
1.3
40,7
Овощи
Горох
6
0,1
8.5
Грибы
1.7
0,4
1
Капуста
1,8
0.1
4,7
Картофель
2
0.4
16.4
Морковь
1,3
0.1
7.2
Редис
1.2
0.1
3.8
фрукты
Клубника
0.8
0,4
6.3
Яблоки
0.4
0.4
9
Смородина
0.3
0.2
7,3
Шиповник
1,6
-
10
Чернослив
2.3
-
58
Содержание белков, жиров, углеводов, основных пищевых продуктов(на 100г. исходного продукта)Н,Грин,У.Стаун.
Для анализа режима питания сделать расчет энергетической ценности исходя из того что энергетическая ценность 1 грамма белка равен
Рацион питания рассчитать на режим, завтрак. обед, ужин и оформить в виде таблицы: согласно меню каждого ученика за прошедший день.
Практическая работа №3
Опыт№1.Определение нитратов в питьевой воде.
В питьевой воде должно содержаться не более 3.29 мг_л нитрит-ионо. К1 мл исследуемой воды прибавить 2 мл физиологического раствора.Затем 2 мл физиологического раствора смешивают с 1 мл риванольного реактива(таблетку растворяют при нагревании в 200мл соляной кислоты)
Если появляется бледно-розовая окраска, значит уровень нитратов в питьевой воде недопустимо высок.
Опыт№2.Определение нитратов в продуктах.
2мл разведенного продуктового сока .взятого из средней части плода смешивают с 1 мл соляно-кислого раствора риванола и добаваляют цинковый порошок.Если в растворе содержится больше 20мг/л нитратов.,то появляется бледно-розовая окраска.
Памятка по опасным загрязнителям.
1.Нитраты больше активно можно разделить растения на 5 групп: 1)больше 5 грамм на 1 кг продукции (все виды салатов, петрушки, редис)
2).до 5 г на 1кг (шпинат, редька, кольраби, свекла, зеленый лук);
3)до 4г на 1 кг (белокочанная капуста, морковь, репчатый лук);
4)до 3г на 1 кг (лук-порей, ревень ,укроп, тыква);
5)менее 1 г на 1 кг (огурцы, арбузы, дыни, помидоры, баклажаны, картофель);
Как распределяются нитраты в овощах?
1)У свеклы сконцентрированы в верхней части корнеплода-до 65%;
2)В моркови в центральной -90%,наружной части-10%,
3)Капуста - самая опасная часть- кочерыжка и в толстых черешках листьев;
4)У картофеля в мелких клубнях нитратов больше, чем в крупных, сосредоточены под кожурой (чистить не экономя);
5)Маленькие огурцы содержат нитратов меньше, чем большие если огурец совран утром нитратов меньше.
Практические советы (как уменьшить количество нитратов)
1)Тщательно промывать овощи и фрукты (уменьшает на 10%)
2)Механическая очистка (на 15%-20%.)
3)Варка овощей, особенно очищенных и нарезанных (на 50%.)
4)Зелень рекомендуется вымачивать перед употреблением в холодной воде 1-1,5часа (20-30%.)
5)Уменьшается содержание нитратов при квашении, солении, мариновании.
Литература для учителя:
1.« Азбука закаливания» А.П.Лаптев.
2.«Дым, уносящий здоровье» И.М.Грайчук, г. Хабаровск
3.«Дальневосточный климат и здоровье человека» Ю.Б.Попов.
4.«Загрязнение природной среды и экологическая патология человека» г. Хабаровск, 2001 г.
5.Лекарственные растения Дальнего Востока» Н.К.Фруентов.
6.«Охрана здоровья женщин и детей в Хабаровском крае» Е.Г.Дьяченко,
7.«Оценка климатических условий жизнедеятельности человека на Дальнем Востоке» Л.Б.Дергачева.
8.«Печальные итоги» В.Ф.Поминов.
9.«Природа в белом халате» 1995 г., г. Хабаровск.
10.«Регионализация экологического образования» 2000 г., Е.А.Тихонова, г. Хабаровск.
11.«Секреты русских лекарей» Человек, экология, здоровье, 2000 г.
12.«Селекция и сортовая агротехника полевых культур на Дальнем Востоке».
13.«Сорта Хабаровской селекции».
14.«Физическое воспитание младшего школьника в семье» 2003 г., Москва, Ю.А.Копылов.
.
Литература для ученика:
1.Дальневосточный климат и здоровье человека» Ю.Б.Попов.
2.Здоровье человека и экология Хабаровского края.А.Е.Тихонова,А.П.Ищенко,Т.И.Диденко. Хабаровск.Издательскиий дом «Приамурские ведомости»2004 год.
3.Учебник «Человек»8 класс В.В.Захаров,Н.И.Сонин. Москва.Дрофа.2006 год.