Официальный сайт toppromotion 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



: Образ русской народной песни в музыке русских композиторов»

Submitted by Наталья Васильевна Лонина on Fri, 16/04/2010 - 20:23
Данные об авторе
Автор(ы): 
уч. музыки Лонина Наталья Васильевна
Место работы, должность: 
МОУ СОШ №16 уч. музыки
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Цель урока: 
Сформировать представление о роли русской народной песни в произведениях русский композиторов -Информационная – познакомить с творчеством русского композитора М, П. Мусоргского, опера «Хованщина», песня – ария Марфы. -Научить определять русский народный стиль в музыке М.П, Мусоргского. -Обучить умению коллективно размышлять о роли русской народной песни в произведениях русских композиторов.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник "Музыка.  4  класс"  (м. просвещение, 2007)

Рабочая тетрадь 

хрестоматия музыкального материала  

фонохрестоматия : Вступление к опере "Хованщина" М.П.Мусоргский - "Рассвет на Москве реке", Песня Марфы "Исходила младёшенька.." из оперы "Хованщина"

 

 

Используемая методическая литература: 

"История русской народной песни" состав У.Красев

"Обрядовые русские народные песни" сост. И.Ванина

"Русские композиторы 19 века" сост. А.Арсеньев

"100 опер""  сост .Н Иванов.

Используемое оборудование: 

Музыкальный центр,СД -диски

мультимедийная установка, слайды.

инструмент фортепиано."

 


 

Краткое описание: 
Тема : Образ русской народной песни в музыке русских композиторов» Цель урока : Сформировать представление о роли русской народной песни в произведениях русский композиторов. Задачи : -Информационная – познакомить с творчеством русского композитора М, П. Мусоргского, опера «Хованщина», песня – ария Марфы. -Научить определять русский народный стиль в музыке М.П, Мусоргского. -Обучить умению коллективно размышлять о роли русской народной песни в произведениях русских композиторов. Тип урока: Изучение нового материала. Жанр урока : Тематический. Проблема урока: Почему русские композиторы обращались в своих произведениях к русской народной песне. Вид урока : Исследование. Методы урока – словесные, наглядные, практические, проблемно – поисковые

 

Ход урока:

Дети входят в класс под музыку П.И.Чайковского «Симфония №4» (звучит фрагмент).

Учитель – Музыка ,которая сейчас прозвучала вам знакома ?

Интонацию какой песни знакомой вы услышали  ? («Во поле береза стояла»)

- Учитель: А как вы думаете, почему П.И, Чайковский часто в своих произведениях обращался к русским народным песням?

- Учитель :- Не только П, И. Чайковский , но и другие русские композиторы обращались к русской народной песне, сочиняли музыку в народном стиле.

Так почему же композиторы, обращались к истокам  русской народной музыки  мы попытаемся сегодня выяснить.

Чтобы ответить на этот вопрос,  давайте вспомним с какими видами  русской народной песни мы уже с вами знакомы. (хороводные, былины, плясовые, протяжные, обрядовые, маршевые ит.д.)

-1-

-Учитель :Из уст в уста передавались русские народные песни, а позже музыкально грамотные люди что- бы сберечь фольклор, стали записывать песни, чтоб они не исчезли. Семь нот ,но сколько они сохранили нам песен. Так давайте вспомним их  и распоемся. (Исполнение гаммы ,канон на два, три голоса)

Исполнение хороводной песни «Во поле береза стояла» (канон на два, три голоса)

Обратить внимание на звуковедение, строй.  Добиться чтобы учащиеся слушали и слышали друг друга.

- Учитель - А что характерно для народной песни.(многоголосие, подголоски, сольное пение)

Вспомним песню  «Ты река ль, моя реченька»определите вид песни (Обрядовая).

 - Учитель -Во время какого обряда исполняется песня? Кто исполняет ее? (свадебная песня)

Исполнение песни «Ты река ль ,моя реченька» .

-Учитель –Если мы с вами говорим о том, что для русской народной песни характерно многоголосие, подголоски, то давайте  вспомним песню  «Милый мой, хоровод».

(исполнение на два голоса)

- Учитель -  «В песне душа народа»- слова великого просветителя А.И.Радищева

«Песня – живой голос народа, говорящий о его жизни, о всех радостях и печалях».

Песня это настоящий друг, который разделит радость и печаль.

- Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы ребят)

- Какие чувства отражает песня, которая сейчас прозвучит, (русская народная песня  «Исходила младешенька»- исполнение)\

(Чувства горести, печали, одиночества, обиды)

-Какими средствами музыкальной выразительности, отражает чувства русская народная песня. (мелодия плавная, протяжная , певучая)

Разучивание всем классом песни.

2 этап

- Учитель-А теперь внимательно прослушайте музыкальное  произведение. Определите музыка народная звучит или композиторская?(Звучит фрагмент «Рассвет на Москве реке» М.П.Мусоргский)

Учитель- Звучит народный оркестр или симфонический? (Симфонический- Есть ли в музыке что – то общее с народной песней?

 

- И если прислушаться, то симфонический оркестр подражает народным инструментам. Какое время дня изобразил в музыке композитор?  (Утро)

 - Учитель – «Рассвет на Москве реке» так назвал композитор М.П.Мусоргский вступление  к опере «Хованщина».Его музыку называют гениальной .Родился он 150 лет назад , в детстве любил слушать колокольные звоны.(Слушание вступление к опере)

- Учитель – Прослушав произведение на душе у вас от рассвета легко или тревожно?

Если тревожно, то почему? (Ответы ребят)

- Учитель- Композитор здесь не только изображает пейзаж, но и изображает переломный момент в Российском Государстве. Отражает  исторические события 17 века уходящая феодальная Русь  и начало славных дел Петра 1 .

Главная героиня оперы – Марфа –  какой судьбы эта девушка, попробуйте определить сами. (Звучит фрагмент из оперы «Хованщина» песня – ария Марфы)

- Учитель –Знакома ли вам прозвучавшая  сейчас музыка? (Ученики узнают в ней русскую народную песню «Выходила  младешенька»)

- Учитель –Так почему композитор взял для Марфы подлинную русскую песню?

Что он хотел сказать этим, что хотел показать? Какая музыка глубже покажет душу русского народа, народная или композиторская?

3 этап

 - Учитель –На уроке у нас прозвучали произведения р.н.п. «Во поле береза стояла», р.н.п. «Милый мой, хоровод» р.н.п. «Ой, река ,реченька», р.н.п. «Исходила младешенька»,  «Рассвет на Москве реке» М,П,Мусоргского.

 - Что объединяет эти произведения?

- Учитель – Не только М.П.Мусоргский сочинял музыку в народном стиле. Назовите мне  с какими операми русских композиторов мы с вами уже знакомы?(ответы учеников)

Исполнение хора «Уж как помосту мосточку» П.И.Чайковский опера «Евгений Онегин», «Прощай зимушка» опера «Снегурочка» Н.А.Римский –Корсаков.

Композиторская музыка в народном стиле также разнообразна как и русская народная песня. Русская народна песня бездонный кладезь для композиторов.

 

 


»  Tags for document:

Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн