Официальный сайт pepsilight 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Конспект музыкального занятия по теме "В гостях у долганочки" с использованием национальнорегионального компонента

Выберите действие:

 

Министерство образования и науки Красноярского края
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Конспект музыкального занятия
 
Тема занятия: «В гостях у долганочки»
(подготовительная группа)
 
Музыкальный руководитель: первой квалификационной категории
Байправ Татьяна Николаевна
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Красноярский край
Таймырский муниципальный район
г. Дудинка
ул. Щорса 29 «а»
Таймырское муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Дудинский центр развития ребёнка - детский сад «Белоснежка»»
 Заведующая: Шикеня М.А.
 
Пояснительная записка
К музыкальному занятию по теме: «В гостях у долганочки»
Музыкальный руководитель Байправ Т.Н.
 
Подготовительная группа.
 
Место проведения: музыкальный зал ТМДОУ «Белоснежка»
 
Длительность: 40 минут.
 
Оформление зала: У центральной стены расположен чум, в котором «горит костёр». На боковой стене - работы из бисера, выполненные на кружке «Бисеринка» под руководством музейного педагога Чуприной Г.С.
 
 Материал: Кукла в долганской одежде (хозяйка чума Татый), музыкальный инструмент – борган, экспонаты (чум, балок, нарты), картинки с изображением быта жителей тундры.
 
Музыкальное занятие направлено на знакомство с культурой рядом живущего народа, населяющего полуостров Таймыр. Разработано с опорой на рекомендации региональной программе «Истоки», а также в соответствии с требованиями комплексной программы «Музыкальное воспитание в детском саду» М.Б.Зацепиной под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
 
Актуальность методической разработки заключается в том, что тема занятия направлена на расширение кругозора личности ребёнка, что способствует вовлечению значимых ценностей национальной культуры в процесс нравственного и духовного развития ребёнка дошкольника.
 
При планировании музыкального занятия учитывалось, что дети подготовительной группы уже имеют определённые знания и некоторый музыкальный репертуар им знаком, так как занятия в этом направлении проводятся систематически.
 
    Цели: Привить навыки музыкальной и игровой деятельности через ознакомление детей с традициями народов Севера.
 
Задачи:
Образовательные задачи:
-         Продолжать знакомить детей с образом жизни, с бытом и музыкальной культурой, традициями коренных жителей полуострова Таймыр.
-         Познакомить с музыкальным инструментом борганом, с его звучанием.
-         Обогатить словарный запас новыми словами «парка», «бакари» и др.
Развивающие задачи:
-         Развить звуковысотный слух. 
-         Развить способности соотносить двигательные ощущения с музыкой при исполнении элементов народного танца.
 
Воспитательные задачи: 
-         Формировать у детей устойчивый интерес к людям, населяющим Таймыр, и их жизни.
-         Воспитать доброжелательное отношение и уважение к этим людям.
 
На определённых этапах музыкального занятия решались все поставленные задачи.
Во вступительной части занятия звуки боргана вызвали у детей интерес, создали сказочную, таинственную атмосферу, что побудило с большим желанием узнать традиции тех народов, на земле которых мы живём.
Кукла Татый в долганской одежде у костра возле чума, приветствие на долганском языке, песня на слова Огдо Аксёновой послужили сюрпризным моментом и способствовали приобщению детей подготовительной группы к музыкальной культуре, фольклору народов севера.
Беседы воспитателя от лица долганской куклы, сопровождаемые показом экспонатов были направлены на обогащение и закрепление словарного запаса словами чум, парка, бакари, унтайки, малицы. Игра на шумовых инструментах, показ иллюстративного материала с изображением быта коренных народов Таймыр осуществляли решение воспитательных задач, таких как, формирование у детей устойчивого интереса к людям, населяющим Таймыр, и их жизни.
 
Эмоциональный отклик у детей вызвало исполнение заранее выученных песен «Долганочка» муз. М.Чарду, и танца «Мастериц», «Охотники и куропатки» под муз. Корюкова в аудиозаписи, где дети могли проявить свои способности соотносить двигательные ощущения с музыкой при исполнении элементов народного танца.
Подвижные музыкальные игры «Чум» и «Замри» дали возможность не только подвигаться детям, но и способствовали развитию ориентировки и свободы движений в пространстве зала.
 
За счёт использования на музыкальном занятии разнообразных методов, приёмов, сюрпризных моментов, яркого иллюстративного материала знакомство с музыкальной культурой народов Таймыра происходит в процессе увлекательных для ребёнка видов деятельности – музыкальной, танцевальной, игровой, что обеспечивает высокую эффективность усвоения материала.
 
Занятие послужило средством приобретения и закрепления у детей знаний о быте и фольклоре народов Таймыра, обогащения детской игровой деятельности, вызвало радостные переживания , сформировало доброжелательное отношение и уважение к людям, населяющим Таймыр.
 
  
 
Ход занятия:
1. Вступительная часть.
Дети входят в зал. Звучит борган в аудиозаписи.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте дети.
 Слышите, что за инструмент звучит? (Ответ детей)
- Правильно, это борган – музыкальный инструмент (Показать детям инструмент). Как своеобразна его музыка. На что же она похожа?
(Ответы детей: вой ветра, метель…)
 
2. Основная часть.
Музыкальный руководитель: Сегодня мы пришли в гости к долганской девочке. (Воспитатель берёт в руки куклу в национальной одежде) Это Татый, она долганка. Татый нам поможет узнать о том, как живут люди в тундре. Давайте с ней поздороваемся на долганском языке.
Дети: Доробо, хозяйка чума.
Кукла (голосом воспитателя): Доробо оголор (Здравствуйте, дети). Я очень рада, что вы приехали ко мне в гости. Садитесь , попейте чайку.
         Вам ребята, верно невдомек,
Законы тундры избегут забвенья,
         Ведь мало ли кого на огонёк
         Случайно приведёт тропа оленья.
         И надо, чтоб горячий чай ждал путника,
         Пусть он душой оттает.
         Любого гостя в тундре привечай,
         Запомни, лишь добро добро рождает!
 
Музыкальный руководитель: Спасибо, хозяйка, за гостеприимство. Мы тебе песню за это споём про долганскую девушку.
(Обращается к детям) - Ребята, постарайтесь передать напевность мелодии. Можете пританцовывать, придумать свои движения на музыкальный проигрыш.
 
Дети исполняют ПЕСНЮ « ДОЛГАНОЧКА» слова О.Аксёновой перевод М.Чарду. Музыка М.Чарду.
Текст песни:
1. Разноцветным огнём бисер весело горит.
В парке с ярким шитьём к нам красавица спешит.
ПРИПЕВ: Наша долганочка, северяночка,
              Наша смугляночка, Таймырчаночка.
2.     Всех улыбкой своей покоряет и манит.
«Полюбуйтесь моей паркой» – будто говорит.
ПРИПЕВ: Тот- же
3.     Звонкий голос её подзадоривает всех
В танце кружит легко, ручеёчком льётся смех.
ПРИПЕВ: Тот - же
4.     Нет красивей девчат, чем на северной земле.
Любят петь, танцевать и не унывать в беде.
ПРИПЕВ: Тот – же.
 
Музыкальный руководитель: Эту песню сочинил композитор Матвей Чарду на слова долганской поэтессы Огдо Аксёновой. Сейчас мы послушаем эту песню на долганском языке в исполнении солистов ансамбля «Хейро».
 
СЛУШАНИЕ ПЕСНЯ «ДОЛГАНОЧКА» в аудиозаписи на долганском языке. Слова О.Аксёновой, музыка М.Чарду. исполняют В.Сигуней и И Синенко.
 
Рассказ воспитателя от лица долгаской куклы, сопровождается показом экспонатов:
-         Люди в тундре живут совсем по-другому, чем в городе. Издавна на Таймыре живут долганы, ненцы, нганасаны, эвенки и энцы. Поэтому они считаются коренными жителями и ведут кочевой образ жизни, т.е. они живут, все время переезжая с места на место.
-         Ответьте, ребята, на вопрос – на чём можно передвигаться по тундре? (Ответ детей – На нартах)
-         Как называется жилище , в которых живут в тундре?(Ответы детей – чум)
-         (Показывает картинку с изображением чума) Посмотрите, вот это – чум, его можно разобрать и снова собрать.
 
Музыкальный руководитель: Давайте, ребята, поиграем в ИГРУ « ЧУМ»
 
Музыкальная ИГРА (соревнование) «ЧУМ»
 Дети делятся на 2 команды.
Текст песни: Чум, чум, круглый дом,
                   Побывайте в доме том.
                   В нём всего одна стена
                   Очень круглая она.
Дети врассыпную двигаются по залу на олени, по сигналу музыкального руководителя строят свой чум. Побеждает та команда, которая справилась быстрее и качественнее.
 
Воспитатель (от лица куклы Татый):
-         Пока мужчины на охоте или на рыбалке, у женщин очень много работы: приготовить еду, сшить одежду. Вы ведь знаете, что в тундре нет магазинов. Поэтому мамы и папы делают игрушки для своих детей сами.
Музыкальный руководитель: Все мамочки поют своим любимым детям песенки. Послушайте пожалуйста, долганскую народную мелодию.
Воспитатель (от имени Куклы Татый): А вы, ребята, будете поигрывать на шумовых инструментах народов Таймыра: оленьих копытцах – погремушках, больших и малых погремушках, бубнах.
 (Достаёт шумовые инструменты из чума, раздаёт детям)
 
ПЕСНЯ на долганском языке. Дети поигрывают на шумовых инструментах.
 
Музыкальный руководитель: Какая песня?
(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ - задорная, игривая, весёлая, танцевальная.)
Воспитатель: В песне поётся о мальчике, который мечтает и вырасти и стать оленеводом.
РАЗУЧИВАНИЕ песни по музыкальным фразам.
 
Воспитатель (от лица куклы Татый): Почти все игры детей связаны с занятиями родителей: охотой, рыболовством, оленеводством, бытом. Для детей вырезают маленькие фигурки оленей из дерева, нарты делали из костей различных птиц и животных, из крылышек – свистульки. Мальчики играли в охоту.
 
ПОКАЗ ИЛЮСТРАТИВНОГО МАТРИАЛА (с изображением быта коренных народов Таймыра).
 
-         Девочки в основном учились строить чум, готовить еду. А также шили одежду.
-         Ответьте на вопрос: Какую одежду и обувь шьют из оленей шкуры мастерицы? (Ответы детей – парки, бакари, унтайки, малицы)
-         Наши девочки тоже играют в мастериц.
 
ТАНЕЦ МАСТЕРИЦ под музыку А. Корюкова в аудиозаписи.
 
Музыкальный руководитель: Мальчики покажут игру «ОХОТНИКИ И КУРОПАТКИ»
Музыкально-танцевальная ИГРА «ОХОТНИКИ И КУРОПАТКИ» под музыку А.Корюкова в аудиозаписи.
 
Ведущая От лаца Татый):
- Вспомните, какие животные и птицы обитают в нашей Таймырской тундре? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ – Волк, песец, куропатки, леменги, сова и др.)
 
Музыкальный руководитель: Поиграем в ИГРУ «ЗАМРИ»
 
Музыкальная ИГРА «ЗАМРИ»
Текст песни: В гости в тундру мы пришли, кто есть кто? Определи?
Зайцы, волки и лиса, куропатка и сова.
Приготовься и смотри.
Фигура из тундры замри!
(ДЕТИ ЗАМИРАЮТ, ИЗОБРАЖАЯ ЛЮБОГО ЖИВОТНОГО)
 
3. Итог занятия:
Музыкальный руководитель: Ребята, вот мы и побывали в гостях у жительнице тундры, кукле Татый. Спасибо тебе, хозяйка чума. Нам очень понравилось у тебя гостить, мы узнали много нового. Давайте вспомним, какие новые слова вы узнали.
Дети: Бакари, унтайки, малицы и др.
Музыкальный руководитель: Скажем хозяйке чума до свидания.
(Дети благодарят, уходят их зала)

 

 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн