Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения
Submitted by Ольга Алексеевна Яковлева on Fri, 16/04/2010 - 08:36
I.Организационный этап.
II.Постановка цели. Сообщение темы и цели урока.
III.Проверка домашнего задания.
Вопросы для повторения:
1. Чем отличаются физические явления от химических?
2. Какие области применения физических явлений вы знаете?
3. По каким признакам можно судить о том, что прошла химическая реакция?
4. Что такое экзо- и эндотермические реакции? Какие условия необходимы для их протекания?
5. Учащиеся сообщают результаты домашнего эксперимента (№ 1,2 после §26)
IV.Введение знаний.
1.Закон сохранения массы веществ.
Проблемный вопрос: изменится ли масса реагирующих веществ по сравнению с массой продуктов реакции.
Демонстрационные опыты:
Учитель ставит на чашу весов два стаканчика:
а) один со свежеосаждённым Cu(OH)2, другой с раствором HCl; взвешивает их, сливает растворы в один стаканчик, другой ставит рядом, и ребята отмечают, что равновесие весов не нарушилось, хотя реакция прошла, о чём свидетельствует растворение осадка;
б) аналогично и проводится и реакция нейтрализации – к окрашенной фенолфталеином щёлочи приливается избыток кислоты из другого стаканчика.
Формулировказакона сохранения массы:масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе образовавшихся веществ (учащиеся записывают формулировку в тетрадь).
Закон сохранения массы был теоретически открыт в 1748 году и экспериментально подтверждён в 1756 году русским ученым М.В. Ломоносовым.
Французский учёный Антуан Лавуазье в 1789 году окончательно убедил учёный мир в универсальности этого закона. Как Ломоносов, так и Лавуазье пользовались в своих экспериментах очень точными весами. Они нагревали металлы (свинец, олово, и ртуть) в запаянных сосудах и взвешивали исходные вещества и продукты реакции.
Использование ЦОР:Опыт, подтверждающий закон сохранения массы веществ (флеш-анимация, иллюстрирующая реакцию нагревания красного фосфора)
Видеоанимация«Закон сохранения массы веществ с точки зрения атомно-молекулярного учения».
2.Химические уравнения.
Использование ЦОР:Составление химического уравнения (на примере взаимодействия водорода с кислородом) (флеш-анимация)
Исходные вещества, принимающие участие в химических реакциях называются реагентами.
Новые вещества, образующиеся в результате химической реакции называются продуктами.
Химическое уравнение – это условная запись химической реакции посредством химических формул.
Закрепление понятий. Использование ЦОР:Исходные вещества и продукты реакции (флеш-анимация)
Правила составления химических уравнений
1. В левой части уравнения записать формулы веществ, вступающих в реакцию (реагентов). Затем поставить стрелку.
а) N2 + H2 →
б) Al(OH)3 →
в) Mg + HCl →
г) СaO + HNO3→
2. В правой части (после стрелки) записать формулы веществ, образующихся в результате реакции (продуктов). Все формулы составляются в соответствии со степенью окисления.
а) N2 + H2 → NH3
б) Al(OH)3 → Al2O3 + H2O
в) Mg + HCl → MgCl2 + H2
г) СaO + HNO3→ Ca(NO3)2 + H2O
3. Уравнение реакции составляется на основе закона сохранения массы веществ, т. е. слева и справа должно быть одинаковое число атомов. Это достигается расстановкой коэффициентов перед формулами веществ.
Алгоритм расстановки коэффициентов
в уравнении химической реакции.
1. Подсчитать количество атомов каждого элемента в правой и левой части.
2. Определить, у какого элемента количество атомов меняется, найти Н.О.К.
3. Разделить Н.О.К. на индексы – получить коэффициенты. Поставить коэффициенты перед формулами.
4. Пересчитать количество атомов, при необходимости действия повторить.
5. Начинать лучше с атомов О или любого другого неметалла (если только О не находится в составе нескольких веществ).
На: Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения
С уважением, Лариса Александровна
На: Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения
НР
На: Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения